Тревожность у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление особенностей тревожности у подростков, осужденным к наказаниям не связанным с лишением свободы.
Задачи:
1. На основе анализа психологической литературы определить основные подходы к пониманию проблемы тревожности в работах зарубежных и отечественных психологов
2. Рассмотреть основные подходы к классификации видов и форм тревожности
3. Определить общий уровень тревожности у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях
4. Разработать программу занятий по коррекции тревожности несовершеннолетних осужденных, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях.

Файлы: 1 файл

новый.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 8

 

Цель: повышение уверенности в себе, развитие эмоциональной регуляции, развитие эмпатии, снижение эмоциональной напряжённости.

Задачи:

1. создание положительного эмоционального  настроя, развитие умения понимать  друг друга, обращая внимание на невербальные средства общения.

2. разминка

3. повышение уверенности в себе

4. развитие эмоциональной регуляции

5. развитие наблюдательности, эмпатии  и способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей.

6. снижение эмоциональной напряжённости

Название и цель упражнения

Содержание

Ритуал приветствия

 

 

 

 

 

 

Упражнение 1. «Пустое место»

Цель: создание положительного эмоционального настроя, развитие умения понимать друг друга, обращая внимание на невербальные средства общения.

 

 

Упражнение 2. «Зеркало»

Цель: разминка

 

 

 

 

Упражнение 3. Упражнение «Великий мастер»

Цель: повышение уверенности в себе.

 

 

Упражнение 4. «Замороженные»

Цель: развитие эмоциональной регуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 5. «Ассоциации»

  Цель: развитие наблюдательности, эмпатии и способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 6. «День рождения»

Цель: снижение эмоциональной напряжённости.

 

 

 

 

 

 

 

Ритуал окончания занятия «Хоровод»

 

Психолог предлагает подросткам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как дела?» Говорить нужно только эти слова. Освобождать свою руку от приветствия можно лишь после того, как участник начинает здороваться другой рукой со следующим членом группы

 

Половина подростков сидит на стульях, другие стоят за ними, но перед одним остается пустое место. Задача участника без пары — переманить кого-нибудь на пустое место без слов и жестов, только взглядом. Принявший приглашение занять пустое место перебегает на него. Оставшийся без пары становится ведущим и переманивает на освободившееся место любого другого участника.

 

Подростки разбиваются на пары и встают  лицом  друг  к  другу  с  опущенными вниз  руками.  Один  из  партнёров  делает  какое-либо  движение, а  второй -     должен  зеркально  отобразить его. Затем подростки меняются ролями.

 

Каждому подростку предлагается по кругу хвалить свои сильные стороны, начиная со слов: «Я великий мастер...» Например, мастер рисования плакатов, приготовления особенных блюд, составления компьютерных программ и т. д. Задача: убедить в этом остальных.

Подростки неподвижно сидят в кругу и изображают «замороженных» - людей без эмоций, не реагирующих ни на что происходящее вокруг (при этом закрывать или отводить глаза им нельзя, они должны смотреть вперёд). Водящий выходит в центр круга и пытается «разморозить» кого-нибудь из них – своими жестами, мимикой, высказываниями вызвать у него ответную мимику или какое-нибудь движение тела. Ему нельзя только две вещи: прикасаться к другим участникам и ругаться нецензурными словами. Кто «разморозился», т.е. допустил выразительную мимику или движение, выходит в центр и присоединяется к водящему, теперь они пытаются активизировать других участников уже вдвоём. Каждый последующий «разморозившийся» тоже выходит к ним.

 

Доброволец выходит из группы. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадают. Водящий возвращается, ему дается три попытки отгадать, кого загадала группа, ему можно задать три вопроса, с кем или с чем ассоциируется загаданный член группы: с каким праздником, с каким животным или растением, с каким предметом или проявлением природы. Если и после третьей по пытки не удалось определить загаданного участника, то дается дополнительный вопрос, который не должен касаться имени или физических характеристик. Если последняя попытка вновь оказалась нерезультативной, водящий сдается, а группа открывает имя того, кого ему нужно было разгадать.

 Упражнение можно повторить с другими добровольцами.

 

Доброволец должен представить, что у него сегодня день рождения. К нему собираются в гости члены группы. Он надеется, что каждый из них принесет какой-то подарок и хорошее настроение. Пространство группы преобразуется в пространство квартиры, у дверей которой доброволец-именинник и встречает своих гостей. Условием «входа» в эту воображаемую квартиру является произнесение поздравления имениннику и мотивированное вручение ему некоторого (воображаемого) подарка.

Подростки встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

С помощью этого ритуала мы будем напоминать друг другу, что мы единая группа, у нас есть свои правила, которые мы выполняем, что мы очень дружны. От этого упражнения у нас всех должно повыситься настроение


Занятие 9

 

Цель: снижение уровня тревожности, формирование позитивного отношения к своему «Я», овладение эффективными способами выхода из конфликтных ситуаций, снижение эмоциональной напряжённости.

Задачи:

1. создание положительного эмоционального настроя

2. разминка

3. снижение уровня тревожности

4. формирование позитивного отношения к своему «Я»

5. овладение эффективными способами выхода из конфликтных ситуаций, развитие навыков понимания и умения уступать другим людям в затруднительных ситуациях.

6. снижение эмоциональной напряжённости

Название и цель упражнения

Содержание

Ритуал приветствия

 

 

 

 

 

 

Упражнение 1. .«Здравствуй, ты представляешь...»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

 

Упражнение 2. «Построение круга»

Цель: разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 3. "Избавление от тревог"

Цель: снижение уровня тревожности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 4. «Друг для друга»

Цель: формирование позитивного отношения к своему «Я»

Материал: ручки и листы бумаги

 

Упражнение 5. «Узкий мост»

Цель: овладение эффективными способами выхода из конфликтных ситуаций, развитие навыков понимания и умения уступать другим людям в затруднительных ситуациях.

 

 

 

 

 

Упражнение 6. «Махнемся не глядя»

Цель: снятие эмоционального напряжения

Материал: ручки и листы бумаги

 

 

 

Ритуал окончания занятия «Хоровод»

 

Психолог предлагает подросткам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как дела?» Говорить нужно только эти слова. Освобождать свою руку от приветствия можно лишь после того, как участник начинает здороваться другой рукой со следующим членом группы

 

Подросткам предлагается обратиться друг к другу по очереди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь...» — и описать какой-то смешной случай, произошедший с ним.

 

Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчёлы (гудение позволяет избежать разговоров, могущих создать помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу психолога (хлопок) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, психолог подаёт повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза.

Подросткам даётся следующая инструкция: «Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день... Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам... Оно ярче тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!»

 

Подросткам предлагается подумать и написать, где и чем может быть полезен каждый член группы. По окончании работы зачитывается, что получилось.

 

 

Ведущий на полу чертит две длинные линии на некотором расстоянии друг от друга, обозначая, таким образом, мост. Выбираются два участника, которые идут навстречу друг другу с разных сторон моста. Можно задать дополнительное условие: они торопятся. Ведущий обращает внимание участников, что они сами должны выбрать способ прохождения моста. Сумеют ли вежливо разойтись или столкнут друг друга? В обсуждении участники делятся, как им удалось договориться. О ком они в первую очередь думали, когда нужно было сделать выбор: о себе или о партнере? Всегда ли нужно уступать на «узком мосту»?

Участникам предлагается написать на листках или нарисовать то, что не жалко обменять. Листки складываются так, чтобы не было видно написанного или нарисованного. Затем подростки подходят к тому, с кем хотели бы обменяться. После того как обмен произойдет, листки разворачиваются, и вслух зачитывается, какой предмет каждый из них получил.

 

Подростки встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

С помощью этого ритуала мы будем напоминать друг другу, что мы единая группа, у нас есть свои правила, которые мы выполняем, что мы очень дружны. От этого упражнения у нас всех должно повыситься настроение


 

 

 

 

Занятие 10

Цель: повышение уверенности в себе, обучение приемам релаксации и мышечного расслабления, снижение уровня агрессивности, снижение эмоциональной напряжённости

Задачи:

1. создание положительного эмоционального настроя

2. разминка

3. повышение уверенности в себе

4. обучение приемам релаксации и мышечного расслабления

5. снижение уровня агрессивности, выплеск негативных эмоций

6. снижение эмоциональной напряжённости

 

Название и цель упражнения

Содержание

Ритуал приветствия

 

 

 

 

 

 

Упражнение 1. «Дружеские руки»

Цель: создание положительного эмоционального настроя

 

 

 

Упражнение 2. «Хлопки по коленям»

Цель: разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 3. «Дотянись до звезд»

Цель: повышение уверенности в себе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 4. «Земляничная поляна»

Цель: обучение приемам релаксации и мышечного расслабления

 

 

 

 

Упражнение 5. «Я злюсь когда…»

Цель: снижение уровня агрессивности, выплеск негативных эмоций

Материал: газеты, ручки, фломастеры.

 

Упражнение 6. «Соглашаюсь - не соглашаюсь»

Цель: снижение эмоциональной напряжённости

 

 

 

Ритуал окончания занятия «Хоровод»

 

Психолог предлагает подросткам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как дела?» Говорить нужно только эти слова. Освобождать свою руку от приветствия можно лишь после того, как участник начинает здороваться другой рукой со следующим членом группы

 

Участники выстраиваются в шеренгу. Первый участник проходит вдоль строя и обменивается рукопожатием с каждым, становится в конец шеренги, движение начинает оказавшийся первым и т. д., пока каждый не пройдет вдоль строя.

 

Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит “один”, сосед справа произносит “два” (так как его рука лежит по порядку следующей), сосед слева — “три”, а “четыре” — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся — выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа.

 

Упражнение выполняется под медитативную музыку. Участники стоят в кругу.

Подросткам даётся следующая инструкция: «Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усеянное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой, желанием или целью. Дайте ей название. Теперь протяните руки к небу и постарайтесь дотянуться до звезды. Старайтесь изо всех сил. А теперь сорвите ее с неба и положите в карман. Можно сорвать несколько звезд».

По окончании участники рассказывают, трудно ли было достать свою мечту. Какие чувства возникли, когда она оказалась в кармане? Так и в хорошо, мы чувствуем себя счастливыми.

 

Подросткам даётся следующая инструкция: «Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну. Представьте эту земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите. Или ничего не делайте, просто побудьте там».

Каждому подростку предлагается три раза закончить фразу «Я злюсь, когда…». Затем взять по одной газете и написать на ней крупными буквами своё имя. Задача состоит в том, чтобы комкать газету и проговаривать свои написанные фразы. Бросить газету в центр круга. Затем продолжает следующий и так до тех пор, пока каждый из подростков не выплеснет свой гнев.

 

Выбирается первый водящий. Его задача – высказывать любое утверждение, пусть даже абсурдное  и указать, кто будет отвечать по своему выбору. Отвечающий должен без раздумий согласиться или не согласиться с утверждением. Если его ответ не совпадает с реальностью, он становится водящим.

 

Подростки встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

С помощью этого ритуала мы будем напоминать друг другу, что мы единая группа, у нас есть свои правила, которые мы выполняем, что мы очень дружны. От этого упражнения у нас всех должно повыситься настроение


 

 

 

 

Выводы

По результатам проведённого экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. У подростков, состоящих  на учетах в уголовно-исполнительной  инспекции, выявлен средний с  тенденцией к низкому уровень  общей тревожности.

2. Большинство подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной  инспекции, обладают умеренным уровнем личностной тревожности, который является естественной и обязательной особенностью активной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема тревожности является одной из наиболее сложных и неразработанных проблем, как в зарубежной, так и в отечественной психологии, поэтому возникает необходимость её углубленного изучения.

Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, до данного возрастного периода она является производной широкого круга нарушений.

Подростковый возраст является наиболее сложным периодом в жизни каждого человека. В этом возрасте человек может испытывать большое количество страхов, переживаний. Поэтому изучение особенностей тревожности подростков является актуальной проблемой современной психологической науки. Пытаясь не разрушить своё представление о самом себе, своём месте в мире, своего самоощущения, подросток может пойти на совершение какого-либо преступления. Подростки, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной инспекции, также испытывают тревожность, но данная проблема представлена в психологической литературе недостаточно, что и определило актуальность курсовой работы.

В первой главе работы были рассмотрены основные подходы к пониманию тревожности в зарубежной и отечественной психологии, что позволило сделать вывод о том, что позиции в изучении тревожности различны.

Проанализировав проблему видов и форм тревожности, мы можем сделать вывод о том, что она широко представлена как в зарубежной (З. Фрейд, А. Фрейд), так и в отечественной психологии (А.М. Прихожан).

Были рассмотрены особенности проявления тревожности в онтогенезе и выяснено, что тревожность имеет ярко выраженную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления, компенсации и защиты.

Во второй главе представлено описание экспериментального исследования особенностей тревожности подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной инспекции.

Результаты проведённого экспериментального исследования позволяют свидетельствовать о том, что у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной инспекции, выявлен средний с тенденцией к низкому уровень тревожности. Также можно сделать вывод о том, что большинство подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной инспекции, обладают умеренным уровнем личностной тревожности, который является естественной и обязательной особенностью активной личности.

По результатам проведённого экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что гипотеза, которая заключалась в том, что подросткам, состоящим на учетах в уголовно-исполнительной инспекции, свойственна высокая тревожность и внутренняя напряжённость не подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.
  2. Андреева И.Н. Личностная тревожность как проблема психического здоровья подростка (гендерный аспект) // Гуманизация учебного процесса: личностный мотив и творческое развитие: Тезисы  научной конференции, 29-30 марта 2001 г. – Бобруйск, 2001.
  3. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. «Тревожность- основа преступного поведения» // Психология преступника и расследования преступлений, М., 1996.
  4. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности» // Психологический журнал № 2, 1997.
  5. Астапов В.М. «Функциональный подход к изучению состояния тревоги» // Психологический журнал № 5, 1992.
  6. Астапов В.М. «Тревожность у детей», М.: ПЕРСЭ, 2001.
  7. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека», Л., 1988.
  8. Вачков И. «Тревожность, тревога, Страх: различение понятий» // ПС Школьный психолог № 8, 2004.
  9. Галигузова Л.Н. «Проблема социальной изоляции детей» // Вопросы психологии № 1, 1996.
  10. Грецов А. «Тренинг общения для подростков», СПб.: Питер, 2008.
  11. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 3.
  12. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. «Эмоциональная устойчивость школьника», М., 1988.
  13. Криминология. Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф.                          В.Е. Эминова - М.: Юрист,1995.
  14. Макартычева Г.И. «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения». – СПб.: Речь, 2007.
  15. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004.
  16. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: “ВЛАДОС”. – 1999.
  17. Практикум  по возрастной  психологии. / под. ред. Л.А.  Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.
  18. Прихожан А.М. «Явление, причины, диагностика» // ПС Школьный психолог № 8, 2004.
  19. Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика», М.-В., 2000.
  20. Прихожан А.М. «Психологический справочник для неудачника или как обрести уверенность в себе», М.: Просвещение, 1994.
  21. Психологические тесты / Под ред. Антипченко В. С. – К.: 2002.
  22. «Психология». Словарь. Под ред. Петровского А.В., М.Г.  Ярошевского 2-е издание, испр. И доп. М.:Политиздат,  1990.
  23. Прохофьев Л.Е. «Основы психической саморегуляции», Спб.: «Лань», 2003.
  24. Райгородский Д.Я. «Практическая психодиагностика», М., 2006.
  25. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие: В 2-х кн. – 2-ое изд. 1998 – кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения».
  26. Савина Е.А., Шанина Н. «Тревожные дети» // Дошкольное воспитание № 4, 1996.
  27. Славина Л.С. «Дети с аффективным поведением», М., 1966.
  28. Спилбергер Ч.Д.  « Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги» // Стресс и тревога в спорте, М.,1983.
  29. Фрейд З. «Введение в психоанализ: Лекции», М., 1991.
  30. Фрейд А. «Психология «Я» и защитные механизмы», М.: Педагогика, 1993

Информация о работе Тревожность у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях