Творческий урок в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение форм организации творческого урока в начальной школе, его проблемы и пути их решения.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие творческих способностей младших школьников;
2. Изучить уроки творчества младших школьников;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава I
Теоретические основы форм организации учебного процесса в начальной школе……………………………………5
Развитие творческих способностей младших школьников5
Уроки творчества младших школьников………………….10
Глава II
Описание экспериментальной работы по исполнению творческого урока в начальной школе…………………….19
Проблемы творческого урока в начальной школе………..19
Система мероприятий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников ……………..29
Анализ результатов экспериментальной работы…………37
Заключение………………………………………………………………46
Библиографический список……………………………………………48
Приложения……………………………………………………………..50

Файлы: 1 файл

Творческий урок в современной школеме.doc

— 945.50 Кб (Скачать файл)



Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»

(ФГОУ ВПО «АмГПГУ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«»

По теме: «Развитие творческих способностей младших школьников (на примере МОУ СОШ № 31)»

 

 

 

Студентка группы

       Преподователь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………

3

Глава I

Теоретические основы форм организации учебного процесса в начальной школе……………………………………

5

1.1

Развитие творческих способностей младших школьников

5

1.2

Уроки творчества младших  школьников………………….

10

Глава II

Описание экспериментальной  работы по исполнению творческого урока в начальной школе…………………….

19

2.1

Проблемы творческого урока в начальной школе………..

19

2.2

Система мероприятий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников ……………..

29

2.3

Анализ результатов  экспериментальной работы…………

37

Заключение………………………………………………………………

46

Библиографический список……………………………………………

48

Приложения……………………………………………………………..

50


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Возрастающая потребность  в людях, способных творчески  подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов роста развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества,  изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное «наращивание». Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12 летней школе)» делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования. И поэтому приходим к выводу, что вопросы творчества  приобретают все большее значение в системе образования.

Объектом исследования являются проблемы творческого урока в современной школе.

Предмет исследования: творческие задания и их влияние на обучение младших школьников.

Целью работы является изучение форм организации творческого урока в начальной школе, его проблемы и пути их решения.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть развитие творческих способностей младших школьников;

2. Изучить уроки творчества младших школьников;

3. провести экспериментальную работу с целью выявления учебного процесса  в начальной школе и разработать систему мероприятий по устранению данных проблем. А также выяснить эффективность предложенных мероприятий.

В работе были использованы следующие методы исследования: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), беседа, анкетирование, анализ результатов ученической деятельности.

Базой исследования является 3 «Б» и 3 «В» классы МОУ СОШ № 31,         г. Комсомольска-на-Амуре, обучающиеся по программе «Начальная школа XXI века».

 

 

 

 

 

Глава I Теоретические основы форм организации учебного

процесса в начальной школе

 

1.1 Развитие творческих способностей младших школьников

 

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично именно для человека, так как всегда предполагает творца - автора, создателя, конструктора. - субъекта творческой деятельности. Творчеством называют и продукт творческой деятельности.

Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к познавательной творческой деятельности.

Но можно посмотреть на творчество и с другой стороны - как на один из приемов создания положительной мотивации учения, ситуации успеха. Многим из учителей приходилось наблюдать ситуацию, когда ребенок, за которым прочно укрепилась репутация «троечника» и бесперспективного ученика, вдруг преображался, удивлял и педагогов, и детей своими творческими работами, когда он мог «раскрыться», проявит свою индивидуальность. А ведь это именно то, без чего ни один ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность.

Через творческие задания учитель разрешает проблему познавательных затруднений, так как творчество - это всегда новое, неизведанное, непредсказуемое, увлекательное и захватывающее всех детей, независимо от того имеет ли ребенок трудности в обучении или нет.

Анализ философской и психологической литературы позволяет определить творчество как человеческую деятельность, посредством которой создаются новые, общественно значимые материальные и духовные ценности, способствующие дальнейшему прогрессу человечества.

Творческой можно считать такую деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта. А, следовательно, результат мышления будет творческим только в том случае, если он не мог быть получен простыми логическими действиями по алгоритму.

Творчество необходимо рассматривать как деятельность, в процессе которой формируются социально значимые качества личности, т.е. оно предстает в различных аспектах: что создано, как создано и как развивается.

И.Я. Лернер выделил следующие черты творческой деятельности [19]:

      • Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
      • Видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;
      • Видение новой функции знакомого объекта;
      • Умение видеть альтернативу решения;
      • Умение  комбинировать ранее  известные  способы решения проблемы в новый способ;
      • Умение создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных.

Наиболее важными считаются следующие признаки творчества [12]:

-   творчество  как высшая форма самостоятельной деятельности;

- творчество   как  результат  деятельности,  характеризующихся новизной и ценностью для субъекта и общества;

- творчество как многомерный синтез, диалектическое единство осознанного и неосознанного, рационального и иррационального.

Способность к самостоятельной творческой деятельности не развивается произвольно, сама по себе, в процессе учебной деятельности. Многие ученые-исследователи (Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев) и авторы учебников (Р.Н. Бунеев, Е.В Бунееева, А.А. Вахрушев и т.д.) сходятся во мнении, что развитие индивидуальных творческих способностей требует значительных усилий, как со стороны учителя, так и со стороны самого ученика.

Успех данного процесса во многом зависит от слаженности, взаимодействия - интеграции нескольких учебных дисциплин, поскольку, будучи высшей формой человеческой деятельности, творчество требует предварительно длительной подготовки, высокого интеллектуального напряжения, углубленного критического мышления, богатого воображения, положительной мотивации, самостоятельности и самоорганизации и т.д.

В современной школе развитию творческих способностей детей, творческого отношения к самому процессу обучения уделяется пока еще крайне мало внимания. На решение задач творческого характера учителя отводят в среднем 5 % учебного времени. Одна из причин кроется в том, что не все учебники для начальной школы позволяют развивать в ребенке творческое начало и, что еще важнее, сделать этот процесс перманентным [1,13].

Развитие творческой активности детей возможно только при условии постоянного проявления творчества самим преподавателем. Новые программы предоставляют учителю больше возможностей для проявления творчества в развитии творческой активности учащихся. Теперь недостаточно обучать только навыкам и умениям, необходимо воспитывать у школьников потребность творчески относиться к любому виду труда. Такую потребность можно воспитывать через реальное включение школьников в учебную деятельность, содержащую элементы творчества; творческая активность учащихся должна быть направлена на организацию обучающего процесса, на нахождение оптимального варианта, на практическую реализацию замысла, на контроль и оценку. Педагогическая практика показывает, что школьники стараются не участвовать в подготовительной, вспомогательной работе, предпочитая, чтобы ее выполнял учитель. Сделать эти виды учебной работы более развернутыми, вынести их вовне для других помогает сочетание разных форм работы учащихся (фронтальной, индивидуальной и групповой) на уроке.

Анализ основных психологических  новообразований и характера  ведущей деятельности младших школьников, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание – «...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания" [19, 12].

Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний [15].

Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях [2].

Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике [10].

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников [5,11]:

  • творческое мышление,
  • творческое воображение,
  • применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого  мышления и творческого воображения  учащихся необходимо развить следующие умения:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формулировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • представлять пространственные объекты;
  • использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
  • представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
    • преодоление психологической инерции мышления;
    • оценивание оригинальности решения;
    • сужение поля поиска решения;
    • фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
    • мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Информация о работе Творческий урок в современной школе