Тревожность у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление особенностей тревожности у подростков, осужденным к наказаниям не связанным с лишением свободы.
Задачи:
1. На основе анализа психологической литературы определить основные подходы к пониманию проблемы тревожности в работах зарубежных и отечественных психологов
2. Рассмотреть основные подходы к классификации видов и форм тревожности
3. Определить общий уровень тревожности у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях
4. Разработать программу занятий по коррекции тревожности несовершеннолетних осужденных, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях.

Файлы: 1 файл

новый.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.

В качестве устойчивого личностного образования тревожность возникает и закрепляется в подростковом возрасте на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», в отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и закреплении тревожности и в дальнейшем.

Подростковый возраст является наиболее сложным периодом в жизни каждого человека. В этом возрасте человек может испытывать большое количество страхов, переживаний. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивность в поведении подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодолевание важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям, при овладении новой деятельностью.

Поэтому изучение особенностей тревожности подростков является актуальной проблемой современной психологической науки. Пытаясь не разрушить своё представление о самом себе, своём месте в мире, своего самоощущения, подросток может пойти на совершение какого-либо преступления. Подростки, состоящие на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях, также испытывают тревожность, но данная проблема представлена в психологической литературе недостаточно, что и определило актуальность курсовой работы.

Объектом исследования является тревожность.

Предметом исследования является тревожность у подростков.

Целью данной работы является выявление особенностей тревожности у подростков, осужденным к наказаниям не связанным с лишением свободы.

Гипотеза исследования:

  1. Подросткам, состоящим на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях, свойственна высокая тревожность и внутренняя напряжённость

Задачи:

1. На основе анализа психологической литературы определить основные подходы к пониманию проблемы тревожности в работах зарубежных и отечественных психологов

2. Рассмотреть основные  подходы к классификации видов  и форм тревожности 

3. Определить общий уровень тревожности  у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях

4. Разработать программу занятий по коррекции тревожности несовершеннолетних осужденных, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач использовались следующие психодиагностические методы:

  1. изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
  2. анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, психодиагностике и др.
  3. Стандартизованные тестовые методики:

1.1 Методика измерения  уровня тревожности Дж. Тейлора [17]

1.2 Опросник самооценки  Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина [24]

Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора [17] в данном исследовании использовалась для определения общего уровня тревожности подростков.

Опросник самооценки Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина [24] в исследовании использовался  для выявления уровня личностной тревожности у подростков.

В исследовании приняли участие 16 подучетных мужского пола (средний возраст 16-17 лет) ФКУ уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Орловской области в течение 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблема тревожности в психологии

§ 1.1 Теоретические аспекты изучения проблемы тревожности в отечественной психологии и зарубежных школах

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

При рассмотрении тревожности и страха разные авторы (З. Фрейд,    К.В. Спенс, Дж. Тейлор и др.) указывают на разные критерии их различения. Можно выделить пять наиболее известных и описанных в психологической  литературе критериев, позволяющих развести эти понятия [6].

Первый критерий - степень конкретности угрозы, опасности, на которую реагирует человек. Страх при этом рассматривается как реакция на реальную, предметно-определённую опасность, а тревожность считается переживанием неопределенной, диффузной, смутной угрозы, не имеющей четко осознаваемого объекта и очень часто попросту воображаемой.

Второй критерий - направленность угрозы. Страх возникает тогда, когда нечто грозит самому существованию человека, целостности его организма, то есть в случае «витальной угрозы», а тревожность - когда, опасность связана с разрушением ценностей человека, его отношений с другими людьми, его потребностей, иначе говоря, когда угроза является личностной.

Третий критерий - способ реагирования человека. От страха человек ведет себя либо стенически, либо астенически. В первом случае он проявляет невероятную активность, например, убегает со скоростью, которой позавидовал бы спринтер - чемпион, или одним махом перепрыгивает через высоченный забор, или вступает в схватку с предметом страха, демонстрируя неожиданную силу. Во втором случае человек просто цепенеет, теряя вообще способность к активности (как кролик перед удавом). Тревожность обычно порождает другой способ реагирования - недифференцированную поисковую активность.

