Влияние мотивации на эффективность управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы мотивации не оспаривает ни наука, ни практика, т.к. от четкой разработки эффективности системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника, но и конечные результат деятельности предприятия различных форм собственности и сфер деятельности.
В работе широко освящена теоретическая часть мотивационного процесса, раскрывается понятие деятельности, выявлена степень влияния мотивации на эффективность управленческой деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы рассмотрения управленческой
деятельности 5
§1. Общие представления о деятельности и
мотивации. 5 §2. Понятие управленческой деятельности 11
Глава 2. Влияние мотивации на эффективность управленческой
деятельности 14
§1. Мотивация поведения и ее влияние на выбор путей
эффективного управления. 14
Мотивация поведения и ее влияние на выбор
путей эффективного управления 14
Социальные группы и эффект, оказываемый ими на
управляющее воздействие. 16
Совокупность объективных факторов, влияющих на
эффективность управления персоналом. 17
§2. Мотивационные условия успешной реализации управленческих решений. 21
§3. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на поведение человека. 25
3.1 Понятие мотивации достижения успехов и избегания
неудач. 25
3.2 Поведенческие особенности людей, мотивированных
на достижение успеха и избежание неудач. 26
3.3 Пути решения проблемы уменьшения мотивации
избегания неудач. 28
Глава 3. Методы исследования. 29
§1. Методика «Мотивация к избеганию неудач» 29
§2. Методика «Склонность к определенному виду руководства». 30
§3. Методика «Ценностные ориентации руководителя» 33
Заключение. 42
Библиография. 44

Файлы: 1 файл

Курсовая по мотивации.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

 

стр.

 

Введение            3 

Глава 1. Теоретические основы рассмотрения управленческой

деятельности  5 

§1. Общие представления о деятельности и

мотивации.            5  §2. Понятие управленческой деятельности      11 

Глава 2. Влияние мотивации на эффективность управленческой

деятельности            14 

§1. Мотивация поведения и ее влияние на выбор путей

эффективного управления.         14

      1. Мотивация поведения и ее влияние на выбор

путей эффективного управления       14

      1. Социальные группы и эффект, оказываемый ими на  

управляющее воздействие.        16

      1. Совокупность объективных факторов, влияющих на

эффективность управления персоналом.      17

§2. Мотивационные условия успешной реализации        управленческих решений.         21

§3. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на     поведение человека.          25

3.1 Понятие мотивации достижения успехов и избегания

неудач.           25 

3.2 Поведенческие особенности людей, мотивированных

  на достижение успеха и избежание неудач.     26

3.3 Пути решения проблемы уменьшения мотивации   

 избегания неудач.         28

Глава 3. Методы исследования.         29

§1. Методика «Мотивация к избеганию неудач»     29 

§2. Методика «Склонность к определенному виду        руководства».           30

§3. Методика «Ценностные ориентации руководителя»    33 

Заключение.            42

Библиография.           44           

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

 

В настоящее время существует проблема кризис труда, основные признаки которого: девальвация трудовых ценностей, потеря трудом своей смыслообразующей функции, превращение труда из основы образа жизни в средство выживания.

Стратегией и тактикой решения данной проблемы является мотивация трудовой деятельности как целенаправленное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов, формирование соответствующего мотивационного ядра и развитие на этой основе трудового потенциала.

Перед началом работы была поставлена цель – разобраться какое влияние имеет мотивация на эффективность управленческой деятельности и от чего зависит достижение положительных результатов в управленческой деятельности. В данном контексте объектом исследования будет деятельность. Субъектом является влияние мотивации на эффективность управленческой деятельности.  

При раскрытии темы курсовой работы: «Влияние мотивации на эффективность управленческой деятельности», нужно отметить, что проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности – одна из основных в психологии. Вряд ли найдется такая область психологии, которая не затрагивала бы мотивационного процесса, не является исключением и управленческая деятельность. В то же время деятельность – это динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Трудовая деятельность – играет определяющую роль в человеческой жизни, в какой бы форме эта деятельность не совершалась, именно от нее, прежде всего, зависит существование человека и общества. При взаимодействии всех этих психических процессов и приводит к повышению продуктивности работы. При правильном подборе комбинаций этих процессов, т.е. в каждой отдельной ситуации, на первое место должен выходить тот психический процесс, который в данном случае повысить эффективность результата.

Мотивацию рассматривают как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Следовательно, путь к эффективной управленческой деятельности человека лежит через понимания его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникает или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могу быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, для того, что бы эффективность его деятельности повысилась, причем диапазон их постоянно растет. Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает. Это показывает то, что эффективность деятельности зависит от каждого человека, от того насколько он мотивирован на работу.

Следует отметить, что психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива. Отличительной особенностью психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей, т.е. в данной работе были поставлены цели определения мотивационных условий, при которых эффективность управленческой деятельности будет возрастать.

Актуальность проблемы мотивации не оспаривает ни наука, ни практика, т.к. от четкой разработки эффективности системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника, но и конечные результат деятельности предприятия различных форм собственности и сфер деятельности.

В работе широко освящена теоретическая часть мотивационного процесса, раскрывается понятие деятельности, выявлена степень влияния мотивации на эффективность управленческой деятельности.

Вопросы трудовой мотивации нашли отражение в многочисленных исследованиях зарубежных ученых. В этой работе предпринята попытка увидеть в различных гипотезах  информацию, которую можно использовать в повседневной жизни и профессиональной деятельности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Теоретические основы рассмотрения управленческой деятельности.

 

§1. Общие представления о деятельности и мотивации.

 

  Деятельность. По Леонтьеву Деятельность – это форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность не переживается как таковая – она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой. По Рубенштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, через ее «внутренние» закономерности; вообще, внешние причины действует через внутренние условия. При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой. Основные характеристики деятельности – предметность и субъектность. Специфика предметной определенности деятельности – в том, что объект внешнего мира не воздействует на субъекта непосредственно, а лишь, будучи, преобразуется в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Субъектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обуславленность психологического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.

Человек должен сам проложить путь сквозь различные ситуации и обстоятельства, часто идущие вразрез с его линией и толкающие его на другие пути.

Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивов, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности, носят обычно обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется.

Ход человеческой деятельности обусловлен, прежде всего, объективной логикой задач, в разрешение которых включается человек, а ее строение — соотношением этих задач.

Единство деятельности создается, прежде всего, наличием больших задач, подчиняющих себе ряд более мелких, частных задач, входящих в них в качестве звеньев.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких «слоев», или уровней. Двигаясь сверху вниз – это, во-первых, уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); затем уровень действий; следующий – уровень операций; наконец, самый низкий – уровень психофизиологических функций. Рассмотрим строение деятельности, двигаясь вниз.

Действие – это основная единица анализа деятельности; это процесс, направленный на реализацию цели.

Таким образом, в определении действия входит еще одно понятие, которое необходимо определить, - цель, это образ желаемого результата, т.е. того результата, которое должен быть достигнуть в ходе выполнения действия.

Характеризуя понятие «действия», может выделить следующие четыре момента.

    1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Этот акт «раскрывает» действие.
    2. Действие – это одновременно и акт поведения. Теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, но она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием.
    3. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности. Уотсон считал возможным через систему реакций описать все поведение человека, но такие надежды стали сразу же разбиваться с факты. Через понятие действия, предполагающее активное начало в субъекте, психологическая теория деятельности утверждает принцип активности.
    4. Понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир. Понятие действия дает возможности подойти с научным анализом к человеческой жизни именно со стороны ее человеческой специфики.

Достаточно крупное действие более низкого порядка с переходами на разные «этажи» иерархической системы действий. Сложные составные действия, следует отметить, что конкретный набор и последовательность частных действий диктуются логикой социальной и предметной среды. Опыт относительно состава и последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил, советов, инструкций, программ.

Следующий уровень операций, операцией называется способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под «условиями» подразумевается как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта. Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей. Операции мало осознаются или совсем не осознаются. Точный психологический признак, различающий действия и операции – осознаваемость/неосознаваемость, перестает работать, вблизи границ, которая разделяет слой действий и операций.

Самый низкий уровень в структуре деятельности – психофизиологические функции. Под психофизиологическими функциями понимаются физиологические обеспечения психических процессов (способность к ощущению, моторной способностью, врожденные механизмы и многое другое). Они составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.  

Поскольку конечная цель деятельности достигается в целом ряде действий, результат каждого из этих действий, будучи по отношению к конечной цели средством, является вместе с тем для данного частного действия целью. Будучи объективно и средством, и целью, частичной целью и средством, результат отдельного действия субъективно может переживаться или осознаваться субъектом по-разному. Преломляясь в переживании субъекта, эта диалектика целей и средств может принять в ходе действий разнообразные формы: в тех случаях, когда субъект как бы застревает на какой-нибудь частной цели, превращающейся для него в самоцель, деятельность его дробится, мельчает и распыляется; по мере того как он, сохраняя в поле своего зрения более крупные задачи, которые как бы вбирают в себя более частные, мелкие задачи, передвигает свою конечную цель все дальше и дальше, деятельность его становится все собраннее и целеустремленнее. Включение действия в новый, более обширный, контекст придает ему новый смысл и большую внутреннюю содержательность, а его мотивации — большую насыщенность. Действие, становясь способом разрешения более общей задачи, теряет специально к нему относящуюся преднамеренность и приобретает особую легкость и естественность.

Даже в тех случаях, когда человеку по ходу его деятельности приходится разрешать различные задачи, не связанные между собой как часть и целое, деятельность человека приобретает все же единство и целеустремленность , в каждом его действии имеется выходящая за пределы непосредственно разрешаемой этим действием задачи общая цель, — одновременно обобщенная и личностно значимая, ради которой в конечном счете человек что-либо предпринимает. В таком образе жизни человека и проявляется, и формируется цельная человеческая личность.

Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели и переместиться/1) на саму деятельность, как это имеет место в игре, где мотив деятельности лежит в ней самой или в тех случаях, когда человек делает что-нибудь «из любви к искусству», и 2) на один из результатов деятельности в последнем случае побочный результат действий становится для действующего лица субъективно целью его действий. Так, выполняя то или иное дело, человек может видеть свою цель не в том, чтойм сделать.дменно..данное дело, а в том, чтобы посредством этого проявить себя или,внодолнить свой общественный долг.

Информация о работе Влияние мотивации на эффективность управленческой деятельности