Тревожность у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление особенностей тревожности у подростков, осужденным к наказаниям не связанным с лишением свободы.
Задачи:
1. На основе анализа психологической литературы определить основные подходы к пониманию проблемы тревожности в работах зарубежных и отечественных психологов
2. Рассмотреть основные подходы к классификации видов и форм тревожности
3. Определить общий уровень тревожности у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях
4. Разработать программу занятий по коррекции тревожности несовершеннолетних осужденных, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях.

Файлы: 1 файл

новый.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.4 Тревожность у подростков, совершивших правонарушение

В качестве объяснительной схемы причин преступного поведения может быть предложена идея о том, что отвергание родителями ребенка и его последующее отчуждение приводят к формированию необратимых психологических особенностей: общей неуверенности индивида в себе и в своем месте в жизни, боязни утраты себя, своего «Я», несуществования, ощущения неопределенности своих социальных статусов, тревожных ожиданий негативного, даже разрушительного воздействия среды. Эти психологические особенности, заложенные отношением родителей на ранних этапах жизни, затем закрепляются в школе, трудовом коллективе, среди товарищей, всеми условиями жизни индивида [1].

Есть основания считать, что наличие тревожности, бессознательное ощущение призрачности и хрупкости своего «Я», качественно отличают преступника от непреступника и выступают основными причинами преступного поведения. Иными словами, человек совершает преступление, чтобы не разрушались его представления о самом себе, своем месте в мире, его самоощущение, самоценность. Но повышенная тревожность личности, выступая в качестве субъективной причины преступления (и соответственно отражаясь в мотивации), не может рассматриваться как причина всей преступности. Другими словами, преступность в целом не порождается простой арифметической суммой индивидуальных тревожностей, а имеет социальное происхождение. Следовательно, криминогенное значение имеют те условия жизни людей, которые порождают у них повышенную тревожность [1].

В подростковом возрасте формируются моральные основы, социальные установки, вырабатывается отношение к различным моральным и правовым запретам, ведется поиск пределов допустимого в поведении. В то же время он характеризуется дисгармонией социально-нравственного и физического созревания, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, преобладанием возбуждения над торможением. Указанные особенности типа нервной системы могут обусловливать нарушения дисциплины, общественного порядка, норм уголовного закона. Информация, получаемая подростками-правонарушителями из сомнительных источников, способствует ущербному развитию личности. У многих подростков отмечается моральное иждивенчество, отставание формирования чувства долга и гражданской зрелости, инфантилизм, несоответствие внешних форм поведения и внутренних глубинных процессов [13]. Среди подростков, совершивших какое-либо преступление, гораздо сильнее, чем среди обычных подростков, выражены внутренняя напряженность, тревога, пониженная самооценка. [1].

Необходимо отметить, что многие тревожные подростки, как среди преступников, так и среди законопослушных граждан производят впечатление исключительно замкнутых людей, уходящих от любых контактов. Однако это далеко не всегда так, поскольку утрата (подлинная или мнимая) нужных связей для них глубоко травматична и болезненна, она воспринимается ими как настоящая катастрофа. Поэтому жизненные ситуации такого рода способны вызывать у них серьезную тревогу, высокий уровень которой может поддерживаться в течение длительного времени и даже тогда, когда источник тревоги (если он был) исчез. Иногда угроза исчезновения жизненно важных контактов может вызвать у таких лиц агрессию.

Поэтому можно полагать, что насильственные преступники - это лица с повышенной тревожностью, если понимать тревожность как ощущение угрозы своему «Я» и постоянную готовность оборонять его, т. е. защитная агрессивность может быть расшифрована как защита по содержанию и агрессивность по форме, но главное, что это защита от того, что ставит под сомнение существование индивида, угрожает ему.

 Исследование тревожности у подростков-правонарушителей, осуществленное В. В. Кулиничем [1] с помощью методики Спилбергера, показало различное ее содержание в разных группах. Оказалось, что у воров тревожность носит, так сказать, ровный, одинаковый характер. Это позволяет многим из них постоянно чувствовать опасность, быть готовым к ней, вовремя скрыться. Повышенная тревожность убийц носит характер вспышек, скачкообразна. Актуализируясь в определенных - как правило, психотравмирующих ситуациях, она часто приводит к дезорганизации поведения, игнорированию внешних обстоятельств. Не случайно столь значительная часть убийств совершается в условиях очевидности.

Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что тревожность, порождаемая в основном отчуждением личности, представляет такое ее свойство, которое выражается в субъективно серьезных опасениях за свое биологическое или (и) социальное существование, в беспокойстве и опасениях, страхах перед несуществованием. Это свойство порождает подозрительность, мнительность, сверхосторожность, стремление защитить себя, и, чем острее ощущение угрозы, тем меньше принимаются во внимание нравственные запреты и тем вероятнее совершение преступных действий. Тревожность может существовать не только как стабильное, фундаментальное свойство личности, но и как временное состояние. В своей массе преступников от непреступников отличает именно наличие этого свойства личности, а не временное состояние тревожности, которое может появиться у любого человека. Можно говорить о повышенной тревожности как свойстве и в том случае, когда она появляется слишком часто, не имея логической связи с реальностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

  1. Все теории, в которых рассматривалась проблема тревожности, можно кратко разделить  на зарубежные (З. Фрейд,  Ч. Д. Спилбергер и др.), изучающие тревожность с точки зрения динамического подхода, делая упор на бессознательные импульсы, которые не осознаются, и отечественные (В. В. Суворова, В. Н. Астапов, И. В. Дубровина,              Л. И. Божович, Н. Д. Левитов, и др.), которые рассматривают тревожность с точки зрения ее функций, выделяя тревожность двух типов: реактивную и личностную, что совпадает с теорией                         Ч. Д. Спилбергера, который различает состояние тревоги и тревожность, как свойство личности. Тревожность в функциональном подходе рассматривается, как субъективный фактор, организующий деятельность личности в целом.
  2. Проблема видов и форм тревожности широко представлена как в зарубежной (З. Фрейд, А. Фрейд), так и в отечественной психологии (А.М. Прихожан). Так, в зарубежной психологии 3. Фрейдом были выделены три основных вида тревожности: 1) объективная (реальный страх) — на опасность во внешнем мире; 2) невротическая — на опасность, не определяемую и не известную; 3) моральная            тревожность — «тревожность совести». А. Фрейд выделила объективную тревожность, боязнь Супер-Эго и боязнь собственных инстинктов, страх перед их силой. В отечественной психологии                      А.М. Прихожан выделила как виды тревожности – частную и общую, генерализованную тревожность, свободно меняющую объекты в зависимости от изменения их значимости для человека, так и её формы – открытую и скрытую. В открытой тревожности выделены, в свою очередь, острая, регулируемая и компенсируемая, и «культивируемая», а в скрытой – «неадекватное спокойствие» и «уход от ситуации».
  3. Тревожность имеет ярко выраженную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления, компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Диагностика тревожности подростков, осужденным к наказаниям не связанным с лишением свободы

§ 2. 1 Организация и проведение исследования

Объектом исследования является тревожность.

Предметом исследования является тревожность у подростков.

Целью данного исследования является выявление особенностей тревожности у подростков, осужденным к наказаниям не связанным с лишением свободы.

В исследовании приняли участие 16 подучетных мужского пола (средний возраст 16-17 лет) ФКУ уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Орловской области в течение 2011 г.

 Для решения поставленных задач использовались следующие психодиагностические методы:

  1. Стандартизованные тестовые методики:

1.1 Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора

1.2 Опросник самооценки Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина

Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в данном исследовании использовалась для определения общего уровня тревожности подростков.

Испытуемым давалась следующая инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже утверждений и поставьте в бланке ответов «да», в случае, если утверждение относится к Вам, «нет» — если Вы с этим не согласны. В случае затруднений возможен ответ «не знаю». Каждому подростку предлагался бланк (приложение 2), состоящий из 50 утверждений, на которые он должен ответить «да» или «нет».

Оценка результатов исследования по опроснику производится путём подсчёта количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

Каждый ответ «да» на высказывания 14, 25, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22,. 23, 24, 25,. 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46,47, 48, 49, 50 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.

Суммарная оценка 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревожности; 15-25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов —  о низком уровне тревожности.

Опросник самооценки Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина в исследовании использовался  для выявления уровня личностной тревожности у подростков.

Шкала самооценки состоит из двух частей, оценивающих реактивную и личностную тревожность.

Испытуемым давалась следующая инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы чувствуете себя обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Каждому подростку предлагался бланк (приложение 2), состоящий из 20 утверждений, на которые он должен ответить

Показатели личностной тревожности подсчитываются по формуле: ЛТ=∑1-∑2 + 35, где ∑1— сумма зачёркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20; ∑2— сумма остальных зачёркнутых цифр по пунктам 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19.

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 — низкая тревожность, 31- 45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

Наличие определённого уровня тревожности является естественной и обязательной особенностью активной личности. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая же тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в лучшем свете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. 2 Анализ и обсуждение результатов исследования

Одна из задач нашего экспериментального исследования состояла в определении общего уровня тревожности у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной инспекции. Для решения данной задачи с подростками была проведена методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора.

Результаты проведения данной методики с подростками, состоящими на учетах в уголовно-исполнительной инспекции, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели общего уровня тревожности  у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной инспекции

 

Уровень тревожности (% испытуемых)

низкий

средний с тенденцией к низкому

средний с тенденцией к высокому

высокий

Подростки, находящиеся в местах лишения свободы

11 %

36%

34 %

19%


 

Результаты, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что   11 %  подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной инспекции, имеют низкий уровень тревожности. 36 % подростков, то есть большинство, имеют средний с тенденцией к низкому уровень тревожности. 34 % подростков имеют средний с тенденцией к высокому уровень тревожности.     19 %  подростков имеют высокий уровень тревожности.

Информация о работе Тревожность у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях