Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 09:14, курсовая работа
Целью данной работы является выявление особенностей тревожности у подростков, осужденным к наказаниям не связанным с лишением свободы.
Задачи:
1. На основе анализа психологической литературы определить основные подходы к пониманию проблемы тревожности в работах зарубежных и отечественных психологов
2. Рассмотреть основные подходы к классификации видов и форм тревожности
3. Определить общий уровень тревожности у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях
4. Разработать программу занятий по коррекции тревожности несовершеннолетних осужденных, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях.
Однако этот показатель не подвергался специальной экспериментальной проверке. Кроме того, при его использовании возникает ряд существенных проблем, связанных с определением адекватности того или иного вида частной, специфической тревожности, особенно когда речь идет о сопоставлении нескольких ее видов. Остается открытым вопрос о том, насколько распространение тревожности на разные сферы действительно свидетельствует о генерализованной тревожности. Не говорит ли это об одновременном наличии у человека нескольких частных видов тревожности.
Все эти сомнения указывают на недостаточность подобного «количественного» подхода. Заслуживает специального анализа вопрос о том, как общая тревожность, которая может и не иметь определенной области выражения, проявляясь в переживании некоторой безобъектной угрозы, соотносится с тревожностью, характеризующей конкретные сферы действительности.
Этот вопрос тесно связан с проблемой диагностики тревожности, соотношением ее различных эмпирических показателей.
Известно, что общая тревожность в силу своего глубинного характера значительно труднее поддаётся перестройке и тем самым реже спонтанно меняется на эмоциональное благополучие. Изменение в общей тревожности следует искать внутри этого образования: она может «прикрепляться» к конкретным ситуациям, колебаться в определённых пределах по степени интенсивности и т.п.
Обнаружилось, что количество случаев, когда показатели тревожности чередуются, заменяя, или дополняя друг друга, превышает число тех, при которых они сменяются эмоциональным благополучием, более чем в два раза.
Тревожность, определяемая только по ситуационному показателю, может являться формой проявления общей (в этом случае ситуационный и симптоматический показатели могут чередоваться) либо представлять собой собственно форму частной тревожности. Именно смена разных показателей тревожности является убедительным доказательством наличия общей тревожности, которая может приобретать разные формы.
Важно подчеркнуть, что за одинаковыми
тестовыми показателями могут скрываться
разные явления: как общая тревожность,
так и частные виды и даже не носящее характера
тревоги повышенное внимание к собственным
внутренним переживаниям, обусловленное
их новизной.
Кроме видов А.М. Прихожан [20] были выделены и формы тревожности: открытая, то есть сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; скрытая, то есть в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем — через специфические способы поведения.
В «открытой» тревожности автором выделяются:
1. Острая, нерегулируемая
или слабо регулируемая
2. Регулируемая и компенсируемая
тревожность, при которой дети
самостоятельно вырабатывают
По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы выделились две субформы: (а) снижение уровня тревожности и (б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Регулируемая и компенсируемая тревожность встречалась преимущественно в двух возрастах — младшем школьном и раннем юношеском, то есть в периодах, характеризуемых как стабильные.
Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.
3. «Культивируемая» тревожность — в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.
«Культивируемая» тревожность
выступает в нескольких вариантах.
Во-первых, она может признаваться индивидом
как основной регулятор его активности,
обеспечивающий его организованность,
ответственность. Во-вторых, она может
выступать как некоторая мировоззренческая
и ценностная установка. В-третьих, она
нередко проявляется в поиске определенной
«условной выгоды» и выражается через
усиление симптомов.
Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний.
У таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием. Данные исследования свидетельствуют, что эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности (в основном — острую, нерегулируемую). Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и неадекватное спокойствие чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги в тех случаях, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому
здоровью индивида характер.
Особым вариантом «неадекватного спокойствия» можно считать форму, обозначенную нами как «субъективно скрытая тревожность». В последней выраженность всех внешних признаков тревоги сочетается с «абсолютным спокойствием» (по результатам экспериментальных проб), но одновременно (по самоотчетам) сопровождается смутным, диффузным переживанием, в вербализации которого школьник испытывает существенные затруднения. Последнее мы наблюдали у подростков и старших школьников.
Вторая форма скрытой тревожности — «уход от ситуации» — встречалась достаточно редко и присутствовала примерно в равной степени во всех возрастах [19].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что А.М. Прихожан были выделены как виды тревожности – частная и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека, так и её формы – открытая и скрытая. В открытой тревожности выделяют, в свою очередь, острую, регулируемую и компенсируемую, и «культивируемую», а в скрытой – «неадекватное спокойствие» и «уход от ситуации».
В целом можно сказать, что проблеме видов и форм тревожности уделяли большое внимание как зарубежные (З. Фрейд, А. Фрейд), так и отечественные психологи (А.М. Прихожан), которые выделяли как виды, так и формы тревожности. Так, в зарубежной психологии 3. Фрейдом [29] были выделены три основных вида тревожности: 1) объективная (реальный страх) — на опасность во внешнем мире; 2) невротическая — на опасность, не определяемую и не известную; 3) моральная тревожность — «тревожность совести», а А. Фрейд [16] выделены такие виды тревожности детей, как объективная тревожность, боязнь Супер-Эго и боязнь собственных инстинктов, страх перед их силой. А в отечественной психологии А.М. Прихожан [19] были выделены следующие виды тревожности – частная и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека, так и её формы – открытая и скрытая. В открытой тревожности выделены, в свою очередь, острая, регулируемая и компенсируемая, и «культивируемая», а в скрытой – «неадекватное спокойствие» и «уход от ситуации».
§ 1.3 Особенности проявления тревожности в онтогенезе
Тревожность имеет ярко выраженную подростковую специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей, вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики» тревожности являются отражением наиболее значимых социальных потребностей.
Тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие.
Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного, младшего дошкольного и подросткового возраста; в старшем подростковом – раннем юношеском возрастах влияние может также носить и мобилизующий характер. На протяжении всего школьного возраста влияние тревоги на деятельность опосредуется характеристиками педагогического общения, создаваемой педагогом общей атмосферой класса. Влияние на деятельность тревожности как свойства личности усиливается с возрастом.6
С предподросткового возраста тревожность все более опосредуется особенностями «Я-концепции», носящей противоречивый, конфликтный характер. В свою очередь тревожность, становясь своеобразным психологическим барьером на пути достижения успеха и субъективного его восприятия, углубляет и усиливает этот конфликт. На потребностном уровне он приобретает характер противоречия между аффективно заряженным стремлении к удовлетворяющему отношению к себе, успеху, достижению цели, с одной стороны, и боязнью изменить привычное отношение к себе – с другой. Возникающие в результате такого конфликта затруднения в восприятии успеха и сомнения даже в реальных достижениях еще более увеличивают отрицательный эмоциональный опыт. Поэтому тревожность все более закрепляется, приобретает стабильные формы реализации в поведении, регуляции, компенсации или способов защиты и становится устойчивым личностным свойством, имеющим собственную побудительную силу. Именно на этой основе может возникнуть тревожность в подростковом и юношеском возрастах.
Таким образом, в подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», в отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и закреплении тревожности в дальнейшем,, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период.
Переживание тревожности в форме конкретизированных страхов остается типичным и для младших подростков, однако на ряду с этим отмечается и то, что характеризует собственно тревогу: недифференцированное ожидание неблагополучия в ситуациях, объективно не представляющих угрозы. Кроме того, в этот период ярко отмечается то явление, которое мы отмечали при анализе динамики страхов: повышенное внимание к деталям переживаний и ощущений, хотя они далеко не всегда обозначаются детьми как тревога или страх, а определяются как некое неопределенное переживание, которое может носить как неприятный, так и достаточно приятный («возбуждающий») характер, и лишь в ходе поставленных вопросов можно выяснить связь этих переживаний с ожиданием угрозы, опасности.
В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте переживания становятся все более размытыми, смутными, двойственными, неопределенными, т. е. приобретают черты тревоги в ее классическом описании. Переживания страха характеризуются наличием определенного объекта страха и размытой тревоги. При этом иррациональность страха в основном отчетливо осознается.7
И. В. Дубровина [11] по данным лонгитюдного исследования выявила, что у девятиклассников уровень тревожности резко снижается по сравнению с 7 – 8 классами, но в 10 классе снова повышается, за счет роста самооценочной тревожности. Рост самооценочной в 8 – 10 классах обуславливается, по – видимому тем, что эти классы – выпускные. У юношей более выражены половые и индивидуальные различия в степени тревожности и в характере вызываемых факторов (успеваемость, положение среди сверстников, особенности самооценки, тревожность, связанная с типом ВНД), чем у подростков.
Возраст человека отражает не только уровень его физиологической зрелости, но и характер связи с окружающей реальностью, особенности внутреннего уровня, специфику переживания. Школьная пора – важнейший этап в жизни человека, в течение которого принципиально меняется его психологический облик. Меняется характер тревожных переживаний. Интенсивность тревоги от первого к десятому классу возрастает больше чем в два раза. По мнению многих психологов, уровень тревожности начинает резко повышаться после 11 лет, достигая апогея к 20 годам, а к 30 постепенно снижается.
Чем старше становится ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Старших подростков уже не беспокоят сверхъестественные чудища, опасные люди, архаические страхи. Одна из ведущих причин тревоги 11 - 12-летних-возможность войны, чреватая гибелью человечества, «концом света». А вот для старших подростков, как это ни странно, проблема войны и мира утрачивает остроту и значимость.
Родители порождают беспокойство и у
11 - 12-летних и у 15 - 16-летних, особенно у
девочек,
которых в старшем возрасте волнуют не
столько санкции со стороны родных, сколько
их благополучие, здоровье, настроение.
Растет чувство личной ответственности
за свои поступки, дети чаще называют в
качестве причины беспокойства свои собственные
действия, а в качестве неприятных последствий
- чувство стыда или вины.
Таким образом, в каждые возрастные периоды тревожность различается в своих источниках, содержании, формах проявления, компенсации и защиты. Например, у дошкольников наибольшая тревожность наблюдается в общении с воспитанниками детского сада и наименьшая— с родителями. А младшие школьники наибольшую тревожность испытывают в отношениях с взрослыми людьми и наименьшую со сверстниками.