Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 01:05, курсовая работа
Целью работы является изучение форм организации творческого урока в начальной школе, его проблемы и пути их решения.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие творческих способностей младших школьников;
2. Изучить уроки творчества младших школьников;
Введение…………………………………………………………………3
Глава I
Теоретические основы форм организации учебного процесса в начальной школе……………………………………5
Развитие творческих способностей младших школьников5
Уроки творчества младших школьников………………….10
Глава II
Описание экспериментальной работы по исполнению творческого урока в начальной школе…………………….19
Проблемы творческого урока в начальной школе………..19
Система мероприятий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников ……………..29
Анализ результатов экспериментальной работы…………37
Заключение………………………………………………………………46
Библиографический список……………………………………………48
Приложения……………………………………………………………..50
При выполнении первого задания записали по памяти все десять чисел - 3 человека (Левковская В., Винокуров А., Чарушина А), девять чисел - 4 человека (Лукьянова Е. , Лихарева Д., Паламарчук Н., Федулова Ю.). При выполнении второго задания десять слов написал 1 человек (Селянко Е.), в основном уровень запоминания стал выше среднего. Меньшее количество слов написали - Колесник А.,Лукьянова Е., Прокопкин А., Шишкова А. При выполнении третьего задания никто из учащихся не смог воспроизвести все предложения правильно. Большее количество предложений написали -Винокуров А., Лукьянова Е., Муратов Д., Чарушина А..
Из таблицы видно, что показатель запоминания в различных видах задания вырос. Это связано с проведение формирующего эксперимента.
Следующий шаг - это выявление изменения уровня развития внимания.
Показатели объема внимания учащихся 3-Б класса зафиксированы в таблице зафиксированы в таблице 11.
Таблица 11
Выполнение объема внимания учащихся 3 «Б» класса на контрольном этапе эксперимента
№ |
Ф.И. |
кол-во баллов |
объем внимания |
объем внимания |
1 |
Балбенкова А. |
5 |
средний |
2 |
2 |
Бельды А. |
3 |
малый |
1 |
3 |
Демидась О. |
4 |
средний |
1 |
4 |
Долгачев М. |
5 |
средний |
2 |
5 |
Ермишина К. |
9 |
средний |
2 |
6 |
Ершов В. |
8 |
средний |
2 |
7 |
Журавлева К. |
12 |
средний |
2 |
8 |
Катков А. |
14 |
большой |
3 |
9 |
Киселева А. |
8 |
средний |
2 |
10 |
Ковалева К. |
4 |
малый |
1 |
11 |
Колтыга О. |
7 |
средний |
2 |
12 |
Кублицкий Д. |
5 |
средний |
2 |
13 |
Иванова К. |
3 |
малый |
1 |
14 |
Игнатова Н. |
9 |
средний |
2 |
15 |
Латьшова Р. |
2 |
малый |
1 |
16 |
Омельяненко М. |
5 |
средний |
2 |
17 |
Оненко О. |
2 |
малый |
1 |
18 |
Поздышева С. |
4 |
малый |
1 |
19 |
Попова Я. |
10 |
средний |
2 |
20 |
Прокофьев А. |
3 |
малый |
1 |
21 |
Сонарова Н. |
7 |
средний |
2 |
22 |
Соболева Е. |
11 |
средний |
2 |
23 |
Худыч Д. |
8 |
средний |
2 |
24 |
Цыбина Н. |
13 |
большой |
3 |
25 |
Шевченко Я. |
15 |
большой |
3 |
26 |
Пархомец Ж. |
8 |
средний |
2 |
При изучении уровня развития внимания получили следующие данные: большинство детей показали средний уровень развития внимания, что составляет 58 % от количества детей данного класса, большой уровень развития показали три человека (Катков А., Цыбина Н., Шевченко Я.), что составляет 11 % от количества детей данного класса, малый уровень развития внимания показали восемь человек (Бельды А., Демидась О., Ковалева К., Иванова К., Латьшова Р., Оненко О., Поздышева С, Прокофьев А.), что составляет 31 % от количества детей данного класса. В таблице выделены показатели, которые повысились у учащихся.
В следующей таблице мы видим показатели объема внимания 3-В класса.
Таблица 12
Выявление объема внимания учащихся 3 «В» класса на контрольном
этапе эксперимента
№ |
Ф.И. |
кол-во баллов |
объем внимания |
объем внимания |
1 |
Курникова Д. |
9 |
средний |
2 |
2 |
Ливанская В. |
8 |
средний |
2 |
3 |
Левковская В. |
6 |
средний |
2 |
4 |
Лукьянова Е. |
11 |
средний |
2 |
5 |
Лихарева Д. |
15 |
большой |
3 |
6 |
Маркова И. |
7 |
средний |
2 |
7 |
Муратов Д. |
5 |
средний |
2 |
8 |
Павленко Р. |
9 |
средний |
2 |
9 |
Паламарчук Н. |
2 |
малый |
1 |
10 |
Прокопкин А. |
3 |
малый |
1 |
11 |
Севрюков Д. |
11 |
средний |
2 |
12 |
Сергеева В. |
10 |
средний |
2 |
13 |
Селянко Е. |
9 |
средний |
2 |
14 |
Трошин А. |
8 |
средний |
2 |
15 |
Федулова Ю. |
16 |
большой |
3 |
16 |
Чарушина А. |
16 |
большой |
3 |
17 |
Шихранов А. |
9 |
средний |
2 |
18 |
Шишкова А. |
10 |
средний |
2 |
При изучении уровня развития внимания получили следующие данные: большинство детей показали средний уровень развития внимания, что составляет 68 % от количества детей данного класса, большой уровень развития показали пять человек (Колесник А., Винокуров А., Лихарева Д., Чарушина А., Федулова Ю.), что составляет 20 % от количества детей данного класса, малый уровень развития показали три человека (Кудрявцева П., Паламарчук Н. , Прокопкин А.), что составляет 12 % от количества детей данного класса. В таблице выделены показатели, которые показывают рост развития.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменение уровня развития внимания, памяти и мышления у учащихся 3-В класса после проведения формирующего эксперимента имеет положительную динамику. Это произошло благодаря тому, что ежедневно детям давались творческие задания. При помощи этих заданий у группы детей (Винокуров А., Заблоцкая Д., Селянко Е., Чарушина А.) повысился уровень словесно-логического мышления, памяти, внимания. В 3-Б классе результаты практически не изменились (см. прил. 5, 6, 7).
Как и в констатирующем эксперименте, для выполнения ряда заданий некоторым детям требовалась направляющая помощь. Однако, по сравнению с констатирующим экспериментом, этой помощи требовалось значительно меньше. Используя стимулирующую и направляющую помощи, учащиеся лучше справились с заданиями. Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что под влиянием обучающего эксперимента наблюдается положительная динамика качественных и количественных показателей.
Заключение
Исследуя данную тему, мы определили, что эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к познавательной творческой деятельности.
Через творческие задания учитель разрешает проблему познавательных затруднений, так как творчество - это всегда новое, неизведанное, непредсказуемое, увлекательное и захватывающее всех детей, независимо от того имеет ли ребенок трудности в обучении или нет.
Творческая деятельность младших школьников - продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Мы доказали, что использование комплекса развивающих творческих заданий и упражнений способствует развитию младших школьников и способствует умению преодолевать познавательные затруднения.
Начиная экспериментальную работу на констатирующем этапе, мы установили, что познавательные затруднения у младших школьников связаны с низким уровнем развития мышления, памяти, внимания. После проведения формирующего эксперимента, направленного на повышение уровня развития, контрольный эксперимент показал следующее: под влиянием специального организованного обучения наблюдается положительная динамика количественных и качественных показателей. Так числовые показатели контрольного эксперимента, по сравнению с констатирующим, значительно возросли. Направляющей помощи и организации наблюдения при выполнении задания требовалось гораздо меньше. Используя направляющую помощь, учащиеся справились более качественно с большинством заданий.
Таким образом, в результате использования творческих заданий, организации творческого урока у младших школьников лучше развивается мышление, память и внимание, что будет способствовать формированию будущего поколения, способного творчески мыслить и находить выходы из нестандартных ситуаций.
Результаты исследований могут быть использованы учителями, психологами в диагностической и развивающей работе с детьми.
Библиографический список
Приложение 1
Материал к выявлению уровня словесно-логического мышления
1. Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)
В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)
В году (24, 3,12, 4,7 месяцев)
Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)
В России не живёт (соловей, аист, синица, страус, скворец)
Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)
Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)
Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)
У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)
Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)
2. Одно из пяти слов лишнее.
Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. Река, озеро, море, мост, пруд. Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла. Стол, ковёр, кресло, кровать, табурет. Тополь, берёза, сирень, липа, осина. Курица, петух, орёл, гусь, индюк.
Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.
Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
Медведь, заяц, бабочка, лиса, волк.
Весёлый, быстрый, вкусный, грустный, осторожный.
3. Найди среди слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары:
Лошадь корова
Жеребёнок пастбище, рога, молоко, телёнок, бык
Яйцо картофель
Скорлупа курица, огород, капуста, суп, очистки
Ухо зубы
Слышать видеть, лечить, рот, щётка, жевать
Собака щука
Шерсть рыба, рыбак, жабры, чешуя, удочка
Дерево рука
Сук топор, перчатка, нога, работа, палец
Песня картина
Глухой слепой, художник, рисунок, большой, хромой
Слон фиалка
Зверь лист, запах, растение, зелёная
Радость смелость
Грусть боль, злость, тоска, трусость
Час неделя
День минута, месяц, время, секунда
4 4
6
4. Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.
Карп, окунь -
Топор, молоток -
Осень, весна -
Осина, тополь -
Кровать, кресло -
Сентябрь, октябрь -
Дерево, цветок -
Утро, вечер -
Вторник, четверг -
Слон, муравей -
Материал к выявлению уровня развития памяти