Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 01:23, курсовая работа
Актуальность проблемы мотивации не оспаривает ни наука, ни практика, т.к. от четкой разработки эффективности системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника, но и конечные результат деятельности предприятия различных форм собственности и сфер деятельности.
В работе широко освящена теоретическая часть мотивационного процесса, раскрывается понятие деятельности, выявлена степень влияния мотивации на эффективность управленческой деятельности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы рассмотрения управленческой
деятельности 5
§1. Общие представления о деятельности и
мотивации. 5 §2. Понятие управленческой деятельности 11
Глава 2. Влияние мотивации на эффективность управленческой
деятельности 14
§1. Мотивация поведения и ее влияние на выбор путей
эффективного управления. 14
Мотивация поведения и ее влияние на выбор
путей эффективного управления 14
Социальные группы и эффект, оказываемый ими на
управляющее воздействие. 16
Совокупность объективных факторов, влияющих на
эффективность управления персоналом. 17
§2. Мотивационные условия успешной реализации управленческих решений. 21
§3. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на поведение человека. 25
3.1 Понятие мотивации достижения успехов и избегания
неудач. 25
3.2 Поведенческие особенности людей, мотивированных
на достижение успеха и избежание неудач. 26
3.3 Пути решения проблемы уменьшения мотивации
избегания неудач. 28
Глава 3. Методы исследования. 29
§1. Методика «Мотивация к избеганию неудач» 29
§2. Методика «Склонность к определенному виду руководства». 30
§3. Методика «Ценностные ориентации руководителя» 33
Заключение. 42
Библиография. 44
удовлетворение от самого процесса выполнения
возможность проявить особенности личного стиля в организации решения
моральное признание результатов труда
наличие материального поощрения
желание следовать инструкции
жесткий контроль за выполнением
стремление избежать конфликтов
высокозначимый результат для личной карьеры
нетрудно достичь результата
доказать другим и себе, что можешь сделать это
результат малозначимый, но ступень в карьере
развитие волевых качеств в процессе достижения
Основные причины неуспешной реализации и нереализации:
недостаточное владение профессиональными навыками
стремление избежать перегрузки
отсутствие регламентации и контроля
нехватка времени, общая загруженность
игнорирование требований
отсутствие объективных сопутствующих факторов
недооценка возможностей в контексте задачи
переоценка возможностей личных и коллектива
слишком отдаленные цели
слишком легкая, неинтересная задача
результат важен для других
достижение отнимает много сил и средств
последствия не предсказуемы для общества и исполнителя.
Для решения вопроса действенности мотивации
и психологических причин того, почему человек реализует некоторые мотивы
и не реализует другие, необходимо было
не только зарегистрировать объективную
картину того, что делает и чего не делает
руководитель, но и сопоставить эту картину
с субъективными характеристиками состояния,
побуждений, мотивировок, объективных
характеристик испытуемых, связанных
с их опытом, функциональными возможностями,
способностями и актуальными для них потребностями,
интересами, социальными побуждениями.
При этом в структуре содержательной стороны
мотивации важным было соотношение моментов
желательности и необходимости, а в структуре
динамической стороны - соответствие функциональных
возможностей человека и объективно требуемых
функциональных затрат.
Успешная или неуспешная реализация
непосредственно связаны с высокой значимостью
или относительной незначимостью побуждений
как содержательного, так и динамического
типа в их единстве.
Существует ряд важных составляющих,
необходимых компонентов в мотивационной
структуре регуляции поведения, оптимальное
соотношение которых и лежит в основе
той или иной степени действенности побуждений,
а значит и реализации или нереализации
принятого управленческого решения. Отсутствие
хотя бы одного из этих компонентов приводит
к блокированию всей структуры регуляции.
Под функциональными затратами подразумеваются затраты
нервно-психической энергии, временные,
материальные. При этом, оценивая конечный
результат, рассматриваем четыре условно
возможные ситуации, приведенные выше.
На шкале затрат (минимальные, оптимальные,
затраты на пределе возможностей) интервьюируемым
на следующем этапе исследований было
предложено отметить, при каких затратах
возможна успешная реализация управленческого
решения для всех четырех типов ситуаций.
Были проведены исследования на выявление
мотивационные условия успешной реализации
управленческих решений. По окончанию,
исследуемые были разделены на 4 группы.
1группа
Управленцы этой группы берутся за реализацию
любой поставленной задачи, независимо
от того, какой результат на выходе, каковы
функциональные затраты и последствия.
Сравнение с результатами предварительного
интервью показало, что руководителям
этого типа свойственно называть в качестве
основных причин успешной реализации
управленческого решения:
- моральную удовлетворенность
от процесса работы
- высокую заинтересованность в результате
- важность результата для общества, коллектива
- возможность проявить себя как личность
- реализация своих способностей в ходе
решения
- проявление творчества и личного стиля
в руководстве
- моральное признание результатов труда.
2 группа
Вторая группа объединила руководителей,
стремящихся к реализации поставленной
задачи при минимальных и оптимальных
функциональных затратах с учетом всех
видов последствий по мере реализации
конкретной управленческой задачи.
Причин успешной реализации управленческих решений
- контроль за выполнением
- необходимость выполнять должностные
инструкции
- промежуточная ступень в карьере
- стремление избежать конфликтов.
3 группа
К этой группе можно отнести руководителей,
мотивированных в большей степени на избегание
неудач. Кроме этого для них характерна
некая беспечность в работе, недооценка
интересов коллектива, слабая заинтересованность
в работе, равнодушие к ней, общая неудовлетворенность.
Для этих руководителей типичны следующие
утверждения:
- иногда я откладываю то, что
должен сделать сейчас
- многое, за что я берусь, я не довожу до
конца
- в некоторые дни мои успехи ниже средних.
4 группа
Четвертая группа руководителей, самая
немногочисленная, значительно отличалась
от всех остальных. Во второй и третьей
модельной ситуации, а иногда и в четвертой,
происходит блокирование реализации уже
при минимальных функциональных затратах.
В качестве объяснений респонденты приводили
следующие аргументы:
- нежелательный результат и при этом слабые
последствия
- самые минимальные усилия превышают
оценку значимости результата и последствий
- не реализуем, серьезных последствий
не будет, а значит и результат не имеет
привлекательности
- легкие задачи не интересны, могут решаться
без моего участия.
Проведенные пилотажные исследования
позволили наметить основные модельные
ситуации, в которых происходило блокирование
успешной реализации управленческого
решения. На следующем этапе исследования
полученные предварительно данные сопоставлялись с факторами,
влияющими на блокирование успешной реализации
управленческого решения, в зависимости
от личностных характеристик управленцев,
особенностей мотивационной структуры
личности.
Сочетание различных сторон и моментов
мотивации содержательной и динамической,
моментов заинтересованности в результатах
труда и в самом процессе, сочетание личных
и общих интересов у определенной личности,
мотивов типа желательное, интереса. влечения
и типа необходимости, долженствования
дает наибольшую действенность в реализации
мотивов по успешному выполнению какого-либо
решения или установки. Вполне очевидно,
что более односторонняя структура мотивации
(преобладание мотивов содержательного
или динамического типов) определяет меньшую
действенность этих мотивов, а значит,
блокирует реализацию управленческого
решения.
Нужно отметить у разных групп руководителей
и разные особенности. Среди причин неуспешной
реализации группой молодых руководителей
были названы следующие:
- несложно достичь успеха, неинтересно
- слишком легкая задача
- результат незначимый, а достижение многосложно
- недооценка результата при выполнении решения
- ожидание незначительного результата.
Основными причинами неуспешной реализации в старшей возрастной группе стали следующие:
нетрудно достичь успеха, слишком легкая
задача
результат важен для других, и исполнение
возложено на меня
результат малозначимый, а достижение отнимает
слишком много сил и средств
последствия непредсказуемы для общества
в целом и исполнителя в том числе
переоценка возможностей личных и коллектива
слишком отдаленные цели. результат неактуален
сейчас.
Из сказанного выше следует:
1. При принятии решения по реализации
поставленной задачи основополагающими
факторами являются учет и соотнесение
результата и последствий выполняемого
решения с функциональными затратами
на его реализацию (а именно временными,
материальными, нервно-психическими).
2. Успешная реализация управленческого
решения возможна в тех случаях, где наблюдается
превышение значимости получаемого результата
и последствий ситуации над значимостью
требуемых функциональных затрат.
3. Сочетание различных сторон и моментов
мотивации: содержательной и динамической,
моментов заинтересованности в результатах
труда и самом процессе, сочетание мотивов
типа желательности, интереса, влечения
и типа необходимости, долженствования,
дает наибольшую действенность в реализации
управленческого решения.
