Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 19:44, дипломная работа

Описание работы

Детские страхи, если их вовремя выявлять, правильно к ним относиться, понимать причины их появления, исчезают бесследно .Если же страхи болезненно заострены, то сохраняются длительное время, мешая ребёнку вести нормальную жизнь. Причины детских страхов имеют как биологический, так и социальный характер: неправильное поведение родителей, незнание родителями возрастных и психических особенностей ребёнка, влияют на появление детских страхов.
Родителей и педагогов волнует проблема детских страхов, где ещё не требуется лечение, а только правильный психолого-педагогический подход со стороны взрослых. Психологи констатируют: детям в силу их возрастных особенностей сложными рациональными способами снять дискомфорт, получаемый в результате возникновения страхов. Барьеры страха у детей могут быть успешно преодолены, если использовать психолого-педагогическое воздействие на ребёнка с целью успешного преодоления им факторов, вызывающих страх. Это может быть возможно через управление ребёнком отрицательными эмоциями, формирование психологических защит от факторов, вызывающих состояние страха.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....7
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………7
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...11
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...13
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........19
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….19
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….23
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….26
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................29
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….34
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....34
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........38
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...47
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....65
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........73
ЛИТЕРАТУРА…………………..…………………………………………………..76

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Анны( законченный).doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

Страх  –  пассивно-оборонительная реакция. Он указывает на опасность чего-то от кого-то более сильного, на опасность, которую нужно избежать, от которой нужно устраниться. Если угроза исходит от более слабого, то это вызывает активно-оборонительную реакцию – гнев. Все зависит от соотношения сил. Понятно, что у людей слабых, которым труднее преодолевать жизненные трудности, больше поводов для реакции страха.

 И у ребенка, и у взрослого  есть страх перед неизвестным, перед новым. Этот страх делает  осторожным человека и имеет защитное значение. Когда знание мира было ничтожно, а область неизвестного огромна, страх держал человека в своей власти и заставлял его населять мир страшными богами и чудовищами. Также страх можно рассматривать, как выражение тревоги в конкретной, объективной форме, если чувства непропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребенок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может косвенно угрожать его жизни и благополучию. Между тревогой и страхом существует общий эмоциональный компонент – это волнение и беспокойство, в обоих понятиях  отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Страх – это сильное и вполне определенное чувство в конкретных обстоятельствах, в отличие от тревоги, которая приходит, не откуда и уходит в ни куда. Психологи различают два вида страхов и тревог – реальные и мнимые. Устойчивые мнимые страхи и тревоги считаются симптомами психического расстройства, Обычно многие страхи и тревоги выражаются в виде определенной фобии, то есть смертельного ужаса, внушаемого определенными вещами. Так, например, паническая боязнь пауков называется арахнофобия

 К. Изард  объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога – это комбинация некоторых комбинаций, а страх – лишь одна из них [2].

 Любой человек испытывает  страх. Любой сорвиголова, который  кичится своим мужеством, испытывает  страх. И преодоление страха может принести определенное удовлетворение. Но навязчивый поиск острых ощущений страха указывает на неуравновешенную личность, которая пытается обрести внутренний покой на грани своих возможностей. Так, например, один из аспектов так называемого «афганского синдрома» - это привыкание к постоянной опасности. Военнослужащие, выполняющие «интернациональный долг», привыкали к опасности и постоянному риску – как  к наркотику.

Возвращение в обыденную, повседневную жизнь стало для многих причиной стрессов и депрессий. Некоторые из них пытаются привнести чувство предельной бдительности и напряженной осторожности, требовавшейся от них на войне, в мирную и благополучную жизнь на гражданке. Часто «афганцы» выбирают профессию, позволяющую чувствовать себя «как на войне». Так же науке известны случаи, когда люди от рождения были лишены чувства боли, а значит страха перед болью.

