Влияние личности руководителя на социально-психологический климат коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявление взаимосвязи между организаторскими способностями руководителя и психологическим климатом коллектива менеджеров.
В соответствии с объектом, предметом и целью работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические и практические исследования по
изучению коллектива и психологического климата, определить основные понятия исследования.
2. Рассмотреть методологические основы эффективного управления
коллективом в современной психологической литературе;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Теоретические подходы к определению феномена «психологический климат»……………………………………………………….4
1.2. Особенности профессиональной деятельности менеджеров………..11
1.3. Психологические условия, влияющие на психологический климат в коллективе………………………………………………………………………..17
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ
2.1. Место организаторских способностей в структуре управленческого общения………………………………………………………………………......25
2.2. Способы управления коллективом…………………………………...31
2.3. Роль руководителя в создании психологического климата коллектива………………………………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………...52
Список литературы………………………………………………………..54

Файлы: 1 файл

курсавик 4.docx

— 101.56 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение…………………………………………………………………….2

ГЛАВА    1.    ПРОБЛЕМЫ    ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО    КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

1.1.    Теоретические  подходы к определению феномена  «психологический климат»……………………………………………………….4

1.2. Особенности профессиональной  деятельности менеджеров………..11

1.3. Психологические условия,  влияющие на психологический  климат в коллективе………………………………………………………………………..17

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ

2.1. Место организаторских  способностей в структуре управленческого  общения………………………………………………………………………......25

2.2. Способы управления коллективом…………………………………...31

2.3. Роль руководителя  в создании психологического  климата коллектива………………………………………………………………………..44

Заключение………………………………………………………………...52

Список литературы………………………………………………………..54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. В нашей стране профессиональная деятельность управленца в последнее время начинает привлекать все больший интерес психологов – исследователей. Это обусловлено целым рядом социально - экономических факторов: увеличением количества крупных, средних и малых предприятий и фирм различных форм собственности, ростом конкурентной борьбы на рынке сбыта, все большим осознанием руководителями важной роли психологических факторов в успешности деятельности предприятия[2].

От управляющих любого уровня в сфере бизнеса требуется высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью, главной задачей которых становится кропотливая организация, формирование благоприятного климата трудового коллектива в целях обеспечения наибольшей прибыли компании. Оптимальная реализация личностных и групповых возможностей при этом влияет на эффективность совместной деятельности. Благоприятная атмосфера в коллективе не только продуктивно влияет на результаты ее деятельности, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.

Общий психологический  «фон» взаимоотношений на фирме  задается, в первую очередь, руководителем. От того, какие способы, приемы общения  с подчиненными он выбирает, зависит  общий психологический климат в  коллективе.

Состояние психологического климата в коллективе может рассматриваться в качестве одного из существенных показателей эффективности деятельности руководителя коллектива, силы его положительного воздействия на подчиненных. Значимость    названного    показателя    определяется    тем,  что он характеризует один из результатов специфической именно для руководителя функции, которая направлена на организацию, совершенствование, повышение социальной и социально-экономической эффективности деятельности всего коллектива[14].

Объект - психологический климат коллектива менеджеров.

Предмет - организаторские способности руководителя.

Цель работы - выявление взаимосвязи между организаторскими способностями руководителя и психологическим климатом коллектива менеджеров.

В соответствии с объектом, предметом и целью работы нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические и практические исследования по

изучению   коллектива  и   психологического   климата,   определить основные понятия исследования.

2. Рассмотреть методологические основы эффективного управления

коллективом в современной  психологической литературе;

3. Провести        экспериментальное        исследование        взаимосвязи организаторских способностей руководителя и психологического климата коллектива менеджеров;

Гипотеза – если организаторские способности руководителя характеризуются какими-либо специфическими явлениями, то вероятно это найдет отражение  в формировании психологического климата в коллективе.

Методы, используемые в работе: теоретический анализ литературных источников.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Теоретическая база исследования. В своей работе мы опирались на труды таких исследователей как Г.М. Андреевой, В.В. Бойко, А.И. Донцова, А.Г. Ковалева, А.Н. Лутошкина, А.Ю. Панасюк, А.А. Русалиновой и др.

 

 

ГЛАВА    1.    ПРОБЛЕМЫ    ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО    КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

1.1.    Теоретические  подходы к определению феномена  «психологический климат»

В данной главе мы рассмотрим теоретические  подходы к психологическому климату  коллектива, дадим обоснованное определение  климата, его факторов и составляющих.

Благоприятный психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Психологический  климат возникает спонтанно. Но хороший  климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление  специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между  руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование психологического климата - это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и  творческим, требующим знаний его  природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Формирование хорошего психологического климата требует, особенно от руководителей  и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений  друг с другом.

Влияние эмоциональной атмосферы  коллектива на личность может быть двоякое: стимулирующее или тормозящее, то есть подавляющее творческую инициативу, активность и энергию человека.

Существуют несколько определений  понятия «психологический климат». Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе [6].

