Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 19:44, дипломная работа

Описание работы

Детские страхи, если их вовремя выявлять, правильно к ним относиться, понимать причины их появления, исчезают бесследно .Если же страхи болезненно заострены, то сохраняются длительное время, мешая ребёнку вести нормальную жизнь. Причины детских страхов имеют как биологический, так и социальный характер: неправильное поведение родителей, незнание родителями возрастных и психических особенностей ребёнка, влияют на появление детских страхов.
Родителей и педагогов волнует проблема детских страхов, где ещё не требуется лечение, а только правильный психолого-педагогический подход со стороны взрослых. Психологи констатируют: детям в силу их возрастных особенностей сложными рациональными способами снять дискомфорт, получаемый в результате возникновения страхов. Барьеры страха у детей могут быть успешно преодолены, если использовать психолого-педагогическое воздействие на ребёнка с целью успешного преодоления им факторов, вызывающих страх. Это может быть возможно через управление ребёнком отрицательными эмоциями, формирование психологических защит от факторов, вызывающих состояние страха.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....7
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………7
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...11
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...13
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........19
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….19
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….23
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….26
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................29
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….34
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....34
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........38
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...47
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....65
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........73
ЛИТЕРАТУРА…………………..…………………………………………………..76

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Анны( законченный).doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

В три года больше всего выражена боязнь темноты, что усиливает контрастность страхов, возникающих в замкнутом пространстве, при засыпании  и сне.

В четыре года у девочек и мальчиков в пять лет, чаще всего проявляется возрастной страх одиночества, как бы подчеркивая повышенную эмоциональную чувствительность детей к единению с взрослыми, поддержке и защиты с их стороны.

В три и особенно в четыре года боязнь одиночества, темноты и замкнутого пространства образует связанную между собой причину страхов, проявляясь вечером перед сном, когда ребенок лежит один, без света в замкнутой комнате.

Чаще всего эти страхи возрастные, встречающиеся у эмоциональных и чувствительных детей и могут приобретать аффективно заостренное звучание в случаях возникновения невроза.

Старшие дошкольники наиболее часто испытывают страх смерти, достигающий своего апогея в возрасте от шести до семи  лет. Боязнь умереть – это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Ее точкой отчета является рождение, тайна которого постигается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом – смерть, осознание неизбежности, которая приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. Но подобная динамика развития мышления, в свою очередь, является откликом на формирование категорий времени и пространства. Это выражается в умении определять в общих чертах время, далекое и близкое, воспринимать себя в состоянии постоянных изменений, допуская, что они ограничены во времени, то есть имеют свои пределы. В ответ на это проявляется страх смерти, как эффективно-заостренное выражение инстинкта самосохранения. Этот большей частью внешне не проявляемый страх, как и вообще большинство других страхов, присущ эмоционально-чувствительным и впечатлительным детям и нередко отсутствуют у детей с ЗПР, психопатоподобными, расторможенном и агрессивном поведении, а также у детей, родители которых страдают хроническим алкоголизмом.

О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по наличию других, связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне (страшных снов), боязни нападения, огня и пожара, боязни заболеть (у девочек) и боязни стихии у мальчиков. Даже испытываемый страх перед Змеем Горыновичем есть нечто иное, как замаскированный ужас, вызываемый огнем. В это же время дети заметно боятся змей, укус которых смертелен и крайне болезненно переносят операции, в том числе удаление аденоидов и миндалин, а также болезнь и смерть не очень знакомых людей.

Появление страхов смерти означает постепенное завершение «наивного» периода жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие, чудесные явления и многое другое, с чем теперь приходится расставаться. Даже исчезновения страха перед кощеем Бессмертным в старшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что он стал «простым смертным» в представлении детей и поэтому перестал пугать их. Категория смерти для ребенка в возрасте от шести до семи лет  - это реальность, которую он должен признать, как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни. Но именно нежелание признать это сразу и порождает страх, означающий, по существу, эмоциональное неприятие «рациональной» необходимости умереть.

Таким образом, менее всего подвержены мальчики в четыре, а девочки в три года, то есть в  младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте количество страхов у мальчиков и особенно девочек заметно больше [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1 Возрастная характеристика детей  старшего дошкольного возраста

 

В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью продолжает оставаться сюжетно-ролевая игра. Причем и в том возрасте, если ребенок шести лет начинает учиться в школе. Игра, как правило, больше привлекает ребенка, чем чтение, и только постепенно на протяжении шестого и седьмого года жизни он может в достаточной мере освоить элементы учебной деятельности. Продолжают развиваться в старшем дошкольном возрасте и продуктивные виды деятельности - рисование, конструирование и другие. Их использование в значительной мере сопутствует выработке у ребенка психологических качеств, необходимых для систематического обучения и труда. Вместе с тем старший дошкольник начинает выполнять и такие виды действий, которые можно оценивать, как переходные от предметных и бытовых к трудовым.

В старшем дошкольном возрасте ребенок при правильном его воспитании начинает действовать вполне самостоятельно. Он может сам умываться, сам одеваться, он может многое другое. Однако это не означает, что он может обойтись без родительской ласки и нежности. Ребенку необходимо общение. Ребенок старшего дошкольного возраста более уравновешен, чем в прошлом. Он находит для себя место среди своих близких. Также ребенку необходимо общение со сверстниками, оно осуществляется в игре и по поводу игры. В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении детей  друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Этого требуют сами условия игры. Ребенок учится благодаря включению в игру, сосредоточению на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях.

Общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и требования к разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей  друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласованности действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Общение по поводу игры выступает в действительности, как школа социальных отношений. К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания, ребенок не только пользуется речью, но и начинает осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой, следовательно, овладения общением.

Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и с взрослыми. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков.

По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценить свои отдельные поступки и поведение в целом, как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы.

Ребенок шести лет способен понимать нравственных смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со значимыми взрослыми и сверстниками ребенок получает достаточный опыт ответственного поведения. В зависимости от развития чувства ответственности до школы, он будет относиться к своим новым обязанностям в школе.

Эмоционально-положительное отношение к самому себе, лежащее в основе самосознания личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на притязание соответствовать положительному этическому эталону. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда потребность соответствовать положительному нравственному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность, как черта личности.

Шестилетний ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития поведения. И хотя потребность вести себя по правилам и приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого.

Потребность в признании проявляется в стремлениях ребенка утвердиться в своих моральных качествах. Ребенок рефлексует, пытается проанализировать свое собственное психическое состояние, проецировать свой поступок на возможные реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, благодарность, ценили, признавали и его хороший поступок. Шестилетний ребенок испытывает ненасытную потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае очень важно поддерживать ребенка, поскольку не внимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого может привести его к потере уверенности его в своих возможностях.

Общение с взрослыми и сверстниками дает возможность усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребенка становится знание норм обучения и понимание их ценности и необходимости. Если ребенок до школы имеет развитое чувство ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством ответственности он придет в свой класс.

Основное значение в познании дошкольниками окружающего мира приобретают наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность иметь обобщенные знания о предметах и явлениях действительности, становятся источником детского творчества.

По отношению к развитию этих форм познания обнаруживают и наибольшие возможности возраста, которые реализуются в процессе умственного воспитания.

Уровень развития наглядно-образного мышления и воображения, достигаемый в старшем дошкольном возрасте, имеет непроходящее значение для всей последующей жизни человека, служит тем основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития.

На протяжении старшего дошкольного возраста ребенок впервые приобретает способность произвольно управлять всеми познавательными процессами, хотя это управление осуществляется со значительным трудом.

Как и раньше, развитие познания ребенка происходит преимущественно в связи с типичных для дошкольника видов деятельности – игры, конструирования, рисования и др. Однако развитие познавательных интересов и овладение элементами учебной деятельности приводят к тому, что познание начинает от практической деятельности и приобретает для ребенка самостоятельную ценность.

По Пиаже мышление в этот период находится на уровне конкретных операций (наглядно-образное) [4].

Выготский Л.С. характеризовал мышление дошкольников по содержанию основных мысленных образований (комплексов, псевдопонятий), которые до сих пор, к сожалению, мало изучены [7].

      Гальперин П.Я. предположил, что математическое мышление  дошкольника из центрированного  в объективное, можно перевести посредством овладения ребенком объективно выработанными, общественно закрепленными мерами и эталонами, которые позволяют ему измерять количественные особенности объекта [4].

Обухова Л.Ф. в своем экспериментальном исследовании, проведенном на основе формирующего эксперимента, подтвердила важную гипотезу Гальперина [4].

Дошкольный возраст – время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Ориентация и пробы превращаются в развернутую поисковую деятельность, которая является одним из оснований мышления дошкольников.

Вместе с тем, дошкольный период – один из периодов становления личности, которая включает в себя систему мотивов (их соподчинение) и первичные этические нормы. Личность – это такой субъект, деятельность которого регулируется соподчиненными мотивами, этическими нормами и правилами. Хорошо известно, что именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность – наличие не столько цели, сколько средств и способов осуществления этой цели, что выступает, как важное психологическое обеспечение личности ребенка.

В дошкольном возрасте возникают также элементы самопознания, первые элементы самооценки и оценки, которыми характеризуется его конец. У ребенка уже наблюдается тенденция к осуществлению реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тенденция в желании ребенка быть школьником.

 

2.2 Эмоциональное развитие детей старшего  дошкольного возраста

 

 Эмоциональное развитие дошкольников связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленным достижением узко личностных улитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов.

Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они не относятся к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть, эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на   предполагаемые мысленные обстоятельства [32]. У дошкольника формируются эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно меняется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь радуется, что может этот результат получить. Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие нормы экспрессии – выражение чувств при помощи интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека.

Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинениям, а с другой – эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самопознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя    на себя с помощью слова.

Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция