Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 01:05, курсовая работа
Целью работы является изучение форм организации творческого урока в начальной школе, его проблемы и пути их решения.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие творческих способностей младших школьников;
2. Изучить уроки творчества младших школьников;
Введение…………………………………………………………………3
Глава I
Теоретические основы форм организации учебного процесса в начальной школе……………………………………5
Развитие творческих способностей младших школьников5
Уроки творчества младших школьников………………….10
Глава II
Описание экспериментальной работы по исполнению творческого урока в начальной школе…………………….19
Проблемы творческого урока в начальной школе………..19
Система мероприятий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников ……………..29
Анализ результатов экспериментальной работы…………37
Заключение………………………………………………………………46
Библиографический список……………………………………………48
Приложения……………………………………………………………..50
Из таблицы видно, что большинство детей показали средний объем внимания, что составляет 58 % от количества детей данного класса, высокий уровень развития показали три человека (Катков А., Цыбина Н., Шевченко Я.), что составляет 11 % от количества детей данного класса, низкий уровень развития показали восемь человек (Бельды А., Демидась О., Ковалева К.,
Иванова К., Латыпова Р., Оненко О., Поздышева С, Прокофьев А.), что составляет 31% от количества детей данного класса.
В данном классе преобладает средний объем внимания, это может быть вызвано быстрой отвлекаемостью или быстрой утомляемостью.
Данные исследования, проводимые в 3 В классе, показаны в таблице 6.
Таблица 6
Выявление объема внимания учащихся 3 «В» класса
№ |
Ф.И. |
кол-во баллов |
объем внимания |
1 |
Винокуров А. |
11 |
средний |
2 |
Заблоцкая Д. |
9 |
средний |
3 |
Каргаева А. |
6 |
средний |
4 |
Карпенко А. |
8 |
средний |
5 |
Колесник А. |
15 |
большой |
6 |
Кудрявцева П. |
4 |
малый |
7 |
Колчина Ю. |
10 |
средний |
8 |
Курникова Д. |
9 |
средний |
9 |
Ливанская В. |
8 |
средний |
10 |
Левковская В. |
3 |
малый |
11 |
Лукьянова Е. |
11 |
средний |
12 |
Лихарева Д. |
13 |
средний |
13 |
Маркова И. |
7 |
средний |
14 |
Муратов Д. |
3 |
малый |
15 |
Павленко Р. |
9 |
средний |
16 |
Паламарчук Н. |
2 |
малый |
17 |
Прокопкин А. |
3 |
малый |
18 |
Севрюков Д. |
11 |
средний |
19 |
Сергеева В. |
10 |
средний |
20 |
Селянко Е. |
9 |
средний |
21 |
Трошин А. |
8 |
средний |
22 |
Федулова Ю. |
16 |
большой |
23 |
Чарушина А. |
13 |
средний |
24 |
Шихранов А. |
9 |
средний |
25 |
Шишкова А. |
10 |
средний |
При изучении уровня развития внимания получили следующие данные: большинство детей показали средний уровень развития внимания, что составляет 72 % от количества детей в данном классе, высокий уровень развития показали два человека (Колесник А., Федулова Ю.), что составляет 8 % от количества детей в данном классе, низкий уровень развития показали пять человек (Кудрявцева П., Левковская В., Муратов Д. , Паламарчук Н., Прокопкин А.), что составляет 20 % от количества детей в данном классе.
В данном классе у учащихся преобладает средний объем внимания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у учащихся данных классов существуют познавательные затруднения, связанные с развитием внимания, памяти, мышления. Затруднения мы можем увидеть при чтении, при решении задач, при запоминании правил или пересказах текстов, так как это напрямую связано с объемом внимания и памяти. Затруднения при запоминании алгоритмов, решения задач разными способами, непонимания смысла различных фраз или при выполнении самостоятельной работы, связаны с развитием словесно-логического мышления. Для того чтобы помочь преодолеть познавательные затруднения, мы считаем необходимым использовать определенные творческие задания, повышающие уровень развития внимания, памяти и мышления младших школьников.