4. Наибольшая действенность по реализации
управленческого решения наблюдается
в своеобразной эффективной для содержательной
и динамической составляющих оптимальной
зоне значимости.
5. В зоне минимальных и предельно допустимых
затрат успешная реализация решения возможна
при взаимодополнении содержательно-смысловой
и динамической составляющих, с преобладанием
одной из них.
6. Блокирование успешной реализации управленческого
решения происходит в случае доминирования
отдельно взятой составляющей, либо по
динамическому, либо по содержательно-смысловому
механизму.
7. Факторами, влияющими на блокирование
успешной реализации управленческого
решения по динамическому типу, являются
уровень профессиональной подготовки,
наличие определенных профессиональных
навыков, характеристики нервной системы
управленцев, их способности.
8. Факторами, влияющими на блокирование
реализации управленческого решения по
содержательно-смысловому механизму,
являются определенные черты личности
и возраст как психологическая характеристика.
9. При прочих равных условиях преимущественное
блокирование по реализации управленческого
решения происходило по динамическому
механизму или с преобладанием динамической
составляющей.
§3. Влияние мотивации достижения успеха и избежания неудач на поведение человека.
3.1. Понятия мотивации достижения успехов и избежания неудач.
Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. С. Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через неё человек реализует свои цели, замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. Мотивация мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Согласно Ж. Ньюттену мотивация — «это непрерывная, активная селективность, которая определяет устойчивость и направленность поведения и обеспечивает достижение цели»
Потребности представляют тот фундамент, на котором строится все поведение и вся психическая деятельность человека. Активность поведения обусловлена наличием потребностей, а актуализация любой потребности побуждает организм действовать в направлении достижения, овладения предметом, способным удовлетворить данную потребность.
Потребности в признании связаны с достижениями и престижем. Удовлетворение потребности в признании порождает у индивида чувство уверенности в себе, ощущение собственной значимости, силы, адекватности, осознание того, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у человека чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния. (18, 1999).
Успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений.
У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами.
Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей.
Также важной характеристикой мотивации достижения, является постоянное возвращение к прерванному занятию.
Всевозможные причины успехов и неудач можно оценивать по двум параметрам: локализации и стабильности. Первый из названных параметров характеризует то, в чем человек усматривает причины своих успехов и неудач: в самом себе или в независимо от него сложившихся обстоятельствах. Стабильность рассматривается как постоянство или
устойчивость действия соответствующей причины. Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных причин успехов и неудач:
1. Сложность выполняемого задания
(внешний, устойчивый фактор успеха).
2. Старание (внутренний, изменчивый фактор
успеха).
3. Случайное стечение обстоятельств (внешний,
неустойчивый фактор успеха).
4. Способности (внутренний, устойчивый
фактор успеха). (20, 1999)
Важной особенностью мотивации человека является двухмодальное, положительно- отрицательное её строение. Эти две модальности побуждений проявляются в относительно различных по форме побуждениях типа непосредственно реализуемой потребности, влечения, и типа необходимости, нужды, то есть в виде стремления к чему-либо или избегания, в виде двух видов эмоциональных переживаний: удовлетворения и страдания. Итоговое побуждение к цели является суммарным, возникающим на основе её мотивационного значения, вероятности ожидания успеха и отдельно неуспеха. Эмоции успеха — неуспеха служат в качестве «универсального механизма, который подключается к процессу регуляции деятельности и на основе накапливаемого опыта оповещает индивида о достижимости целей и оправданности активности»
3.2. Поведенческие особенности людей, мотивированных на достижение успеха и избежание неудач.
Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиваться только успехов в своей деятельности. Характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.
Мотивированные на избежание неудачи, их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их мысли и действия подчинены именно этой цели. Проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики.
Люди, мотивированные на достижение успеха, придают большее значение успехам, чем престижу, в то время как мотивированные на избежание неудач предпочитают обратное.
Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Люди, ориентированные на неудачи нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.
Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, так как при их решении старание и способности могут проявиться наилучшим образом, а при преобладании мотивации избежания неудачи — задачи, наиболее легкие и наиболее трудные, которые практически невыполнимы. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность задачи, интерес к ней после неудачи в её решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, — падает.
Информация о работе Влияние мотивации на эффективность управленческой деятельности