Четвёртый критерий- сложность организации переживания. Страх, будучи базовой, фундаментальной эмоцией, устроен проще, чем тревожность, которая рассматривается как некая «надстройка», формирующаяся на основе страха в комбинацию с другими базовыми эмоциями, а потому имеющая более сложную организацию.

Пятый критерий – интенсивность переживания. Так, иногда полагают, что можно выстроить следующий ряд переживаний по степени их возрастания: тревога, опасение, боязнь, испуг, ужас. Последние четыре состояния характеризуют разные оттенки страха. Однако большую популярность приобрела концепция явлений тревожного ряда Ф.В. Березина [5], в которой выделены эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере нарастания состояния тревоги: ощущение внутренней напряжённости, раздражительность, собственно тревога, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно – боязливое возбуждение.

Анализируя указанные критерии,  можно отметить, что не все они удобны для применения в психологической практике.

Разделение страха и тревожности по способу реагирования довольно условно, так же как и рассмотрение тревожности в качестве комбинации разных базовых эмоций.

Наиболее понятным, доступным и практически используемым критерием является, на наш взгляд, первый. Согласно ему страх провоцируется конкретной угрозой, а тревожность является безобъектным переживанием. Убедительной кажется и концепция явлений тревожного ряда, позволяющая обозначить достаточно четкие различия между тревожностью и страхом.

Проблема различения понятий тревоги, тревожности и страха развивалась в зарубежной психологии в рамках теории научения и психоанализа.

Согласно взглядам представителей классической теории научения, тревожность и страх — очень близкие явления. И тревожность, и страх, по их мнению, являются эмоциональными реакциями, возникающими на основе условного рефлекса.

Социальная школа научения придает тревожности и страху центральную роль в социализации индивида (О.Х. Маурер, Г. Мандлер,         И.Г. Сарасон, С.Б. Сарасон, Дж. Доллард, Н.Е. Миллер, В. Хартруп). В основе этих взглядов лежит представление о том, что исходно нейтральные стимулы могут через подкрепление и научение становиться эмоциогенными и приобретать вызывающие тревожность свойства. В результате экспериментальных исследований в рамках данного направления было установлено, что тревожность и страх, относительно легко возникая, в дальнейшем приобретают качества очень стойких образований, с большим трудом поддающихся изменению. Данный факт, на наш взгляд, имеет немалое значение для понимания природы этого явления.

Таким образом, в рамках теории научения тревожность и страх развиваются как близкие явления и понимаются как эмоциональные реакции, возникающие на основе условного рефлекса, со временем приобретающие качества очень стойких образований.

В рамках психоанализа признавалась необходимость разграничения страха и тревожности. З. Фрейд считал, что страх – это реакция на конкретную, знаемую опасность, в то время как тревожность – на опасность, не определяемую и не известную [29].

З. Фрейд полагал, что понимание тревожности имеет большое значение для объяснения психической жизни человека.

Таким образом, З. Фрейд разграничивал понятия тревожности и страха, хотя оба этих явления понимались как реакция человека на возможную опасность.

Большинство исследователей тревожности согласны в том, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая — и в научном, и в клиническом плане — была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах 3. Фрейда [29].

3. Фрейд определял тревожность  как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности. Содержанием тревожности  является переживание неопределенности и чувство беспомощности. Тревожность, по-мнению З. Фрейда, характеризуется тремя основными признаками: 1) специфическим чувством неприятного; 2) соответствующими соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения; 3) осознанием этого переживания. Первоначально 3. Фрейд считал, что возможно существование и бессознательной тревожности, однако затем он пришел к выводу, что тревожность — состояние, которое переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения обращаться с опасностью (с помощью борьбы или бегства). Тревожность помещается им в Эго («Я»): «Роль «Я» как места развития страха была подтверждена, так как за «Я» признана была функция репродуцировать по мере надобности аффект страха» [29]. Что касается бессознательной тревожности, то в дальнейшем она была изучена в русле исследований психологической защиты.

Первоначально 3. Фрейд считал, что тревожность возникает вследствие задержки подавленной энергии, однако в дальнейшем он пересмотрел свою точку зрения и пришел к выводу, что, напротив, тревожность вызывает подавление, а не является его результатом. Переживание тревожности связывается им с принципом удовольствия: «Назвав состояние, при котором усилия принципа удовольствия терпят неудачу, травматическими, мы приходим через ряд: невротический страх — реальный страх — опасная ситуация к простому положению: то, что вызывает боязнь, предмет страха, — это каждый раз появление травматического фактора, который не может быть устранен действием принципа удовольствия... Только величина суммы возбуждения приводит к травматическому фактору, парализует работу принципа удовольствия, придает ситуации опасности ее значение» [30].

Тревожность является повторением в наших фантазиях ситуаций, связанных с испытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Прообразом таких ситуаций является травма рождения.

Считается необходимым остановиться на принципиально важном вопросе — о «травме рождения» и регрессе к состоянию беспомощности. Как отмечалось, впервые идея о «травме рождения» как прообразе всей дальнейшей тревожности человека была поставлена в работах 3. Фрейда, а в дальнейшем она получила развитие в исследованиях О. Ранка [6], чьи выводы 3. Фрейд считал «крайними». З. Фрейд все же не соглашался с тем, что акт рождения рассматривается как главная травма в жизни человека и всякое вновь возникающее переживание тревожности анализируется как попытка «все полнее отреагировать эту травму» [29]. В ряде современных работ идеи травмы рождения как причины тревожности приобрели еще более отчетливое выражение — анализируются травмы внутриутробного периода и не просто момент отделения от матери, но весь перинатальный период (то есть период от 28-й недели беременности до седьмых суток жизни новорожденного), а также отдельные этапы прохождения плода по родовому каналу [3].

Итак, можно сделать вывод о том, что тревожность в классическом психоанализе понималась как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

Рассматривая тревожность в теории научения следует отметить, что существенное влияние на изучение тревожности в русле данной теории оказала «концепция влечения» К.Л. Халла, которая легла в основу работ по тревожности, относящихся и к социальной школе научения, являющейся попыткой синтеза научения и психоанализа, и к относящимся к другому крылу теории научения исследованиям Р. Спенс и Дж. Тейлор.

В социальной теории научения, как и в психоанализе, большое внимание уделяется исследованию сигнальной функции тревожности (страха). Так, по мнению О.Х. Маурера [22], тревожность (условный страх) наряду с другими предвосхищающими эмоциями (надеждой, разочарованием и облегчением) оказывает решающее влияние на выбор и, следовательно, на дальнейшее закрепление способов поведения. При этом основными (первичными) эмоциями подкрепления является тревожность (страх) и надежда. Облегчение и разочарование вторичны, они представляют собой уменьшение основных эмоций: облегчение — тревожности (страха), разочарование — надежды.

Исходя из представлений о центральной роли эмоционального обусловливания в научении и о том, что эмоции вызывают тенденции к определенному поведению, действуя как мотив, О.Х. Маурер [22] считал, что основная функция тревожности — сигнализирующая, она ведет к тому, что подкрепляются такие реакции, такие формы поведения, которые способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх. Многие исследователи, придерживающиеся данного направления, считают, что тревожность, точнее, тенденция к ее уменьшению играет основную роль в социализации ребенка, причем она может способствовать выработке, как положительных качеств, так и отрицательных, таких, например, как агрессия или чрезмерная зависимость (Дж. Доллард, Н.Е. Миллер, В. Хартруп, Р. Уолтере и др.).

Информация о работе Тревожность у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях