Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:41, курсовая работа
Устойчивость личности так же является одной из центральных проблем изучения специфики функционирования Я концепции. Констатация того, что человек находится в постоянном потоке информации, меняющей его представления о мире и о самом себе, сталкивается с фактами избирательного отношения к этой информации в целях некоторой устойчивости своих представлений. Подоплека этого понятна - если представления будут изменяться по мере поступления любого нового знания, то человек будет просто дезориентирован в происходящем. Именно для предотвращения подобной ситуации у человека есть целый набор психологических защит. Защитные механизмы позволяют избежать реальность, исключить реальность, переопределить реальность или предать реальности противоположный знак
Введение
Общая характеристика работы
1. Теоретико-методологические основания изучения типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
1.1 Общее понятие о механизмах психологических защит личности
1.2 Основные виды и функции механизмов психологических защит
1.3 Типология акцентуаций характера
1.4 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.5 Формы проявления нарушений поведения у подростков
Выводы
2. Эмпирическое исследование типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
2.2 Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков
2.3 Статистический анализ типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
Вывод
Заключение
Список использованных источников
Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Общая характеристика работы
1. Теоретико-методологические
основания изучения типов
1.1 Общее понятие о механизмах психологических защит личности
1.2 Основные виды и функции
механизмов психологических
1.3 Типология акцентуаций характера
1.4 Характеристика акцентуаций
характера в подростковом
1.5 Формы проявления нарушений поведения у подростков
Выводы
2. Эмпирическое исследование типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
2.2 Типы психологической
защиты и акцентуации
2.3 Статистический анализ типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
Вывод
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Ежедневно сталкиваясь с различными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями, специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на вопрос о причинах такого поведения. Сегодня отклоняющееся, девиантное поведение вызывает интерес не только у психологов, но так же у ряда специалистов из других сфер: работников правоохранительных органов, врачей, педагогов, социологов, тем самым нося междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.
Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых
отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Устойчивость личности так
же является одной из центральных
проблем изучения специфики функционирования
Я концепции. Констатация того, что
человек находится в постоянном
потоке информации, меняющей его представления
о мире и о самом себе, сталкивается
с фактами избирательного отношения
к этой информации в целях некоторой
устойчивости своих представлений.
Подоплека этого понятна - если представления
будут изменяться по мере поступления
любого нового знания, то человек будет
просто дезориентирован в
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема изучения взаимосвязи между акцентуацией характера и типом психологической защиты у девиантных подростков на современном этапе является наиболее актуальной. Важно своевременно выявить, провести раннюю диагностику и разработать коррекционные программы для детей с различными типами акцентуаций характера.
В психологии проблемой определения и формирования характера занимались А.В. Петровский, Ю.Б. Гиппенрейтер, определения места характера в структуре личности Л.С.Выготский, Л.С.Рубинштейн, а так же изучением типов акцентуации характера, отклонений характера и их классификаций Э. Кречмер, У. Шелдон, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.
Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
Защитные механизмы Эго охраняют человека от захлестывающей его тревоги, что тем более важно в подростковом периоде, в периоде бурного роста, внутриличностных и межличностных конфликтов.
Подростковый возраст - это
период становления характера. В
этом возрасте различные типологические
варианты нормы («акцентуации характера»)
выступают наиболее ярко, т.к. черты
характера еще не сглажены и не
скомпенсированы жизненным
Наконец, без знания характера подростка трудно бывает решать семейные проблемы, роль которых в развитии нарушений у подростков чрезвычайно велика. При акцентуациях характера у подростков их родители нередко имеют весьма неточное представление об особенностях характера своего сына или дочери, следствием чего бывает неправильное к ним отношение, неадекватные требования, а отсюда взаимное непонимание и конфликты.
Все выше сказанное позволяет
нам утверждать, что проблема изучения
взаимосвязи между акцентуацией
характера и типом
Цель исследования: изучить типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков.
Задачи исследования:
1. Определить теоретико-
2. Организовать эмпирическое
исследование типов
3. Опираясь на результаты,
установить, существуют ли взаимосвязь
между типами психологической
защиты и акцентуациями
Объектом исследования являются
типы психологической защиты и акцентуации
характера, а предметом исследования
- типы психологической защиты и
акцентуации характера у
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между типами психологической защиты и акцентуациями характера у девиантных подростков.