2.2 Система мероприятий, направленных на развитие творческих
способностей младших школьников
Для развития творческих способностей детей, преодоление познавательных затруднений были выделены два направления:
В ходе эксперимента для детей с низким уровнем развития словено-логического мышления использовались три вида помощи: стимулирующая, направляющая и обучающая.
Стимулирующая помощь. Необходимость в этом виде помощи возникла тогда, когда ученик не включался в работу или выполнял ее неверно. Помощь заключалась в дополнительном стимулировании деятельности, которое выражалось в одобрении, разъяснении полученного задания, помощи в организации деятельности или указании на наличие ошибки и необходимость проверки предложенного решения.
Направляющая помощь оказывалась в том случае, если стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Она заключалась в том, что учитель указывал ребенку путь, приводящий к выполнению работы или исправлению ошибки, актуализируя те знания ребенка, которые позволяли достичь успеха.
Обучающая помощь. Необходимость оказания обучающей помощи возникла тогда, когда другие ее виды не приводили к положительному результату. В этом случае учитель непосредственно раскрывал перед учеником путь выполнения задания, а ученик осуществлял их на конкретном примере.
Следует сказать, что оказание любой помощи прекращалось, как только ученик делал попытку самостоятельно продолжить работу.
Занятия были направлены на формирование предпосылок овладения младшими школьниками системой научных понятий, ставя своей целью развитие у детей логических операций анализа, сравнения, обобщения, развитие действий классификации. На каждом занятии с детьми обязательно проводились физкультминутки и пальчиковые игры.
Поскольку младшие школьники имеют весьма различные психологические особенности, большой акцент в системе работы уделялся потенциальным возможностям каждого ребенка, а также осуществлялся индивидуальный подход к обучению детей.
Часть уроков проводилась с элементами соревнований, что с энтузиазмом воспринималось младшими школьниками. Задания были направлены на развитие словесно-логического мышления, памяти и внимания, так как показатель низкого уровня развития говорит о наличии познавательных затруднений у учащихся.
В процессе проведения формирующего эксперимента значительное внимание уделялось развитию словесно-логического мышления, низкий и средний уровень развития которого не позволяет детям оперировать логическими операциями, строить ответы, аргументировать.
Ниже приведены творческие задания на развитие словесно-логического мышления.
• На уроках русского языка по теме «Понятие об окончании» учащиеся в конце урока получают следующий текст с заданием вставить пропущенные окончания и дописать его:
Сказка про ёлочк_.
В дремучем лес_ жил_ ёлочк_. Рядом с ней жил_ хитр_ лис_, сердит медвед_ и зубаст волк_. Но ёлочк_ никого не боял_сь. Только было ей грустно и одиноко. И вот однажды...
Многие дети при продолжении сказки написали о том, что в лес пришел лесник и срубил елочку, и она попала на праздник. А Селянко Е. написал о том, что елочка подружилась с лесными жителями и с ними справляла праздник Новый год. Этот ребенок показал доброжелательные отношения персонажей, хотя они были представлены не очень добрыми. Данное задание является особой формой самовыражения, где ребенок передает свои мысли и чувства.
По мере того как у детей развивается воображение, фантазия, практически все переходят к сочинительству. Очень хорошим подспорьем для этого служит работа по развитию творческого воображения, которая проводится с детьми на уроках чтения. Самые распространенные задания при такой работе с текстами - предположи, домысли, нарисуй словами, творчески перескажи - позволяют «включить» воображение, которое является основой для развития творческого познания.
Подбери такое слово, которое подходило бы сразу и к слову слева, и к слову справа. Впиши пропущенное слово в скобки.
кровь ( ) цветок
друг ( ) шкаф
воспоминание ( ) лекарство запах ( ) анекдот
напиток ( ) загар
утро ( ) развитие
диван ( ) хлеб
Перед тобой рассказ, в котором пропущены слова. Внимательно читай текст, вписывая пропущенные слова.
Над городом низко повисли снеговые . Еще утром началась
. Снег повалил большими . По дороге в школу
приходилось протаптывать себе тропинку. Весело играя и толкаясь, ребята
бежали к . Прозвенел . Снежною гурьбой проталкиваясь
в дверь и, на ходу раздеваясь, разбегались по . Скоро все стихло,
начались
• Для тренировки логического мышления предлагалось решить следующие задачи. В наборе букв найди по два слова.
Вытащи из букета садовый цветок:
РЛОАЗНДАЫШ
Найди дом в лесу:
БИЗОБРА
А здесь спрятались могучее дерево и хлебный злак:
ДРУОЖБЬ
Какую травку щиплет на лугу доброе животное?
ККЛОРЕОВВАЕР
Из чего варенье досталось кому-то на
съеденье?
МВИУШХАНЯ
Стихотворение
этого автора мы знаем с самого раннего
детства:
ББАЫРТЧООК
Расставь математические знаки между цифрами так, чтобы равенство было верным. Можно использовать скобки, а две рядом стоящие цифры считать числом.
246=1 246 = 4 246 = 20
2 4 6 = 2 2 4 6= 14 2 4 6 = 48
Часто на уроках литературного чтения предлагаются двустишия, а дальше нужно детям досочинить стихотворение. Или даются детям рифмы, а они сочиняют свои произведения. Например:
.... сверкает
.... дня
.... устилает
.... поля.
.... замирает
…. лес.
.... сверкает
... небес.
Для детей с низким уровнем памяти и мышления зачитываются стихотворения русских поэтов на данную тему. После продолжительной работы по написанию стихотворных строк Паламарчук Н., ребенок, у которого низкий уровень развития памяти, мышления, внимания, сочинил следующие строки:
Солнышко сверкает
На закате дня.
Снежинки устилают
Деревни и поля.
Сердце замирает
Какой красивый лес!
Снежинки все сверкают
Падая с небес.
На каждом уроке проводятся «творческие пятиминутки», на которых дети читают стихи, сказки, сочинения ими придуманные. При выполнении таких работ дети стали пользоваться толковыми словарями, что является показателем появления интереса к работе и повышением словарного запаса.
Для развития речи детям часто даются придумывать загадки, считалки, рассказ от имени какого-либо предмета, написание писем друзьям.
Детям было предложено написать письмо учителю о своих впечатлениях от каникул или об учебе. Многие дети писали о том, как они провели каникулы, о том, как они ездили к бабушкам и дедушкам. Но некоторые дети, такие как Селянко Е., Прокопкин А., Паламарчук Н. написали о своей учебе, о том, как они хотели бы исправить свои отметки и свое поведение. Еще они написали о своих впечатлениях от прочитанных книг, которые подарил им родительский комитет.
В сочинениях находит практический выход работа над стилистикой, культурой речи, построение текстов разных жанров. В таких сочинениях дети делятся своими переживаниями, мыслями. Это особая форма самовыражения и действительно творческая и интеллектуальная работа для учащихся, так как в них необходимо передать свои чувства и настроение. Для преодоления познавательных затруднений важно, чтобы на уроках была особая атмосфера доверия, доброжелательности, теплоты, творчества, в которой дети «купаются» и радостно творят. При сочинении важно не поправлять их творения, а только надо стараться хвалить - даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Ведь поощрение со стороны учителя - это признание способности ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству.
В данных заданиях самое главное, чтобы ребенок увидел тему текста и смог вставить слова такие, чтобы они передавали смысл и тему текста. У некоторых детей не всегда получается подбирать нужные слова, что говорит о слабом словарном запасе слов.
• Внимательно посмотрите на контрольную строчку и воспроизведите эти же знаки в тех клеточках, где находятся данные цифры:
2 |
1 |
4 |
6 |
3 |
5 |
2 |
1 |
3 |
4 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
4 |
2 |
6 |
3 |
1 |
2 |
5 |
1 |
6 |
3 |
1 |
5 |
4 |
2 |
7 |
4 |
6 |
9 |
2 |
5 |
8 |
4 |
7 |
6 |
1 |
8 |
7 |
5 |
4 |
8 |
9 |
6 |
4 |
1 |
3 |
1 |
8 |
2 |
9 |
7 |
6 |
2 |
5 |
4 |
7 |
3 |
6 |
8 |
5 |
9 |
4 |
1 |
6 |
8 |
9 |
3 |
7 |
5 |
1 |
4 |
2 |