Страх настолько важен для сознания, как боль для тела,– это сигнал, предупреждающий об опасности. В нервной системе человека существует нечто вроде фильтра, который дозирует и регулирует сигналы, поступающие в сознание. Существование этих «фильтров» доказывается тем, что некоторые йоги после упорных тренировок могли по своему желанию заглушить любые сигналы, а значит победить любое чувство – голод, боль, страх. Любое чувство можно и необходимо регулировать по мере жизненной необходимости [11].

Таким образом, страх – это эффективное (эмоционально-заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта взаимоотношений со сверстниками и взрослыми может испытывать как тревогу, так и страх.

 

1.2 Причины возникновения страхов

 

 Причинами страха могут быть  события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-нибудь человека или объект.

Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи  между этими чувствами [2].

 Грей разделил все причины  страха на четыре категории: интенсивность, новизна, эволюционно выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии [31].

  Боль и громкий звук являются  примерами слишком интенсивных  стимулов, а незнакомые предметы  и лица, иногда вызывают страх  из-за своей новизны. Грей рассматривал  недостатки стимуляции или отсутствие стимула в ожидаемом месте и во времени, как определенный вид стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно выработанными сигналами опасности.

Боулби выделил врожденные детерминанты страха, которые он называет «природными стимулами и их производными». Производные стимулы скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются: одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль.

Стимулы страха включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Боулби показал, что природные стимулы страха связаны с возрастом, то есть зависят от процесса развития и созревания [2].

Боулби считал одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха. Он также показал другие природные стимулы страха, например, незнакомость и внезапные изменения стимуляции пугают значительно сильнее, если они появляются на фоне одиночества.

Культурные детерминанты страха. Культурные детерминанты страха почти исключительно являются результатом научения. Боулби считает, что многие культурные детерминанты страха при ближайшем рассмотрении могут оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования. Боязнь воров, например, или приведений, может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии – рационализацией страха грома.

Описание процесса научения культурным детерминантам дает Речмен. Традиционной в объяснении этого процесса являются концепция травматического обуславливания, согласно которой событие или ситуация, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от личного ощущения боли [3].

 Дифференциация страха от  других эмоций. Боулби перечисляет ряд наблюдаемых экспрессивных и моторных актов, которые, по его мнению, можно рассматривать, как индикаторы страха. «Они включают осторожное всматривание в сочетании с подавлением движений, испуганное выражение лица, а также поисков контакта с кем-либо». Боулби предложил четыре основания для объединения различных форм поведения в поведенческий синдром страха:

    • многие, если не все проявления страха, имеют тенденцию возникать одновременно или последовательно;
    • события, которые вызывают одну из них, обычно вызывают и другие;
    • большинство из них,   если не все, выполняют единую функцию
    • защиты;
    • при самоотчете люди указывают на них, как на проявление страха [2].

Другие эмоции, как причины страха. В принципе, любая эмоция может вызывать страх. Сходство нейрофизиологических механизмов с эмоцией страха приводит к тому, что они часто являются активаторами.

Как утверждает Томкинс «внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если не полное – к возбуждению» [31].

Подтверждение между страхом и возбуждением можно найти у Балл в ее работе, посвященной гипнотически внушенному страху. Она показала, что испытуемые переживающие страх оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это, как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпретирует конфликтное поведение, как результат поведения между страхом и интересом [31].

Когнитивные процессы. Когнитивные процессы представляют собой наиболее общий вид причин страха. Например, страх какого-либо определенного объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти. Воспоминание или предвидение страха, само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх.

 

1.3 Возрастная периодизация детских страхов

 

Страх может появиться и развиться у человека в любом возрасте. У детей от одного года до  трех лет нередки ночные страхи, на втором году жизни, по мнению Захарова А.И. наиболее часто появляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с ним страх медицинских работников). В три-пять лет, для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В пять-семь лет ведущим становится страх смерти. От семи до одиннадцати дети больше боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают». Каждому ребенку присущи определенные страхи [10].

