Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 01:05, курсовая работа
Целью работы является изучение форм организации творческого урока в начальной школе, его проблемы и пути их решения.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие творческих способностей младших школьников;
2. Изучить уроки творчества младших школьников;
Введение…………………………………………………………………3
Глава I
Теоретические основы форм организации учебного процесса в начальной школе……………………………………5
Развитие творческих способностей младших школьников5
Уроки творчества младших школьников………………….10
Глава II
Описание экспериментальной работы по исполнению творческого урока в начальной школе…………………….19
Проблемы творческого урока в начальной школе………..19
Система мероприятий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников ……………..29
Анализ результатов экспериментальной работы…………37
Заключение………………………………………………………………46
Библиографический список……………………………………………48
Приложения……………………………………………………………..50
Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.
Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Д.Б.Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:
1.2 Уроки творчества младших школьников
Уроки творчества дают возможность учителю организовать деятельность таким образом, чтобы результат свободного творчества был, безусловно, успешен и не являлся предметом оценки. Существуют некоторые общие принципы организации творческих занятий:
Зададим характеристику названным принципам.
Отсутствие заданного образца.
В системе творческих заданий, используемых как средство педагогической терапии, готовый образец как эталон для копирования, подражания должен отсутствовать. Этот методический принцип освобождает как детей, так и учителя от необходимости соотносить свою деятельность с какими-либо образцами и тем самым делает ее самоценной. В этом случае любой результат есть результат индивидуального или коллективного опыта. Этим он интересен и уникален.
Эмоциональные переживания по поводу художественного образа, создаваемого в процессе совместной деятельности.
Эмоциональные переживания по поводу создаваемых образов тесно связаны как с опытом самовыражения, так и с опытом коллективного творчества. Ничего так не объединяет людей, как совместные эмоциональные переживания происходящих событий. В детской жизни значение таких переживаний особенно велико.
У ребенка только складывается опыт эмоционального реагирования на происходящее вокруг него, а работа в группе, с одной стороны, рождает эти переживания, а с другой - облегчает их проявление. Возможность увидеть эти реакции, особенности их проявления чрезвычайно важна для понимания личности ребенка.
Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности.
Эмоциональные переживания как основа групповой динамики тесно связаны с развитием межличностных отношений в классе.
Умелое сочетание разных форм организации работы школьников на уроках создает условия для проявления творческой активности учащихся в индивидуальной работе, делает ее более ответственной, прежде всего перед одноклассниками - участниками совместного учения, которые будут сопоставлять разные варианты и способы выполнения, оценивать их, выбирать наиболее оптимальные. При групповой (бригадной) форме работы учащиеся с разной успеваемостью могут активно проявлять индивидуальное творчество, которое стимулируется группой, ориентированной на общий положительный результат, что способствует также повышению статуса личности в группе, развитию коллективистических отношений. Педагогу, как организатору совместной деятельности школьников, важно объединить групповую работу в коллективную работу всего класса.
Конечно, при коллективной работе школьников преподаватель должен иметь и свой вариант, который он при коллективном обсуждении либо предъявляет как один из возможных вариантов, либо, обобщая все положительные находки учащихся, старается подвести их к определенному эталонному варианту. Нередко находки школьников заставляют преподавателя отказываться от своего варианта, так как их предложения открывают новые возможности, выходящие за пределы поставленной задачи. В таких случаях предложения, внесенные школьниками при решении определенной задачи, могут быть объективно оценены.
Для большинства детей успех - сильный стимул к дальнейшему совершенствованию. Поэтому учителя создают ситуацию успеха на уроках творчества, где проявляется психотерапевтическая ориентация в работе учителя, направленная на создание такой межличностной атмосферы в классе, которая способствует успешному учению, служит профилактикой стрессовых психических состояний ребенка в процессе обучения. Именно на это ориентированы следующие творческие задания.
- Тренируем способности распределять внимание.
Вариант 1:
Задание 1. Необходимо без ошибок и побыстрее сосчитать сначала большие буквы, а затем маленькие.
Результат необходимо запомнить.
Задание 2. Сколько нарисовано больших букв, сколько - маленьких? Проверь полученный результат.
Задание 3. Были ли на рисунке необычные буквы? Какие?
Задание 4. Какая буква была нарисована неправильно?
Вариант 2:
Задание 1. На этом рисунке закодированы два предложения. Необходимо как можно быстрее прочитать сначала то, что написано большими буквами, а затем - маленькими.
Задание 2. Постарайся по памяти нарисовать расположение всех букв.
Задание 3. Подумай, в конце какого предложения наиболее уместен восклицательный знак, а где - вопросительный?
Задание 4. Сколько на этом рисунке изображено восклицательных и вопросительных знаков?
Примечание. Большими буквами написано: «Я умею считать», маленькими: «Я умею читать».
Срисовывание по клеточкам
Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности:
1 -й уровень сложности - образец состоит из разомкнутых фигур 2-й уровень сложности - образец состоит из замкнутых фигур Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!»
По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.
Для развития словесно-логического мышления предлагаются следующие задания.
Предлагается ребенку три слова и как можно быстрее он должен написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ.
Слова для работы:
ДВОРЕЦ
РАЗБОЙНИК
ТОРТ
Чем больше фраз предложит ребенок, тем в большей степени развито у него словесно-логическое мышление.
Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет...». Задача ребенка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Список примерных вопросов:
«Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?»
«Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»
«Что произойдет, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»
«Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»
«Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?»
«Что произойдет, если оживут все сказочные герои?»
«Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?»
Чем более подробно и детально отвечает ребенок на вопрос, тем ярче у него развиты образность.
Для развития уровня памяти используются следующие задания.
12 .Мальчик принес книгу.
Зачитываются части этих предложений.
1. барабан.
2. Села на цветок.
3. Грязь.
4. Трусость.
5. В горах.
6. В комнате.
7. Произошел пожар.
8. Сон.
9. Москва.
10. Металлы.
11. Россия.
12. Принес книгу.
Задание: Зачитываются недостающие части этих предложений, а учащиеся стараются вспомнить подходящее слово и назвать все предложения в таком виде, в каком их зачитывали.
Примечание
Результаты этого задания целесообразно фиксировать. Количество правильно составленных предложений (совпадающих с оригиналом) можно считать за приблизительный показатель (объем) логической, т.е. опосредованной, немеханической, культурной памяти ребенка.
На точность зрительной памяти.
Следует посмотреть на эти сложные рисунки и постараться запомнить.
Каждый рисунок можно рассматривать не более двух секунд.
Задание 1. После двух секунд экспозиции картинка убирается или закрывается, а ребенок рисует по памяти.
Задание 2. Ребенок должен рассказать, как он запомнил их.
Таким образом, творчество необходимо рассматривать как деятельность, в процессе которой формируются социально значимые качества личности. Через творческие задания учитель решает проблему познавательных затруднений, так как для большинства детей успех - сильный стимул к дальнейшему совершенствованию. Поэтому учителя создают ситуацию успеха на уроках творчества, где проявляется психотерапевтическая ориентация в работе учителя, направленная на создание такой межличностной атмосферы в классе, которая способствует успешному учению, служит профилактикой стрессовых психических состояний ребенка в процессе обучения. Именно на это ориентированы многие творческие задания.
Глава 2 Анализ результатов экспериментальной работы
2.1 Проблемы творческих способностей у младших школьников
В качестве задач экспериментальной работы нами были определены:
Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ № 31, 3 «В» и 3 «Б» классов, г. Комсомольска-на-Амуре, обучающихся по программе «Начальная школа XXI века».
Констатирующий этап эксперимента – способен дать нам достоверную информацию об уровне развития и особенностей понятийного мышления у младших школьников до введения творческих заданий на уроках.
Формирующий этап эксперимента заключается в непосредственном введении творческих заданий на уроках в начальной школе.
Контрольный этап эксперимента позволяет определить эффективность проведенной работы по введению творческих заданий.
В эксперименте участвовали 3-Б класс (количество детей 26 человек), определенный нами как контрольный и 3-В класс (количество детей 25 человек), определенный нами как экспериментальный.
Для выявления уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических понятий нами была использована методика, разработанная Замбацявичене Э.Ф. на основе теста структуры интеллекта Амтхауэра Р. [5, 14]