Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 01:23, курсовая работа
Актуальность проблемы мотивации не оспаривает ни наука, ни практика, т.к. от четкой разработки эффективности системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника, но и конечные результат деятельности предприятия различных форм собственности и сфер деятельности.
В работе широко освящена теоретическая часть мотивационного процесса, раскрывается понятие деятельности, выявлена степень влияния мотивации на эффективность управленческой деятельности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы рассмотрения управленческой
деятельности 5
§1. Общие представления о деятельности и
мотивации. 5 §2. Понятие управленческой деятельности 11
Глава 2. Влияние мотивации на эффективность управленческой
деятельности 14
§1. Мотивация поведения и ее влияние на выбор путей
эффективного управления. 14
Мотивация поведения и ее влияние на выбор
путей эффективного управления 14
Социальные группы и эффект, оказываемый ими на
управляющее воздействие. 16
Совокупность объективных факторов, влияющих на
эффективность управления персоналом. 17
§2. Мотивационные условия успешной реализации управленческих решений. 21
§3. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на поведение человека. 25
3.1 Понятие мотивации достижения успехов и избегания
неудач. 25
3.2 Поведенческие особенности людей, мотивированных
на достижение успеха и избежание неудач. 26
3.3 Пути решения проблемы уменьшения мотивации
избегания неудач. 28
Глава 3. Методы исследования. 29
§1. Методика «Мотивация к избеганию неудач» 29
§2. Методика «Склонность к определенному виду руководства». 30
§3. Методика «Ценностные ориентации руководителя» 33
Заключение. 42
Библиография. 44
в) будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени.
8. По отношению к замечаниям со стороны коллектива:
а) не допустите замечаний в свой адрес;
б) выслушаете и учтете замечания;
в) отнесетесь к замечаниям безразлично.
9. При поддержании дисциплины:
а) будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных;
б) сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;
в) учтете, что поддержание дисциплины — это не ваш «конёк», и не будете «давить» на подчиненных.
10. В отношении того, что о вас подумает коллектив:
а) вам будет безразлично;
б) постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;
в) внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.
11. Распределив полномочия между собой и подчиненными:
а) будете требовать, чтобы вам докладывали обо всех деталях;
б) будете полагаться на исполнительность подчиненных;
в) будете осуществлять только общий контроль.
12. При возникновении затруднений при принятии решения:
а) обратитесь за советом к подчиненным;
б) советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется вам;
в) примете советы подчиненных, даже если их не просили.
13. Контролируя работу подчиненных:
а) будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты;
б) будете выискивать в первую очередь недостатки, что надо исправить;
в) осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?).
14. Руководя подчиненными:
а) сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно;
б) будете в основном использовать просьбу, а не приказ;
в) вообще не умеете приказывать.
15. При недостатке знаний для принятия решения:
а) будете решать сами — ведь вы же руководитель;
б) не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;
в) постараетесь отложить решение: может, все образуется само собой.
16. Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы:
а) будете строгим, даже придирчивым;
б) будете требовательным, но справедливым;
в) к сожалению, будете не очень требовательным.
17. В отношении нововведений:
а) будете скорее консервативным (как бы чего не вышло);
б) если они целесообразны, то охотно их поддержите;
в) если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке.
18. Вы считаете, что в нормальном коллективе:
а) подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя;
б) должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчиненных рассчитывать не приходится;
в) исполнители могут быть предоставлены сами себе.
Обработка результатов
За каждый сделанный выбор проставляется по 1 очку.
Ключ к постановке диагноза
№п/п |
Ответы |
№ п/п |
Ответы | ||||
| а |
б |
в |
| а |
б |
в |
1 |
Д |
Л |
А |
10 |
А |
Л |
Д |
2 |
Д |
Л |
А |
11 |
А |
Л |
Д |
3 |
А |
Д |
Л |
12 |
Д |
А |
Л |
4 |
Д |
А |
Л |
13 |
Д |
А |
Л |
5 |
Д |
А |
Л |
14 |
А |
Д |
Л |
6 |
Д |
А |
Л |
15 |
А |
Д |
Л |
7 |
Д |
А |
Л |
16 |
А |
Д |
Л |
8 |
А |
Д |
Л |
17 |
Л |
Д |
А |
9 |
А |
Д |
Л |
18 |
Д |
А |
Л |
Примечание. В таблице (ключе) приняты следующие обозначения: А — автократический стиль руководства, Д — демократический стиль, Л — либеральный (попустительский) стиль.
Очки суммируются отдельно по каждому стилю (А, Д, Л) руководства.
Выводы
Поскольку в «чистом» виде склонность к одному из стилей руководства практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства с тенденцией склонности к одному из них. Опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если таких ответов больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом выборы А превалируют на 3 очка над Л, можно говорить о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 очка выборов Л над А — о склонности к либерально-демократическому стилю.
§3. Методика. Тест «Ценностные ориентации руководителя»
Тест предназначен для получения дополнительных сведений об индивидуальной управленческой концепции руководителя. Может использоваться не только в диагностических целях, особенно при оценке кадрового резерва, но и в тренинговых процедурах. Последнее оказывается особенно эффективным при работе с управленческими командами, когда групповое взаимодействие направлено на осознание общих групповых ориентации и индивидуальных ценностей и потенциальных ролей, а также предпосылок для формирования систем оценки партнеров по взаимодействию.
Инструкция: Вам предлагается оценить сравнительную значимость некоторых умений и способностей руководителей. Для этого, прочтя два описания, находящиеся под определенным номером, вычеркните в регистрационном бланке рядом с этим же номером букву («а» или «б»), которая соответствует тому из них, которое, по Вашему мнению, является более важным для успешного выполнения Вашей работы.
(Отдельные описания будут
Стимульный материал
А |
Б |
1. Умение находить решения в нест |
Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации |
2. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте 3. |
Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач |
3. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу |
Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск |
4. Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения |
Умение находить решения в нестандартных ситуациях |
5. Способност не придерживаться буквыз акона, если это наносит ущерб делу |
Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте |
6. Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными |
Умение находить решения в нестандартных ситуациях |
. 7. Умение побуждать людей |
Умение находить решения в нестандартных ситуациях |
8. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу |
Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте |
9. Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач |
Умение находить решения в нестандартных ситуациях |
10. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте |
Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными |
11. Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство |
Умение находить решения в нестандартных ситуациях |
12. Умение побуждать людей трудить |
Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач |
13. Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск |
Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации |
14. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте |
Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте |
15. Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте |
Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации |
16. Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными |
Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач |
17. Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск |
Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство |
18. Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте |
Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач |
19. Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения |
Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации |
20. Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск |
Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей |
21. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте |
Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения |
22. Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте |
Умение находить решения в нестандартных ситуациях |
23. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других задач соответствует его способностям и потребностям |
Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач |
24. Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство |
Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей |
25. Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск |
Умение находить решения в нестандартных ситуациях |
26. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу |
Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач |
27. Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск |
Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте |
28. Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными |
Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей |
29. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте |
Умение находить решения в нестандартных ситуациях |
30. Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство |
Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач |
31. Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте |
Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей |
32. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям |
Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения |
33. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте |
Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей |
34. Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения |
Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач |
35. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу |
Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей |
36. Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте |
Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными |
37. Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство |
Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации |
38. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям |
Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей |
39. Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск |
Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач |
40. Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными |
Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство |
41. Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения |
Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей |
42. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям |
Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации |
43. Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения |
Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство |
44. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте |
Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск |
45. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям |
Умение находить решения в нестандартных ситуациях |
46. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте |
Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство |
47. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям |
Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство |
48. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу |
Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения |
49. Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения |
Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными |
50. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу |
Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство |
51. Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск |
Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными |
52. Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте |
Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство |
53. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу |
Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными |
54. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте |
Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации |
55. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям |
Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными |
56. Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения |
Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте |
57. Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными |
Умение находить решения в нестандартных ситуациях |
58. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу |
Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации |
59. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям |
Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте |
60. Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск |
Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения |
61. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу |
Умение находить решения в нестандартны)! ситуациях |
62. Умение побуждать людей |
Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации |
63. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям |
Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск |
64. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям |
Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте |
65. Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач |
Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации |
66. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу |
Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям |
Регистрационный бланк
1аб, 2аб, Заб, 4аб, 5аб, баб, 7аб, 8аб, 9аб, Юаб, Паб, 12аб, 13аб, 14аб, 15аб, 16аб, 17аб, 18аб, 19аб, 20аб, 21аб, 22аб, 23аб, 24аб, 25аб, 26аб, 27аб, 28аб, 29аб, ЗОаб, 31аб, 32аб, ЗЗаб, 34аб, 35аб, Збаб, 37аб, 38аб, 39аб, 40аб, 41аб, 42аб, 43аб, 44аб, 45аб, 46аб, 47аб, 48аб, 49аб, 50аб, 51аб, 52аб, 53аб, 54аб, 55аб, 56аб, 57аб, 58аб, 59аб, 60аб, 61аб, 62аб, 63аб, 64аб, 65аб, ббаб.
КЛЮЧИ К ПАРНЫМ СРАВНЕНИЯМ
I. Стратегический уровень (установка на организацию как открытую систему)
1. Установка на политический анализ:
86, 146, 15а, 18а, 22а, 276, 31а, 36а, 52а, 566, 596.
2. Установка на макроэкономический
анализ:
3б, 13а, 17а, 20а, 25а, 27а, 39а, 446, 51а, 60а, 636,
3. Установка на анализ социальных процессов:
2а, 56, 10а, 14а, 21а, 29а, 33а, 44а, 46а, 54а, 646.
4. Инновационная установка:
11а, 176, 24а, 30а, 37а, 406, 436, 466, 476, 506, 526.
II. Уровень задач
5. Креативность:
1а, 46, 76, 96, 116, 226, 256, 296, 456, 576, 616.
6. Оперативность:
16, 66, 136, 156, 196, 376, 426, 546, 586, 626, 656.
7. Эффективность в управленческом взаимодействии:
7а, 12а, 206, 246, 286, 316, 336, 356, 386,
416, 62а.
11. Инструментальные отношения к правовым нормам: За, 5а, 8а, 26а, 35а, 48а, 50а, 53а, 58а, 61а. 66а
III. Уровень средств
8. Установка на административно-
6а, 106, 16а, 28а, 366, 40а, 496, 516, 536, 556, 57а.
9. Установка на правовые нормы:
26, 9а, 126, 166, 186, 236, 266, 306, 346, 396, 65а.
10. Установка на социально-психологические
методы:
23а, 32а, 38а, 42а, 45а, 47а, 55а, 59а,
63а, 64а. 666.
12. Установка на методы
4а, 19а, 216, 326, 34а, 41а, 43а, 486, 49а, 56а, 606.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Подсчет баллов по ключам.
2. Ранжирование шкал в зависимости от баллов: наименьший ранг у шкалы, имеющей наибольшее число баллов.
В целях ранжирования шкала «Инструментальные отношения к правовым нормам» оценивается, исходя из разницы (11 минус набранное количество баллов). Только в этом случае возможно включение ее в блок 2 для дальнейшей его интерпретации. Разность является показателем противоположным «инструментальному отношению к правовым, нормам» и свидетельствует о ценностном отношении к деятельности, осуществляемой в рамках существующих норм и нормативов.
3. Анализ разброса ранговых
мест у шкал, относящихся
к одному блоку: если разброс в пределах
трех баллов, то можно характеризовать
блок в целом, в частности, его место среди других.
Для этого считается сумма ранговых мест. По результатам делается вывод о преимущественной ориентации на:
Если разброс более 3 баллов, то характеризуются отдельные шкалы с точки зрения их места в структуре приоритетов и ценностей, которые соответствуют деятельности управления.
4. Приоритетность первого
блока свидетельствует о направ
Приоритетность первого блока в сочетании с высокими показателями по креативности (более 7 баллов) при хорошем интеллекте и широком кругозоре свидетельствует о наличии предпосылок для участия в разработках деловых проектов.
Инновационная установка в сочетании с креативностью свидетельствует о наличии предпосылок для участия в инновационной деятельности.
5. Приоритетность второго блока свидетельствует об ориентации на средства достижения цели и общие характеристики осуществления задач.
Существенное значение имеет ранговая позиция соответствующей шкалы внутри блока, что свидетельствует об субъективной значимости либо творческого отношения к выполняемой работе, либо оперативности, как характеристике деятельности, либо вовлеченности исполнителей в выполняемую деятельность, либо строгому соблюдению существующих норм, регламентирующих деятельность.
6. Приоритетность третьего блока характеризует преимущественную ориентацию на используемые средства, свидетельствует о наличии предпосылок для формирования широкого репертуара способов взаимодействия с исполнителями.
Существенное значение имеет ранговая позиция соответствующей шкалы внутри блока, что свидетельствует об субъективной значимости конкретного класса средств, используемых в управлении.
7. Высокие показатели при первичном подсчете (более 7баллов) по шкале «Инструментальные отношения к правовым нормам» свидетельствуют об ориентации на эффективность любой ценой, вплоть до нарушений существующихнорм (в том числе и юридических).
Высокие показатели при первичном подсчете (более 7 баллов) по шкале «Инструментальные отношения к правовым нормам» в сочетании с низкими показателями (3 и менее баллов) по шкале «Установка на правовые нормы» свидетельствуют о недостаточном понимании роли юридических аспектов в управлении и выступают предпосылкой тенденции к игнорированию соответствующих ограничений.
Высокие показатели при первичном подсчете (более 7 баллов) по шкале «Инструментальные отношения к правовым нормам» в сочетании с высокими показателями (3 и менее баллов) по шкале «Установка на правовые нормы» свидетельствуют об установки на социальную желательность и не очень высокие аналитические способности.
8. Высокие показатели по конкретным шкалам являются предпосылкой для положительного отношения к соответствующим проявлениям у других (коллег и подчиненных), выступают основой для формирования соответствующей системы характеристики деятельности других.
Информация о работе Влияние мотивации на эффективность управленческой деятельности