 Как уже было отмечено, страх  играет существенную роль в  возникновении и развитии неврозов, особенно в детском возрасте. Для правильной оценки влияния страха на процесс формирования личности и проведения сопутствующих профилактических мероприятий, необходимо знать особенности его возрастной динамики в условиях нормы, в том числе периоды наибольшей чувствительности к страху, его структуру на различных возрастных этапах формирования личности и выраженность страха в зависимости от типа отношений в семье и пола детей. Различаются наличие или отсутствие таких страхов, как:

- страх одиночества;

- страх нападения;

- страх заболевания;

- страх своей смерти и смерти родителей;

- страх незнакомых людей;

- страх перед наказанием со  стороны родителей;

- страх отрицательных сказочных  персонажей;

- страх опоздать в детский  сад;

- страх, возникающий при засыпании;

- страх кошмарных снов, темноты;

- страх животных (волка, медведя, собак, змей, пауков);

- страх транспорта (машин, поездов, самолетов);

- страх стихии (гром, молния, наводнение);

- страх высоты;

- страх глубины, воды;

- страх огня, пожара;

- страх войны;

- страх открытых и замкнутых  пространств;

- страхи врачей, крови, уколов, боли;

- страх внезапных звуков.

В общем, среднее число страхов в возрасте от трех до пяти лет выше у девочек, чем у мальчиков. Но все же следует принимать во внимание разную направленность страхов, а так же то, что лица мужского пола имеют тенденцию реже выявлять страх в своих отчетах. Поэтому, возможно, что дети дошкольного возраста обнаруживают меньше подобных различий, чем дети более старшего возраста.

Если в первые месяцы жизни беспокойство, как безусловный рефлекс, возникает перед сном в ответ на недостаток пищи или чрезмерно сильные и неприятные физические раздражители, то с шести месяцев, оно наполняется психологическим содержанием, являясь по существу уже переживанием.

С этого времени, в основном до двух лет, главным мотивом беспокойства будет переживание разлуки с матерью, а в дальнейшем излишняя строгость родителей, недостаток любви. У детей в возрасте от трех до пяти лет  подобное отношение настолько противоречит повышенной потребности детей в эмоциональном контакте и любви, что непроизвольно ассоциируется со сказочными образами Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Бармалея, как символами бездушия, зла и коварства. В ночных кошмарах Баба Яга олицетворяет постоянные угрозы, не всегда искреннее и излишне формальное, не учитывающее эмоциональной нужды ребенка отношение к нему матери. А Кощей Бессмертный и Бармалей – жесткое обращение, эмоциональную скупость и неотзывчивость отца. Но еще раньше в два года, физическое наказание и излишне резкое угрожающее отношение отца, находит свое отражение в кошмарных снах в образе волка. Страх перед ним, точнее, перед его острыми зубами проявляется в три года, в связи с типичной для этого возраста боязнью боли, уколов, крови. В итоге ребенок оказывается в неразрешимой для себя ситуации, когда днем его окружают запреты и угрозы родителей, а ночью преследуют их сказочно преломленные образы. Это вызывает отказ от сна, страх перед ним, поскольку ребенка пугает невозможность проснуться ночью, когда Баба Яга, реализуя свои угрозы, вот-вот отправит его в печку, волк съест живьем, а Кощей только всему этому поможет. Чувство бессилия, смертельного ужаса перед неотвратимостью надвигающейся катастрофы, то, что позже будет ассоциироваться со смертью, впервые постигается ребенком именно во сне. Испытываемые во сне страхи перед расправой со стороны сказочных героев и страхи от самой невозможности проснуться порождают боязнь замкнутого пространства, которая больше всего выражена в три года, когда одновременно звучат многочисленные страхи перед сказочными персонажами. В этом возрасте интенсивные запреты взрослых образуют также своего рода  замкнутое психологическое пространство для ребенка. Запреты, как и в последующем, стесненность в толпе, переполненном автобусе или небольшой, загроможденной мебелью комнате, способны вызвать чувство страха. Особенно непереносима ситуация, когда, наказывая детей, их запирают в тесной комнате или просто оставляют одних, и они не могут выйти, не смотря на все возрастающее чувство беспокойства и страха, подобно тому, как они не могут проснуться в кошмарном сне.

Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция