Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 09:14, курсовая работа
Целью данной работы является выявление особенностей тревожности у подростков, осужденным к наказаниям не связанным с лишением свободы.
Задачи:
1. На основе анализа психологической литературы определить основные подходы к пониманию проблемы тревожности в работах зарубежных и отечественных психологов
2. Рассмотреть основные подходы к классификации видов и форм тревожности
3. Определить общий уровень тревожности у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях
4. Разработать программу занятий по коррекции тревожности несовершеннолетних осужденных, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях.
Занятие 3
Цель: повышение уверенности в себе, развитие эмоциональной регуляции, развитие эмпатии, снижение эмоциональной напряжённости
Задачи:
5. формирование навыков эффективного и равноправного взаимодействия с окружающими, способности к эмпатии.
6. снижение эмоциональной напряжё
Название и цель упражнения |
Содержание |
Ритуал приветствия
Упражнение 1. «Комплимент» Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Упражнение 2. «Если нравится тебе, то делай так» Цель: разминка.
Упражнение 3. «Я - хороший» Цель: повышение уверенности в себе. Упражнение 4. «Контроль голоса и жестов» Цель: обучение техникам самоконтроля, снятия напряжения.
Упражнение 5. «Интонация» Цель: формирование навыков эффективного и равноправного взаимодействия с окружающими, способности к эмпатии. Упражнение 6. «Мимическая гимнастика» Цель: снижение эмоциональной напряжённости, повышение настроения
Ритуал окончания занятия «Хоровод» |
Психолог предлагает подросткам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как дела?» Говорить нужно только эти слова. Освобождать свою руку от приветствия можно лишь после того, как участник начинает здороваться другой рукой со следующим членом группы.
Подростки выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде психолога внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Вся группа сидит на стульях по кругу. Водящий (или может быть по очереди каждый участник) задаёт какое-либо движение (хлопки, притопы, щёлканье языком), остальные все вместе повторяют его, произнося при этом: «Если нравится тебе, то делай так!» Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый не побудет ведущим. Каждый подросток выходит в центр комнаты и произносит «Я – хороший» - сначала шепотом, потом громче, потом очень громко. Подросткам объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, предавать уверенность. Указывают на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями».
Каждому подростку предлагается произнести одну и ту же фразу, используя различную интонацию (радостно, грустно, удивлённо, с чувством вины и т.д.)
Подросткам предлагается выполнить все предложенные команды. Например: сморщить лоб, поднять брови (удивление); сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь); расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щёки (лень); расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость); сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело)
Подростки встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. С помощью этого ритуала мы будем напоминать друг другу, что мы единая группа, у нас есть свои правила, которые мы выполняем, что мы очень дружны. От этого упражнения у нас всех должно повыситься настроение. |
Занятие 4
Цель: снижение уровня тревожности, формирование позитивного отношения к своему «Я», формирование адекватной самооценки, снижение эмоциональной напряжённости.
Задачи:
6. снижение эмоциональной
Название и цель упражнения |
Содержание |
Ритуал приветствия
Упражнение 1. «Я знаю, что у тебя...» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Материал: мяч.
Упражнение 2. «Путаница» Цель: разминка.
Упражнение 3. «Доведение до абсурда» Цель: снижение уровня тревожности.
Упражнение 4. «Я - звезда» Цель: формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение самооценки, развитие мотивации достижения.
Упражнение 5. «Предложения «Я» Цель: повышение уровня самооценки и самопринятия.
Упражнение 6. «Мысленная тренировка» Цель: снижение эмоциональной напряжённости, обучение техники релаксации.
Ритуал окончания занятия «Хоровод» |
Психолог предлагает подросткам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как дела?» Говорить нужно только эти слова. Освобождать свою руку от приветствия можно лишь после того, как участник начинает здороваться другой рукой со следующим членом группы.
Участники стоят в кругу, бросают мяч друг другу и произносят: «Я знаю, что у тебя...» Например: «Я знаю, что у тебя сегодня хорошее настроение потому, что тебе поставили пятерку по английскому!» Мяч должен побывать у каждого.
Подросткам предлагается закрыть глаза и хаотично перемещаться в пространстве. Далее, по сигналу психолога следует, не открывая глаз, взяться за руки с соседями. Психолог следит, чтобы каждый подросток взял за руки разных людей, а не одного и того же. После этого все открывают глаза, а психолог даёт следующее задание: не отпуская рук, распутаться, чтобы оказаться в кругу. Чтобы не выворачивать руки, разрешено «прокручивать шарниры» - поворачивать кисти друг относительно друга.
В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, подросткам предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.
Каждому подростку предлагается выбрать известного литературного героя (исторического деятеля, политика, артиста и др.) и в течение 2-3 минут произнести монолог от его имени, высказывая при этом точку зрения на различные события (в стране, в мире, в школе), чувства и эмоции. Остальные подростки должны пытаться отгадать, чей образ моделирует выступающий. Удачные фразы, движения могут быть отмечены аплодисментами присутствующих.
Подросткам предлагается написать как можно больше предложений оценивающих себя, свои черты и особенности характера, поступки и поведение в целом. Причем каждое предложение должно начинаться со слова «Я…». Написанные предложения могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. После того как подростки справятся с заданием необходимо вместе с психологом проанализировать полученные результаты.
Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживание, тщательно, детально продумывается собственное поведение.
Подростки встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. С помощью этого ритуала мы будем напоминать друг другу, что мы единая группа, у нас есть свои правила, которые мы выполняем, что мы очень дружны. От этого упражнения у нас всех должно повыситься настроение. |
Занятие 5
Цель: развитие эмоциональной регуляции, обучение приемам релаксации и мышечного расслабления, снижение уровня агрессивности и конфликтности, снижение эмоциональной напряжённости.
Задачи:
Название и цель упражнения |
Содержание |
Ритуал приветствия
Упражнение 1. «Подарок» Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Упражнение 2. «Передай ритм по кругу» Цель: разминка.
Упражнение 3. «Использование роли» Цель: развитие эмоциональной регуляции и самоконтроля
Упражнение 4. «Расслабление» Цель: обучение приемам релаксации и мышечного расслаблении.
Упражнение 5. «Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы» Цель: овладение эффективными способами выхода из конфликтных ситуаций.
Упражнение 6. Упражнение «Гусеница» Цель: снижение эмоциональной напряжённости. Материал: воздушный шар
Ритуал окончания занятия «Хоровод» |
Психолог предлагает подросткам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как дела?» Говорить нужно только эти слова. Освобождать свою руку от приветствия можно лишь после того, как участник начинает здороваться другой рукой со следующим членом группы.
Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
Психолог хлопает в ладоши, задавая определённый ритм, подростки последовательно передают этот ритм по кругу.
В трудной ситуации подростку предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе».
Удобно сидящим подросткам предлагается сожмать в кулак одну из рук и одновременно мысленно просмотреть остальные части тела и максимально расслабить их, не ослабляя усилия в нагруженной руке.
На каждое предлагаемое высказывание подросткам предлагается ответить в уверенной, неуверенной и агрессивной форме: - друг продолжает занимать вас разговором, а вам надо уйти; - собака вашего соседа помяла вашу клубнику на вашей грядке; - люди сидящие сзади вас в кинотеатре мешают вам громким разговором; - знакомый просит у вас взаймы денег.
Участники выстраиваются в ряд и кладут руки на плечи стоящему впереди. Между спиной и животом двух участников зажимается надутый воздушный шарик. Запрещается дотрагиваться до шарика руками, только самый первый держит свой шарик на вытянутых руках: это голова гусеницы. А теперь гусеница отправляется в путь и сворачивает в стороны по команде ведущего. Интересно, сколько времени гусеница останется целой? Подростки встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. С помощью этого ритуала мы будем напоминать друг другу, что мы единая группа, у нас есть свои правила, которые мы выполняем, что мы очень дружны. От этого упражнения у нас всех должно повыситься настроение. |
Занятие 6
Цель: повышение уверенности в себе, формирование позитивного отношения к своему «Я», развитие эмпатии, снижение эмоциональной напряжённости.
Задачи:
1. создание положительного эмоционального настроя
2. разминка
3. повышение уверенности в себе
4. формирование позитивного отношения к своему «Я»
5. формирование навыков эффективного и равноправного взаимодействия с окружающими, способности к эмпатии.
6. снижение эмоциональной напряжённости
Название и цель упражнения |
Содержание |
Ритуал приветствия
Упражнение 1. «Подари улыбку» Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Упражнение 2. «Копирование движений» Цель: разминка
Упражнение 3. «Сила языка» Цель: повышение уверенности в себе.
Упражнение 4. «Мои сильные стороны» Цель: формирование позитивного отношения к своему «Я». Материал: ручки и листы бумаги.
Упражнение 5. «Массаж плеч» Цель: расслабление, развитие эмпатического восприятия человека человеком.
Упражнение 6. «Испорченный телефон» Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ритуал окончания занятия «Хоровод» |
Психолог предлагает подросткам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как дела?» Говорить нужно только эти слова. Освобождать свою руку от приветствия можно лишь после того, как участник начинает здороваться другой рукой со следующим членом группы.
Участники по часовой стрелке по кругу дарят соседу слева улыбку. Причем, одаривая улыбкой, нужно посмотреть в глаза партнеру.
Подростки стоят в кругу. По условному сигналу психолога каждый из них начинает выполнять какое-нибудь несложное движение по своему выбору. Через 5-10 секунд психолог подаёт очередной условный сигнал, по которому каждый подросток начинает выполнять то упражнение, которое до того выполнял сосед слева. Упражнение продолжается, пока каждое движение не пройдёт полный круг и не вернётся к своему автору (скорее всего, в сильно искажённом виде). Подростки разбиваются на пары. Им даётся следующая инструкция: «Сядьте лицом к партнёру и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, которые будут начинаться со слов «Я должен»». Затем пусть партнёр также скажет три фразы, которые будут начинаться с этих же слов. На фразы друг друга реагировать не надо. Вновь произнесите эти фразы, заменив «Я должен» на «Я хочу». Далее. Три предложения: «Я не могу», заменяющиеся на три «Я не хочу». Затем три предложения «Я боюсь, что» заменяются «Я хотел бы». Всё остальное остаётся без изменений».
Участникам предлагается написать на бумаге, какими сильными чертами характера они обладают. Очень хорошо будет, если ребята напишут, какие черты характера им нужно корректировать, чтобы быть успешными. Желающие могут зачитать, что у них получилось. Если участники не захотят этого делать, настаивать не нужно, важно, что они это осознали для себя.
Всем подросткам необходимо встать в круг и повернуться налево таким образом, чтобы каждый стоял лицом к спине соседа. Положите руки на плечи соседа, и лёгкими движениями рук сделайте массаж плеч. Через 2 минуты повернитесь в обратную сторону и сделайте массаж плеч другого соседа.
Подросткам даётся следующая инструкция: «Вам необходимо разделиться на 2 подгруппы по принципу: небо — земля. Встаньте друг за другом. Тот, кто стоит последним, придумывает танцевальное движение, трогает за плечо стоящего впереди, тот поворачивается и запоминает движение, которое ему показывают. После этого он трогает за плечо следующего игрока и так далее. Затем смотрим, что было сначала и что получилось. Последний участник, который придумывал движение, становится первым, и игра продолжается».
Подростки встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. С помощью этого ритуала мы будем напоминать друг другу, что мы единая группа, у нас есть свои правила, которые мы выполняем, что мы очень дружны. От этого упражнения у нас всех должно повыситься настроение. |
Занятие 7
Цель: снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки, обучение приемам релаксации и мышечного расслабления, снижение эмоциональной напряжённости.
Задачи:
1. создание положительного эмоционального настроя
2. разминка
3. снижение уровня тревожности
4. повышение уровня самооценки и самопринятия
5. обучение приемам релаксации и мышечного расслабления
6. снижение эмоциональной напряжённости
Название и цель упражнения |
Содержание |
Ритуал приветствия
Упражнение 1. «Приветственное письмо» Цель: создание положительного эмоционального настрой, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии. Материал: листы бумаги, ручки
Упражнение 2. «Учись ходить как...» Цель: разминка
Упражнение 3. «Настройка на определенное эмоциональное состояние» Цель: снижение уровня тревожности.
Упражнение 4. «Я хвалю себя за то, что...» Цель: повышение уровня самооценки и самопринятия.
Упражнение 5. «Улыбка» Цель: обучение приемам релаксации и мышечного расслабления.
Упражнение 6. «Игра с песком» Цель: снижение эмоциональной напряжённости
Ритуал окончания занятия «Хоровод»
|
Психолог предлагает подросткам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как дела?» Говорить нужно только эти слова. Освобождать свою руку от приветствия можно лишь после того, как участник начинает здороваться другой рукой со следующим членом группы.
Подросткам даётся следующая инструкция: «Я предлагаю вам написать свои приветствия на листах бумаги и положить их в ларец. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече».
Подросткам даётся следующая инструкция: «Сейчас у вас будет возможность походить разными походками. Ведущий идет разными походками, за ним все пытаются эти походки воспроизвести. Ведущий периодически меняется. Примерные описания возможных походок: военная, суровая - мужицкая, усталая - тяжелая, легкая - летящая, собранная - зажатая, качание и опускание бедер при ходьбе, кошачий шаг, суетливая - мелкая походка, рассеяно - разболтанная - расхлябанная, загребание левой и правой ноги одновременно с плечами, ноги внутрь, ноги сильно наружу, руки впереди скрещенные - зажатые, наклон корпуса вперед, постоянно согнутые колени и т.д.
Каждому подростку предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное - с другим, а уверенное, «побеждающее» - с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.
Подросткам даётся следующая инструкция: «Я вам предлагаю похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. И у вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! Итак, продолжите фразу «Я хвалю себя за то, что...».
Подростков обучают целенаправленному управлению мышцами лица. Дается ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.
Подросткам даётся следующая инструкция: «Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в руки воображаемый песок (вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Немножко спокойно посидим.
Подростки встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. С помощью этого ритуала мы будем напоминать друг другу, что мы единая группа, у нас есть свои правила, которые мы выполняем, что мы очень дружны. От этого упражнения у нас всех должно повыситься настроение. |