Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 09:14, курсовая работа
Целью данной работы является выявление особенностей тревожности у подростков, осужденным к наказаниям не связанным с лишением свободы.
Задачи:
1. На основе анализа психологической литературы определить основные подходы к пониманию проблемы тревожности в работах зарубежных и отечественных психологов
2. Рассмотреть основные подходы к классификации видов и форм тревожности
3. Определить общий уровень тревожности у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях
4. Разработать программу занятий по коррекции тревожности несовершеннолетних осужденных, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях.
Таким образом, среди подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной инспекции, преобладают подростки со средним с тенденцией к низкому уровнем тревожности. У них не обнаруживаются многочисленные соматовегетативные проявления тревожности. Они не всегда испытывают внутреннюю эмоциональную напряжённость, неуверенность в себе, беспокойство. Среди подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной инспекции, можно обнаружить таких подростков, которые имеют высокий уровень тревожности. Меньше всего среди подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной инспекции, представлены подростки с низким уровнем тревожности.
Статистическая обработка результатов, полученных по методике измерения уровня тревожности Дж. Тейлора, представлена в таблице 2.
Таблица 2
Показатели уровня личностной тревожности у подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной инспекции
Уровень личностной тревожности (% испытуемых) | |||
низкий |
умеренный |
высокий | |
Подростки, состоящие на учетах в уголовно-исполнительной инспекции |
17 % |
50 % |
33% |
Результаты, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что 71 % подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной инспекции, имеют низкий уровень личностной тревожности, который требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. 50 % подростков, то есть большинство, имеют умеренный уровень личностной тревожности, который является естественной и обязательной особенностью активной личности. 33 % подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной инспекции, имеют высокий уровень личностной тревожности.
Таким образом, среди подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной инспекции, преобладают подростки с умеренным уровнем личностной тревожности, который является естественной и обязательной особенностью активной личности.
Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению тревожности подростков предполагает несколько взаимосвязанных направлений8.
Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: роль взаимоотношений в семье в возникновении и закреплении тревожности; влияние способа предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют на формирование у ребенка чувства защищенности и уверенности в себе. Второй блок: влияние эмоционального самочувствия взрослых на эмоциональное самочувствие детей разного возраста. Третий блок: значение развития у подростков чувства уверенности в собственных силах.
Основная задача такой работы – помочь родителям прийти к пониманию того, что решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении принадлежит им.
Психологическое просвещение инспекторов. Здесь, прежде всего, значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Инспектора должны объективно оценивать роль четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при соблюдении основного принципа – общего уважения к несовершеннолетнему как личности) в профилактике и преодолении тревожности.
Серьезные, эмоционально затратные разговоры с ребенком проводить наедине, а не публично. Не тревожиться самому, не передавать личную тревогу подучетным. Учить детей адекватному восприятию действительности, нивелировать тревогу по поводу событий, ещё не случившихся. Учить подростков рефлексии.
Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности (индивидуальное или групповое консультирование).
Непосредственная работа с подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных ситуациях. Необходимы подготовка детей к новым ситуациям, снижение неопределенности различных ситуаций посредством предварительного ознакомления детей с их содержанием и условиями, обсуждение возможных трудностей и обучение конструктивным способам их решения.
Программа тренинговых занятий с подростками, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции
Данная программа психологической поддержки предназначена для подростков, состоящих на учетах в уголовно-исполнительной инспекции.
У подростков довольно часто встречаются такие эмоциональные расстройства, как тревожность и как следствие неуверенность в себе, импульсивность, агрессивность, значительная отчужденность от общественных ценностей и социально полезного общения. Высокая чувствительность ведет к тому, что такие подростки в межличностных отношениях склонны решать все конфликты силовым путем. Для преступников характерным является низкий уровень социальной адаптированности, и, наоборот, высокая степень отчуждения от важных малых социальных групп (семья, профессиональный коллектив, друзья и т.п.).
У многих правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная «тупость», нечувствительность к страданиям других. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются отрицательные изменения воли и волевых качеств.
Поэтому подростки, состоящие на учетах в уголовно-исполнительной инспекции, нуждаются в психологической поддержке.
Таким образом, целью данной программы является оказание психологической поддержки подросткам, состоящим на учетах в уголовно-исполнительной инспекции.
Данная цель может быть конкретизирована в следующих задачах:
1. снижение эмоциональной напряжённости
2. повышение уверенности в себе
3. снижение уровня тревожности
4. формирование позитивного
5. формирование адекватной
6. развитие эмоциональной
7. обучение приемам релаксации и мышечного расслабления.
8. снижение уровня агрессивности
9. формирование навыков эффективного и равноправного взаимодействия с окружающими, способности к эмпатии.
10. овладение эффективными способами выхода из конфликтных ситуаций
Данная программа была составлена с учётом следующих принципов:
Формой проведения данной программы психологической поддержки подростков, находящихся в местах лишения свободы, является групповая (5-12 человек) и индивидуальная. Выбор групповой формы работы, связан с тем, что ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно-личностное общение со сверстниками, которое может осуществляться в группе. Адекватной самооценки подростка, должна обязательно подкрепляться оценкой со стороны, что также возможно в группе. Групповая форма работы способствует не только созданию достаточно благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, но и увеличению сплоченности данного коллектива в целом. Но возможно использование и индивидуальной формы работы с теми подростками, которые нуждаются в особой психологической поддержке и помощи.
Длительность занятия: 55-60 минут. Частота встреч — 1 раз в неделю, возможно 2 раза.
Занятие 1
Цель: знакомство, установление контакта с подростками, настраивание их на совместную работу, повышение уверенности в себе, снижение уровня тревожности, формирование позитивного отношения к своему «Я», снижение эмоциональной напряжённости
Задачи:
1. знакомство, разряжение обстановки, настраивание на совместную работу, создание положительного эмоционального настроя
2. разминка
3. повышение уверенности в себе
4. снижение уровня тревожности
5. формирование позитивного
6. снижение эмоционального напряжения, снятие усталости, обучение техники релаксации
Название и цель упражнения |
Содержание |
Ритуал приветствия
Упражнение 1. . «Снежный ком». Цель: знакомство, разряжение обстановки, настраивание на совместную работу.
Упражнение 2. «Ласковые слова». Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Упражнение 3. «Меняются местами те, кто…» Цель: разминка, тренировка внимательности, помочь участникам ближе узнать друг друга.
Упражнение 4. «Представь, что ты это сможешь». Цель: повышение уверенности в себе, повышение уровня самооценки.
Упражнение 5. «Нарисуй своё состояние». Цель: снижение уровня тревожности Материал: листы бумаги, цветные карандаши.
Упражнение 6. «Какой Я» Цель: формирование позитивного отношения к своему «Я». Материал: ручки и листы бумаги.
Упражнение 7. «Приятное воспоминание». Цель: снижение эмоционального напряжения, снятие усталости, обучение техники релаксации.
Ритуал окончания занятия «Хоровод»
|
Психолог предлагает подросткам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как дела?» Говорить нужно только эти слова. Освобождать свою руку от приветствия можно лишь после того, как участник начинает здороваться другой рукой со следующим членом группы.
Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку. Пример: 1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
Надо повернуться к подростку лицом и сказать ему ласковое слово, он в ответ тоже должен сказать ласковое слово. Упражнение выполняется по очереди, начинает психолог.
Стоящий в центре круга (для начала им будет психолог) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной, должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру. После выполнения упражнения можно спросить у участников: - Как вы себя чувствуете? - Как ваше настроение? - Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
Подросткам предлагается не просто что-то сделать, а представить, что они могут это сделать и показать. В воображаемой ситуации подросток чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что-то не получится. Причем в данном случае для него является более ценным сам процесс самостоятельного действия, чем его результат.
Подросткам даётся следующая инструкция: «Нарисуй те то, что вам хочется. Для этого вам предлагается использовать всё многообразие предложенных карандашей. А затем расскажите, что нарисовали»
Подростки сидят в кругу, каждому из них, даётся лист бумаги, на котором необходимо написать своё имя и свои положительные качества. После того как подростки написали свои положительные качества, они передают листы по кругу, для того, чтобы другие участники также указали положительные качества того человека, которому принадлежит лист. По окончании работы все обмениваются впечатлениями.
Каждому подростку предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление. И как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
Подростки встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. С помощью этого ритуала мы будем напоминать друг другу, что мы единая группа, у нас есть свои правила, которые мы выполняем, что мы очень дружны. От этого упражнения у нас всех должно повыситься настроение. |
Занятие 2
Цель: формирование адекватной самооценки, развитие эмоциональной регуляции, обучение приемам релаксации и мышечного расслабления, снижение эмоциональной напряжённости
Задачи:
4. снятие напряжения, избавление от агрессивных чувств
5. обучение приемам релаксации и мышечного расслабления
6. снижение эмоциональной
Название и цель упражнения |
Содержание |
Ритуал приветствия
Упражнение 1. «Подарок». Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Упражнение 2. «Печатная машинка». Цель упражнения: разминка, выработка навыков сплоченных действий.
Упражнение 3. «Твоё имя» Цель: выявление особенностей идентификации качеств личности с собственным именем, повышение уровня самооценки и самопринятия.
Упражнение 4. «Игра в бумажные мячики и насколько стало легче?» Цель: снятие напряжения, избавление от агрессивных чувств. Материал: бумажные мячи
Упражнение 5. «Направленная визуализация». Цель: обучение приёмам релаксации и мышечного расслабления.
Упражнение 6. «Дыхание». Цель: снижение эмоционального напряжения, снятие усталости, обучение техники релаксации.
Ритуал окончания занятия «Хоровод»
|
Психолог предлагает подросткам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как дела?» Говорить нужно только эти слова. Освобождать свою руку от приветствия можно лишь после того, как участник начинает здороваться другой рукой со следующим членом группы.
Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
Психолог просит каждого подростка назвать свое полное имя или как его обычно называют близкие родственники и друзья. Затем они вместе вспоминают знаменитых людей, которые носили такое же имя. Важным моментом здесь является определение наиболее ярко выраженных качеств этих людей и их идентификация с качествами испытуемого. Затем проводится анализ полученных данных.
Подростки делятся на 2 группы. Принцип деления: да – нет. Проводится линия между группами. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», группы прекращают бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей.
Подростку предлагается удобно расположиться на стуле. Затем его просят сконцентрироваться поочередно на каждой группе мышц (ноги, руки, тело, лицо), попеременно напрягая и расслабляя их. В конечном итоге достигается расслабление всех мышц.
Рассказывают о значении ритмичного дыхания, предлагают способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.
Подростки встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. С помощью этого ритуала мы будем напоминать друг другу, что мы единая группа, у нас есть свои правила, которые мы выполняем, что мы очень дружны. От этого упражнения у нас всех должно повыситься настроение. |