Методологической основой исследования является психоаналитический подход З. Фрейда, А. Фрейд, а так же подходы к изучению механизмов психологических защит Ф.Б.Березина и Ф. Перлза, и подход к исследованию акцентуаций характера К. Леонгарда, А.Е. Личко.
Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы в процессе исследования используются следующие методы: анализ и обобщение теоретических представлений по проблеме исследования; методы психофизиологического тестирования; качественно-количественный анализ полученных результатов, методы статистической обработки данных: линейная корреляция Пирсона.
При проведении исследования были использованы следующие методики:
1) «Опросник Леонгарда-Шмишека»
2) «Индекс жизненного стиля. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте»
Практическая значимость полученных результатов: результаты данного исследования могут использоваться педагогами и школьными психологами для коррекции и правильного подбора методов воспитания девиантных подростков.
Эмпирическая база исследования: данное психологическое исследование проводилось на базе Октябрьской СШ № 2.
В исследовании приняло участие 30 человек подросткового возраста (от 12 до 14 лет) стоящие на учете в ИДН и в группе риска.
60 % из общей численности составляют мальчики (18 человек).
40 % из общей численности составляют девочки (12 человек).
Структура и объём работы: введение, общая характеристика работы, две основные главы, заключение, приложения. Список литературы содержит 42 источника. Объем работы с приложением - 74 страницы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Общая характеристика работы
1. Теоретико-методологические
основания изучения типов
1.1 Общее понятие о механизмах психологических защит личности
1.2 Основные виды и функции
механизмов психологических
1.3 Типология акцентуаций характера
1.4 Характеристика акцентуаций
характера в подростковом
1.5 Формы проявления нарушений поведения у подростков
Выводы
2. Эмпирическое исследование типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
2.2 Типы психологической
защиты и акцентуации
2.3 Статистический анализ типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков
Вывод
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Ежедневно сталкиваясь с различными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями, специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на вопрос о причинах такого поведения. Сегодня отклоняющееся, девиантное поведение вызывает интерес не только у психологов, но так же у ряда специалистов из других сфер: работников правоохранительных органов, врачей, педагогов, социологов, тем самым нося междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.
Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых
отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Устойчивость личности так
же является одной из центральных
проблем изучения специфики функционирования
Я концепции. Констатация того, что
человек находится в постоянном
потоке информации, меняющей его представления
о мире и о самом себе, сталкивается
с фактами избирательного отношения
к этой информации в целях некоторой
устойчивости своих представлений.
Подоплека этого понятна - если представления
будут изменяться по мере поступления
любого нового знания, то человек будет
просто дезориентирован в
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема изучения взаимосвязи между акцентуацией характера и типом психологической защиты у девиантных подростков на современном этапе является наиболее актуальной. Важно своевременно выявить, провести раннюю диагностику и разработать коррекционные программы для детей с различными типами акцентуаций характера.
В психологии проблемой определения и формирования характера занимались А.В. Петровский, Ю.Б. Гиппенрейтер, определения места характера в структуре личности Л.С.Выготский, Л.С.Рубинштейн, а так же изучением типов акцентуации характера, отклонений характера и их классификаций Э. Кречмер, У. Шелдон, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.
Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
Защитные механизмы Эго охраняют человека от захлестывающей его тревоги, что тем более важно в подростковом периоде, в периоде бурного роста, внутриличностных и межличностных конфликтов.
Подростковый возраст - это
период становления характера. В
этом возрасте различные типологические
варианты нормы («акцентуации характера»)
выступают наиболее ярко, т.к. черты
характера еще не сглажены и не
скомпенсированы жизненным
Наконец, без знания характера подростка трудно бывает решать семейные проблемы, роль которых в развитии нарушений у подростков чрезвычайно велика. При акцентуациях характера у подростков их родители нередко имеют весьма неточное представление об особенностях характера своего сына или дочери, следствием чего бывает неправильное к ним отношение, неадекватные требования, а отсюда взаимное непонимание и конфликты.
Все выше сказанное позволяет
нам утверждать, что проблема изучения
взаимосвязи между акцентуацией
характера и типом
Цель исследования: изучить типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков.
Задачи исследования:
1. Определить теоретико-
2. Организовать эмпирическое
исследование типов
3. Опираясь на результаты,
установить, существуют ли взаимосвязь
между типами психологической
защиты и акцентуациями
Объектом исследования являются
типы психологической защиты и акцентуации
характера, а предметом исследования
- типы психологической защиты и
акцентуации характера у
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между типами психологической защиты и акцентуациями характера у девиантных подростков.
Информация о работе Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков