Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 19:44, дипломная работа

Описание работы

Детские страхи, если их вовремя выявлять, правильно к ним относиться, понимать причины их появления, исчезают бесследно .Если же страхи болезненно заострены, то сохраняются длительное время, мешая ребёнку вести нормальную жизнь. Причины детских страхов имеют как биологический, так и социальный характер: неправильное поведение родителей, незнание родителями возрастных и психических особенностей ребёнка, влияют на появление детских страхов.
Родителей и педагогов волнует проблема детских страхов, где ещё не требуется лечение, а только правильный психолого-педагогический подход со стороны взрослых. Психологи констатируют: детям в силу их возрастных особенностей сложными рациональными способами снять дискомфорт, получаемый в результате возникновения страхов. Барьеры страха у детей могут быть успешно преодолены, если использовать психолого-педагогическое воздействие на ребёнка с целью успешного преодоления им факторов, вызывающих страх. Это может быть возможно через управление ребёнком отрицательными эмоциями, формирование психологических защит от факторов, вызывающих состояние страха.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....7
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………7
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...11
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...13
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........19
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….19
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….23
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….26
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................29
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….34
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....34
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........38
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...47
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....65
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........73
ЛИТЕРАТУРА…………………..…………………………………………………..76

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Анны( законченный).doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

Излишняя  строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это будет справедливым только в отношении родителей того же пола, что и сам ребенок, чем больше запрещает мать дочке, а отец сыну, тем большая вероятность у них страхов. Подобным же действием обладает вседозволенность для ребенка со стороны родителей другого пола, страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери. Таким образом, зная отношения в семье, можно предполагать большую или меньшую выраженность страхов у детей.

Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализованными угрозами, вроде: «Заберет  тебя дядя в мешок», «Если не будешь слушаться, сделают укол» и так далее. Подобный репертуар родительских угроз вызывает страхи главным образом у детей младшего дошкольного возраста, когда ребенок  боится разлуки с матерью, верит в реальность угроз и существование сказочных персонажей. У старших дошкольников, в большей степени (чем у младших) угрозы, способствуют возникновению страхов оскорбления, унижающее чувство собственного достоинства и подавляющие веру в себя, вроде: «Бестолочь!», «Чтоб ты провалился» и так далее. Последнее «пожелание» как нельзя «кстати» соответствует волнующей ребенка теме жизни и смерти, вызывая обострение мыслей на эту тему и страх перед их реализацией.

 Помимо перечисленных причин  возникновения страхов, страхи возникают  и в результате фиксации в  эмоциональной памяти сильных  испугов при встрече со всем  тем, что олицетворяет опасность  или представляет непосредственную  угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

Еще одной причиной возникновения страхов является психологическое заражение от стариков и взрослых, вследствие безотчетного подражания.

Таким образом, все факторы, участвующие в возникновении страхов, можно сгруппировать следующим образом:

    • наличие страхов у родителей, прежде всего у матери;
    • тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;
    • излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
    • большое количество запретов со стороны родителей того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
    • отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола преимущественно у мальчиков, создающие проблемы в общении со сверстниками неуверенность в себе;
    • конфликтные отношения между родителями;
    • психические травмы, типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
    • психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

 

 

 

 

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Каждому возрасту присущи определенные страхи. Если оставлять в детском возрасте страхи без внимания, игнорировать их, у ребенка могут возникнуть серьезные психические отклонения, отклонения в поведении, различные неврозы. Детям необходимо оказывать помощь в преодолении страхов, для этого надо разобраться в их переживаниях, обычно не видимых психологически невооруженным взглядом.

Мы считаем, что в старшем дошкольном возрасте дети, у которых психическое развитие соответствует норме, имеют страхи присущие данному возрасту. Эти страхи поддаются выявлению и психокоррекции. В процессе работы психологу необходимо их выявлять и проводить необходимую психокоррекционную работу.

