Влияние личности руководителя на социально-психологический климат коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявление взаимосвязи между организаторскими способностями руководителя и психологическим климатом коллектива менеджеров.
В соответствии с объектом, предметом и целью работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические и практические исследования по
изучению коллектива и психологического климата, определить основные понятия исследования.
2. Рассмотреть методологические основы эффективного управления
коллективом в современной психологической литературе;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Теоретические подходы к определению феномена «психологический климат»……………………………………………………….4
1.2. Особенности профессиональной деятельности менеджеров………..11
1.3. Психологические условия, влияющие на психологический климат в коллективе………………………………………………………………………..17
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ
2.1. Место организаторских способностей в структуре управленческого общения………………………………………………………………………......25
2.2. Способы управления коллективом…………………………………...31
2.3. Роль руководителя в создании психологического климата коллектива………………………………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………...52
Список литературы………………………………………………………..54

Файлы: 1 файл

курсавик 4.docx

— 101.56 Кб (Скачать файл)

1.3. Психологические условия,  влияющие на психологический

климат в коллективе.

Для управления процессом формирования оптимального социально-психологического климата коллектива, необходимо, прежде всего, изучить факторы, его определяющие.

На формирование определенного  психологического климата оказывают  влияние следующие факторы:

1. Совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности    и    личную    удовлетворенность    каждого.    Совместимость проявляется    во    взаимопонимании,    взаимоприемлемости,    сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу[3].

Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая.

Психофизиологическая совместимость  связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности работников (различная выносливость членов группы, скорость мышления, особенности восприятия, внимания), что следует учитывать  при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов  работ.

Психологическая совместимость предполагает оптимальное сочетание личностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, что ведет  к взаимопониманию.

Несовместимость проявляется в  стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов - к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам.

2. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия.

3. Успешный или неуспешный ход производственного процесса.

4. Применяемая шкала поощрений и наказаний.

5. Условия труда.

6. Обстановка в семье, вне  работы, условия проведения свободного  времени.

В зависимости от характера психологического климата его воздействие на личность будет различным стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.

Кроме того, психологический климат способен ускорять или замедлять  развитие ключевых качеств работника, необходимых в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных  ситуациях, принимать нестандартные  решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению  квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры [11].

Нельзя рассчитывать на то, что  необходимые отношения в коллективе возникнут сами собой, их надо сознательно  формировать.

Меры формирования благоприятного психологического климата:

• комплектование коллектива с учетом психологической совместимости работников. В зависимости от целей работы в коллективе надо сочетать разные  типы  поведения  людей.   Очень  во  многих  ситуациях  группа  с представителями одного типа поведения окажется мало работоспособной, например, если соберутся только лица, ждущие указаний и не умеющие проявить инициативу или только любители командовать

• необходимо оптимально ограничить количество лиц, подчиненных

одному руководителю (5-7 человек);

• отсутствие лишних работников и вакансий. Как недостаток, так и

избыток членов группы ведет к ее неустойчивости: появляется почва для возникновения напряженности и конфликтов в связи с желанием нескольких лиц занять вакантное место и получить продвижение по работе или в связи с

возникающей неравномерностью трудовой загрузки отдельных  работников при наличии лишних лиц.

На работе неуместна слишком  бросающаяся в глаза, так называемая остро модная одежда, яркая косметика, обилие украшений. Но точно также  неуважением к коллегам, к посетителям  учреждения была бы небрежность в  одежде, неаккуратность, неряшливость. Не рекомендуется говорить за спиной человека ничего такого, что вы не могли бы сказать ему прямо.

На работе человек обязан быть корректным, не навязывать никому своих переживаний  и тем более не пытаться на ком-то "сорвать зло";

Применение психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (увлечение сотрудников личным примером, тренинг, деловая игра, метод убеждения и т. п.)[7].

Факторы формирования психологического климата. На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются  отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая  ситуация в обществе, уровень жизни  населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.

Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в  трудовом коллективе. К микрофакторам относятся:

1. объективные факторы - комплекс  технических, санитарно-гигиенических,  организационных элементов;

2. субъективные факторы - характер  официальных и организационных  связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов,  сотрудничество, взаимопомощь, стиль  руководства.

Благоприятный климат переживается каждым человеком как состояние удовлетворенности  отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом  и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.

Неблагоприятный климат индивидуально  переживается как неудовлетворенность  взаимоотношениями в коллективе, с руководителями, условиями и  содержанием труда. Это сказывается  на настроении человека, его работоспособности  и активности, на его здоровье.

Показатели психологического климата. Психологический климат как интегральное состояние коллектива включает в  себя целый комплекс различных характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показателю. Разработана  определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние психологического климата[3].

Характеристики благоприятного психологического климата:

1. В     коллективе    преобладает    бодрый,     жизнерадостный    тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения строятся        на        принципах        сотрудничества,        взаимной        помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах,   вместе   проводить   свободное   время;   в   отношениях   преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

2. В коллективе существуют нормы справедливого и уважительного отношения   ко   всем   его   членам,   здесь   всегда   поддерживают   слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

3. В    коллективе    высоко    ценят    такие    черты    личности    как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

4. Члены    коллектива    активны,    полны    энергии,    они     быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются

высоких показателей в труде  и профессиональной деятельности.

5. Успехи   или   неудачи   отдельных  членов   коллектива   вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

6. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного психологического климата:

1. В  коллективе  преобладают подавленное  настроение,  пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество. Члены коллектива проявляют отрицательное отношение   к   более   близкому  отношению   друг  с   другом.   Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов,    люди позволяют себе  принижать  личность  другого,  каждый  считает  свою  точку  зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

2. В коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во

взаимоотношениях.   Он   заметно разделяется   на  «привилегированных»   и «пренебрегаемых»,   здесь   презрительно   относятся   к   слабым,   нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

3. Такие    черты    личности,    как    принципиальность,    честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

4. Члены   коллектива   инертны,   пассивны,   некоторые   стремятся обособиться от остальных, коллектив невозможно поднять на общее дело.

5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных

членов  коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

6. В коллективе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

7. В трудных случаях коллектив  не способен объединиться, возникают  растерянность, ссоры, взаимные  обвинения; коллектив закрыт и  не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Для изучения психологического климата  в группе используются определенные приемы, направленные на:

1. определение неформальной структуры группы, выявление лидера и его роли в группе;

2. определение уровня развития группы, психологическая коррекция

групповых процессов и состояний;

3. определение    причин    конфликтов    в    группе    и    применение

психологических способов их конструктивного  разрешения;

4. коррекция    формальной    и    неформальной    структуры    группы (например, посредством перевыборов формального лидера);

5. психологическая    коррекция    взаимоотношений    в    коллективе (проведение психологических тренингов и психологических консультаций)[11].

Итак, можно сделать вывод, что  психологический климат это интеграл более частных групповых состояний. Он не возникает спонтанно, а является результатом усилий многих людей - руководителей и членов коллективах [4].

Социальная психология рассматривает  коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью. Это особое качество представляет собой  продукт развития групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности.

Психологический климат отражает преобладающий  психический настрой; совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к членам коллектива; к руководству  организации.

Таким образом, теоретический анализ литературных источников позволил определить, что именно от стиля руководителя зависит психологическая атмосфера  в коллективе, которая, в свою очередь, создает условия для повышенной или пониженной конфликтогенности, т.е. угрозы зарождения конфликтов.

В данной главе был проведен теоретический  анализ подходов к определению феномена « психологический климат в коллективе», рассмотрены особенности профессиональной деятельности менеджеров и психологические  факторы, влияющие на психологический  климат в коллективе.

Психологический климат - это психологический  настрой в коллективе, который  отражает характер взаимоотношений  между людьми, преобладающий тон  общественного настроения, уровень  управления, условия и особенности  труда и отдыха в данном коллективе[4].

Конфликт - это осознанное столкновение людей, несовпадения их потребностей, целей, типов поведения, отношений, установок.

Огромное значение имеет личность руководителя, его черты, качества. А они подчас тоже нуждаются в  корректировке, совершенствовании.

Морально-психологический климат - это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический  настрой его членов, проявляющийся  в многообразных формах их деятельности. Руководителю, деловому человеку важно  знать пути формирования морально-психологического климата и механизмы сплочения  коллектива. В своих управленческих решениях, при подготовке, обучении и расстановке кадров необходимо использовать эти пути, добиваясь  оптимального согласования межличностного взаимодействия членов коллектива в  условиях конкретной совместной деятельности.

Самым важным для руководителя в  конфликтных ситуациях является их профилактика. Не разрешение, а именно профилактика, т. е. предупреждение развития самих конфликтных ситуаций. Однако, если конфликт налицо, следует принимать  деятельное участие в разрешении конфликта, применяя для этого те или иные пути (примирение сторон, путь компромисса, разрешение споров на деловой основе и т. п.) [11].

Информация о работе Влияние личности руководителя на социально-психологический климат коллектива