Б.Ф. Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива[16].

В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия «психологический климат» как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны»:

1) социальный    климат,    который определяется  тем,  насколько  на данном   предприятии   высока   осознанность работниками общих целей и задач, насколько   здесь   гарантировано   соблюдение всех конституционных прав работников как граждан;

2) моральный      климат,   который     определяется        моральными ценностями   общепринятыми   в   данном коллективе;

3) психологический   климат.   Неофициальная      атмосфера,   которая складывается   между   работниками,   находящимися   в   непосредственном контакте   друг   с   другом.   То   есть,   психологический      климат   -      это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее  морального и социального [29].

В целом, этот феномен принято называть психологическим климатом коллектива организации.

Шорохова Е.В. рассматривает понятие психологического климата с двух  сторон:   психологической,  которая  раскрывается  в  эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально- психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей[27].

По мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова, психологический климат - это такое свойство группы, которое  определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит  степень активности в достижении целей, стоящих перед группой [24].

В психологическом климате Б.Д. Парыгин видит не просто сумму психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива [11].

Анализ различных точек зрения на содержание понятия психологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное психологическое образование, которым  опосредуется любая деятельность коллектива (группы). Специфика его состоит  в том, что он представляет собой  интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива. Сложившиеся в коллективе отношения, выступая в качестве объективных  условий трудового взаимодействия и общения, требует от человека не любого, а вполне определенного стиля  поведения. Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют поведение  других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий.

Структура психологического климата  определяется системой сложившихся  в коллективе отношений между  его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой  синтез общественных и межличностных  отношений. Через общественные отношения  раскрывается социальное содержание личных отношений людей в коллективе. Это производственные, политические, правовые, этические, эстетические отношения. Межличностные отношения – это организационно-технологические взаимодействия, статусно – ролевая взаимосвязь,      административно психологическое    взаимовлияние,

эмоционально - логическое взаимопознание. Они возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-

техническими, организационно-управленческими  и другими условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и межличностных отношений предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе [3].

      Существенным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе являются формы обращения как средства вербального общения. Преобладание каких - либо одних форм обращения – приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов - характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит показателем психологического климата. Изучение коммуникативных связей в коллективе по числу и направленности контактов, по их содержанию, может свидетельствовать о состоянии взаимоотношений в нем. Неблагополучное развитие взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращения числа контактов в нем, к преобладанию опосредованных способов связи, к свертыванию коммуникативных связей до формально- необходимых, к нарушению обратной связи между участниками деятельности. Таким образом, коммуникативные связи в коллективе выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата [3].

Сущность каждого человека открывается  только в связях с другими людьми и реализуется в формах коллективного  взаимодействия, в процессах общения.

Через взаимоотношения человек  осознает свою общественную ценность. Таким образом, самооценка выступает в качестве группового эффекта, как одна из форм проявления психологического климата. Оценка своего положения в системе общественных отношений и личных связей порождает чувство большей или меньшей удовлетворенности собой и другими. Переживание взаимоотношений отражается на настроениях, вызывает улучшение или ухудшение психологического самочувствия человека. Посредством подражания, заражения, внушения, убеждения различные настроения в коллективе распространяются на всех людей и, вторично отражаясь в их сознании, создают психологический фон коллективной жизни. Психологическое самочувствие и настроение, характеризуя психическое состояние людей, свидетельствует о качестве психологического климата в коллективе. Самооценка, самочувствие и настроение - это психологические явления, целостная реакция на воздействие микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе. Они выступают как субъективные формы проявления психологического климата[4].

Любой человек уже в силу своего присутствия в социальной группе, а тем более участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни коллектива, в том числе на психологический климат. 
Люди оказывают положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их психологических и индивидуально-психологических свойств. К психологическим свойствам личности, оказывающим положительное влияние на формирование психологического климата, относятся принципиальность,

ответственность,  дисциплинированность,  активность  в  межличностных  и межгрупповых отношениях,     общительность,     культура     поведения, тактичность.      Отрицательное      влияние      на   климат   оказывают   люди непоследовательные, эгоистичные, бестактные и т. д.

На самочувствие людей и через  него на общий климат коллектива оказывают влияние и особенности психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), а также темперамента и характера членов коллектива. Кроме того, важную роль играет подготовка человека к труду, то есть его знания, умения и навыки. Высокая профессиональная компетентность человека вызывает уважение, она может служить примером для других и тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним людей [3].

На разных  этапах развития  трудового     коллектива     наблюдается динамика модальности  эмоциональности  отношений.    На    первом    этапе становления коллектива эмоциональный фактор играет главную роль (идет интенсивный процесс психологической ориентации, установление связей и позитивных взаимоотношений). На этапе коллектив- образования все большее значение приобретают когнитивные процессы, и каждая личность выступает не только как объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств, социальных норм и установок.

Информация о работе Влияние личности руководителя на социально-психологический климат коллектива