 

3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой группы

 

Все вышесказанное явилось теоретической базой нашей практической работы с дошкольниками по профилактике детских страхов. Исследование проводилось в г. Братске, Иркутской области в детском саду-гимназии №120. Для экспериментального исследования были отобраны 20 дошкольников в возрасте от шести до семи, а также контрольная группа из 20 дошкольников в возрасте от шести до семи лет для проведения сравнительного анализа после психокоррекционной работы с экспериментальной группой.

Описание экспериментальной группы:

    1. Миша А. (шесть лет). Мальчик из полной семьи. Общителен, с удовольствием играет со сверстниками. Со взрослыми на контакт идет не всегда, с неохотой выполняет указания воспитателя. В игре берет «вторые роли».
    2. Саша Д. (шесть лет). Неполная семья. Родители в разводе, но мальчик иногда общается с отцом. В играх всегда берет главные роли, покровительствует. Умеет самостоятельно выйти из конфликтных ситуаций. Артистичен, активен на занятиях, высокий уровень знаний.
    3. Соня К. (шесть лет). Семья полная, девочка единственный ребенок в семье, где ее очень любят, балуют. Девочка очень общительная. В группе ярко-выраженный лидер. Дети ее признают главной, ценят дружбу с ней.
    4. Виталя К. (шесть лет). Мальчик из полной семьи. Ребенок конфликтный, дерется, жалуется, наблюдается злоба к детям, поэтому сверстники не принимают его в игры и он чаще играет один. Главенствует над мамой. Отец воспитанием сына занимается мало.
    5. Антон К. (шесть лет). Полная семья, но отец не родной. С сестрой большая разница в возрасте (на 10 – 11 лет). Родители предприниматели, поэтому мальчиком занимается сестра. На занятиях мальчик ленивый, не поддается на уговоры. В отношении с детьми не конфликтен, никогда не жалуется, в игре всегда берет второстепенные роли.
    6. Полина К. (шесть лет). Неполная семья. Отца нет и небыло. Воспитанием занимается мама и бабушка, которые часто и необоснованно пугают и понукают девочку. Интеллектуально девочка высоко развита: много знает, читает. Со сверстниками общается, но иногда дерется, навязывает свое мнение.
    7. Олег М. (шесть лет). Семья полная. В семье отношения ровные. Мальчик балованный, может исподтишка обидеть других детей. В игре берёт главные роли, но дети его как лидера не принимают. С воспитателем всегда соглашается. На занятиях не уверен в себе, мало активен. 
    8. Глеб М. (шесть лет). Семья полная. Единственный ребенок в семье. Семья с высоким финансовым положением, ребенком занимается няня. Очень избалован, инфантилен. Низкий уровень подготовки к школе. Мальчик доброжелательный, любит играть со сверстниками, но всегда подчиняется в играх. Со взрослыми вежлив и непосредственен.
    9. Арсений С. (семь лет). Семья полная. В семье отношения теплые, дружелюбные. Мальчик очень эмоционален, впечатлителен, любит фантазировать. Высокий уровень знаний. На занятиях непоседлив, перебивает взрослого, высказывая свое мнение. В играх активен, лидер, дети охотно уступают ему.
    10. Дима Б. (шесть лет). Неполная семья. Родители  разведены. Мама неуровновешенная, излишне много демонстрирует любовь к сыну. Дима маму любит, но часто не слушается, балуется. В саду с детьми он практически не играет, так как дети не принимают его. Воспитателей слушается. Может выразить своё мнение, но тут же его поменять.
    11. Эдита Б. (шесть лет). Семья полная. Девочка единственный ребёнок в семье. Отношения с родителями спокойные, тёплые. В саду девочка общительная, излишне демонстративна. Со всеми детьми находит контакт, всегда берёт главные роли в игре, иногда бывает упряма и капризна. На занятиях активна, самостоятельна.
    12. Лиза Ч. (семь лет). Полная семья. Единственный ребёнок в семье. Родители уделяют мало времени Лизе. Девочка самостоятельная, активная. С воспитателями послушна, никогда не говорит взрослому «нет». Дети её любят, охотно принимают в свои игры. Иногда девочка бывает плаксива и обидчива.
    13. Боря В. (шесть лет). Семья полная, двое детей. Боря старший брат. В семье отношения доверительные. Мальчик очень уважает родителей, всегда спрашивает у них совета. Легко вошел в детский коллектив, контактен, всегда занят, увлечен. Много знаний вне программы. На занятиях активен. В игре не конфликтен.
    14. Данил К. (семь лет). Полная семья. Мальчик очень любит и уважает отца. Пытается подражать ему во всем. Мальчик трудолюбивый, послушный всегда занят чем-то. Со всеми находит контакт, но склонен к уступкам. Никогда не спорит и не конфликтует. На занятиях активен.
    15. Света С. (шесть лет). Полная семья, но отец не родной. Девочка упряма, с детьми уживается тяжело: конфликтует, спорит, ябедничает. На занятиях активна , развита и самостоятельна.
    16. Илья Р. (шесть лет). Полная семья, двое детей. Илья старший. С родителями отношения неровные. Илья родных не слушает, не слышит их. В саду чаще играет один, с детьми не контактен. В игры его дети не принимают, т. к. он отбирает игрушки, дерётся.
    17. Аня С. (шесть лет). Семья полная, девочка единственный ребёнок в семье. Девочка мягкая, тихая, послушная. Немного избалованна. В семье отношения доверительные. Аня очень любит папу. В саду контактна, не конфликтует, всегда подчиняется. Со взрослыми ведет себя стеснительно, робко. На занятиях стесняется отвечать, хотя много знает.
    18. Никита Т. (шесть лет). Неполная семья. Никогда не было отца. Живёт с мамой у бабушки с дедушкой. Мама командует им, а бабушка с дедушкой наоборот, балуют. Мальчик общителен, приветлив. Творческий, музыкально одарён. Не любит принимать участие в играх, играет только с двумя детьми. На занятиях не усидчив, не внимателен.
    19. Дима Ч. (шесть лет). Мальчик из полной семьи. Отец  очень властный, Дима его побаивается. А в садике  он наоборот, излишне смел, дерзок. Грубит взрослым, дерётся со сверстниками, не реагирует на замечания. Дети неохотно играют с ним. На занятиях не усидчив, не внимателен.
    20. Алёша М. (шесть лет). Мальчик из полной семьи. Обидчив, плаксив, неуверен в себе. В игру вступает неохотно, так как дети его часто обижают. На занятиях же проявляет высокий уровень знаний, любознателен, аккуратен, остро реагирует на ситуацию неуспеха.

Описание контрольной группы:

    1. Вадик С. (шесть лет).
    2. Юля Х. (шесть лет).
    3. Олег Б. (шесть лет).
    4. Юля К.  (пять лет).
    5. Алеша Л. (шесть лет).
    6. Витя Г.  (шесть лет).
    7. Петя Ш. (шесть лет).
    8. Катя И. (шесть лет).
    9. Даша Ж. (шесть лет).
    10. Илья М. (шесть лет).
    11. Арсений С. (шесть лет).
    12. Маша В. (шесть лет).
    13. Костя М. (шесть лет).
    14. Виталя К. (семь лет).
    15. Алина Д. (шесть лет).
    16. Оля К. (шесть лет).
    17. Даша Ф. (шесть лет).
    18. Семён С. (семь лет).
    19. Данил В. (шесть лет).
    20. Света Г. (шесть лет).

 

3.2 Описание методического материала

 

Рисование страхов. Исследуя страхи у детей, мы использовали такой метод, как рисование страхов. Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков определённой тематики позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Если в рисунке преобладают серые тона и доминирует чёрный цвет, то это подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми ребёнок не может справиться. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё отражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.

В процессе исследования нами были использованы следующие рисуночные методики:

  1. Рисунок семьи.  Данная методика доступна и удобна в применении, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребёнком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передаёт смысл изображенного, чем вербальный язык. Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребёнком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Цель применения: выявление особенностей внутрисемейных     отношений.

 Задачи: на основе выполнения  изображения и ответов на вопросы  оценить особенности восприятия  и переживания ребёнком. В рисунках анализируют:

    • графическое качество (характер линий, пропорции фигур,  использованное пространство, аккуратность);
    • формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи) и содержание (анализ смысла рисунка).     

   2. «Что страшного мне снится ночью или чего я боюсь днём». Этот рисунок дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Инструкция не поясняет, какой именно страх надо нарисовать и каждый из детей должен самостоятельно выбрать его.

Цель: помочь ребёнку преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он даже избегал думать.

            Графическое изображение страха  снижает напряжение от тревожного  ожидания его реализации. В рисунке  страх во многом реализован, как  нечто уже произошедшее, фактически  случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного, неопределённого и вместе это способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребёнка.

Занятие проводится в жизнерадостной обстановке общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, а так же обязательно присутствует одобрение со стороны самого педагога,

   3. «Что было со мной самое хорошее». Эта тема представила возможность выбора положительных событий. Данное занятие необходимо провести для того, чтобы у ребёнка не заострилось  внимание на страхе, изображенном ранее и выработалось позитивное отношение к событиям. Происходящим с ним в повседневной жизни.   

 Методика «незаконченных предложений».Задание  представляет собой набор начал  фраз, которые предполагается закончить самому испытуемому. После окончания работы можно в конкретной степени судить о разных отношениях ребёнка или, по крайней мере, о том, какими он пытается их представить.

Захаров А.И., в основном, просматривает влияние семьи на возникновение страхов. Мы предполагаем, что не менее важно рассмотреть влияние семьи, детского сада и улицы на возникновение и  сохранение детских страхов.

Поэтому методика незаконченных предложений Захарова А.И. была обработана нами для того, чтобы выявить влияние страхов детей старшего школьного возраста на развитие личности различной среды: семьи, улицы, детского сада, сверстников.

«Боишься – не боишься». Психодиагностический метод – проективная методика выявления страхов, разработанная. Захаровым А.И.

Цель: выявить наличие страхов у детей старшего школьного возраста.

Для диагностики на наличие страхов с ребёнком можно провести беседу. В начале задаётся вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься?»

На основе перечисленных вопросов и ответов на них ребёнка психолог делает вывод о наличие у детей страхов. Наличие большого количества страхов у ребёнка – есть важный показатель предневротичного состояния. Таких детей следует, в первую очередь относить к группе «риска» и проводить с ними специальную коррекционную работу.

Все выявленные страхи можно разделить на группы:

1. «Медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни).

2. Страхи « физического ущерба» (неожиданные звуки, транспорт, огонь 

    стихия, пожар, война).

3. Страхи смерти.

4. Страхи животных и сказочных  персонажей.

5. Страхи кошмарных снов и  темноты.

6. Социально- опосредованные.

7. «Пространственные страхи » (высоты, воды, замкнутых пространств).

«Тест тревожности» Филипса. Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной с учебной деятельностью у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде.

Данный тест был обработан нами для того, чтобы выявить страхи ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страхи в отношениях с взрослыми у детей старшего дошкольного возраста. Нами было сокращено количество вопросов, а так же подобраны вопросы для данного возраста (шести-семи лет).

Цель: Выявить страхи у детей старшего дошкольного возраста, связанных с учебной деятельностью.

Тест состоит из 12 вопросов, которые зачитываются каждому ребёнку и требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Содержательная характеристика каждого фактора:

1. Страх самовыражения – негативные  эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью  самораскрытия, предъявления себя  другим, демонстрации своих возможностей.

2. Страх ситуации проверки –  негативное отношение и переживание  тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

3. Страх не соответствовать ожиданиям  окружающих – ориентация на  значимость других в оценке  своих результатов, поступков и  мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция