Влияние мотивации на эффективность управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы мотивации не оспаривает ни наука, ни практика, т.к. от четкой разработки эффективности системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника, но и конечные результат деятельности предприятия различных форм собственности и сфер деятельности.
В работе широко освящена теоретическая часть мотивационного процесса, раскрывается понятие деятельности, выявлена степень влияния мотивации на эффективность управленческой деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы рассмотрения управленческой
деятельности 5
§1. Общие представления о деятельности и
мотивации. 5 §2. Понятие управленческой деятельности 11
Глава 2. Влияние мотивации на эффективность управленческой
деятельности 14
§1. Мотивация поведения и ее влияние на выбор путей
эффективного управления. 14
Мотивация поведения и ее влияние на выбор
путей эффективного управления 14
Социальные группы и эффект, оказываемый ими на
управляющее воздействие. 16
Совокупность объективных факторов, влияющих на
эффективность управления персоналом. 17
§2. Мотивационные условия успешной реализации управленческих решений. 21
§3. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на поведение человека. 25
3.1 Понятие мотивации достижения успехов и избегания
неудач. 25
3.2 Поведенческие особенности людей, мотивированных
на достижение успеха и избежание неудач. 26
3.3 Пути решения проблемы уменьшения мотивации
избегания неудач. 28
Глава 3. Методы исследования. 29
§1. Методика «Мотивация к избеганию неудач» 29
§2. Методика «Склонность к определенному виду руководства». 30
§3. Методика «Ценностные ориентации руководителя» 33
Заключение. 42
Библиография. 44

Файлы: 1 файл

Курсовая по мотивации.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

  Также отмечено, что мотивированные на успех склонны фокусироваться на «большой цели», они также предпочитают задания, охватывающие больший период времени, требующие планирования, процесса принятия решения. Они могут достаточно долго ждать.   Учитывают свои реальные возможности. 

Особенности тревожных людей, занимающихся деятельностью, направленной на достижение успехов, заключаются в следующем:

1. Высокотревожные индивиды эмоционально  острее, чем низкотревожные, реагируют  на сообщение о неудаче. 
2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи. 
3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха. 
4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи. 
5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче. 
6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче. 
7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу. (20, 1999)

Е. П. Ильин пишет, что разные авторы по-разному смотрят на соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи. Одни считают (например, Д. Аткинсон), что это взаимоисключающие полюсы на шкале величин мотива достижения, и если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей, и наоборот. Другие доказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями. И действительно, имеются данные, что между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи может быть положительная корреляция. Поэтому, скорее всего, речь идет о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем, это преобладание может быть как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений.

А. Бандура считает, что люди, осознающие свою эффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел.  Бандура говорит, что те, кто считает себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредотачиваются на том, что всё будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение. Верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике. Кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем.   

 

3.3. Пути решения проблемы уменьшения мотивации избегания неудач.

 Такие причины как сильно  развитый мотив избегания неудач, неуверенность человека в себе могут привести к «отсутствию у человека выраженного стремления к достижению поставленной цели, когда он или не приступает к практическим действиям по её реализации, или, приступив к таким действиям и потерпев первые неудачи на этом пути, прекращает усилия, направленные на преодоление возникших препятствий» По мнению М. Аргайла, счастливые люди отличаются умением организовывать, планировать и целенаправленно использовать время, уверенно смотрят в будущее. «У несчастливых же людей время не заполнено, не организовано и не сбалансировано. 

По мнению Х. Альдера, как и предыдущего автора, сильным стимулом к воплощению задуманного в жизнь является принятие клиентом на себя ответственности за реализацию мечты. В связи с этим ему предлагается решить, где и когда он осуществит задуманное, запишет принятые обязательства, расскажет о них другим. Реализации мечты должны предшествовать четко определенные и сформулированные цели, в которых успех или неудача в главной мере зависят от самого клиента, от его реальных возможностей, а не от случая или других людей. Цели должны быть не только точными, но и измеримыми, чтобы была возможность четко определить её выполнение. Кроме того, клиент должен осознавать последствия осуществления своей мечты, чтобы скорректировать свои планы в соответствии с реальностью.(2, 2000)

 Для успешной работы составьте  список важнейших предположений  о своей будущей работе. Что вы будете делать? Что будет с вами происходить? Записывайте все, что будет приходить вам в голову в любом порядке. У вас есть. Сосредоточьте свое внимание на негативных предположениях. Превратите их в позитивные ожидания, чтобы они не сбылись в своей негативной форме. Например, предположение «У меня ничего не получиться» вы можете заменить на «Я смогу выполнить свою работу». Запишите эти новые, позитивные ожидания. Затем в двух — трех предложениях выразите те мысли, которые возникают у вас при взгляде на эти переформулированные ожидания. Что вы о них думаете? Что чувствуете? 

  Несколько пунктов достижения успеха в работе:

«1) ставить себе реалистичные, но высокие цели; 
2) знать свои сильные и слабые стороны; 
3) верить в эффективность собственной деятельности; 
4) определить конкретные формы поведения, позволяющие достигнуть свои наличные цели; 
5) получать обратную связь о достижении цели; 
6) принимать на себя ответственность за свои действия и их последствия и нести ответственность за действия других» 

В связи с этим в рамках социально- когнитивного направления, управленьческая деятельность, мотивированная на избегание неудач, для поднятия эффективности необходимо дать стимул для совершения того, чего он боится, с целью приобретения успешного личного опыта, который в свою очередь порождает высокие ожидания. 

 

Глава 3.

Методы исследования.

 

§1. Методика «Мотивация к избеганию неудач»

Предложена Т. Элерс.

Инструкция

Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Выберите в каждой строке только одно слово, которое наиболее точно характеризует вас, и пометьте его на  своем опросном листе знаком «+» или шифром (например, 1/1 или 21/2, где числитель -  это номер строки, а знаменатель — номер слова в строке).

   Вид опросного листа со списком слов

 

№п/п

1

2

3

1

смелый

бдительный

предприимчивый

2

кроткий

робкий

упрямый

3

осторожный

решительный

пессимистичный

4

непостоянный

бесцеремонный

внимательный

5

неумный

трусливый

недумающий

6

ловкий

бойкий

предусмотрительный

7

хладнокровный

колеблющийся

удалой

8

стремительный

легкомысленный

боязливый

9

незадумывающийся

жеманный

непредусмотрительный

10

оптимистичный

добросовестный

чуткий

11

меланхоличный

сомневающийся

неустойчивый

12

трусливый

небрежный

взволнованный

13

опрометчивый

тихий

боязливый

14

внимательный

неблагоразумный

смелый

15

рассудительный

быстрый

мужественный

16

предприимчивый

осторожный

предусмотрительный

17

взволнованный

рассеянный

робкий

18

малодушный

неосторожный

бесцеремонный

19

пугливый

нерешительный

нервный

20

исполнительный

преданный

авантюрный

21

предусмотрительный

бойкий

отчаянный

22

укрощенный

безразличный

небрежный

23

осторожный

беззаботный

терпеливый

24

разумный

заботливый

храбрый

25

предвидящий

неустрашимый

добросовестный

26

поспешный

пугливый

беззаботный

27

рассеянный

опрометчивый

пессимистичный

28

осмотрительный

рассудительный

предприимчивый

29

тихий

неорганизованный

боязливый

30

оптимистичный

бдительный

беззаботный


 

 

 

 

Обработка результатов

Испытуемый получает по 1 баллу за следующие выборы: 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11 /2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Для удобства диагностики целесообразно иметь, кроме бланка для ответов (опросного листа), и бланк-ключ следующего вида:        

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

                             

2

                             

3

           

■■ ! ;

               
 

16

17

18

19

20

21

22,

23

24

25

26

27

28

29

30

1

                             

2

                             

3

                             

В бланке-ключе вырезаются окошечки в местах, соответствующих позициям, за выбор которых дается 1 балл (1/2; 2/1; 2/2 и т. д.) Этот трафарет накладывается на бланк для ответов, и попавшие в окошечки отметки испытуемого суммируются.

Выводы

Чем больше сумма баллов, тем выше стремление испытуемого к избеганию неудач, к защите.

При сумме: от 2 до 10 баллов — низкий уровень мотивации к избеганию неудач, к защите;

При сумме: от 11 до 15 баллов — средний уровень мотивации;              

При сумме: от 16 до 20 баллов — высокий уровень мотивации;

При сумме: свыше 20 баллов — очень высокий уровень мотивации.

 

 

 

 

 

      §2. Методика «Склонность к определенному стилю руководства»

Автор — Е. П. Ильин.

Методика представляет собой опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. При этом надо, однако, учитывать, что при реальном руководстве человек может использовать другой стиль.

Инструкция

Представьте себе, что вы руководите коллективом. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту рпросника из трех вариантов ответа (а, б, в) выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружочком.

Текст опросника

1. При принятии важных решений вы:

а) посоветуетесь с коллективом;

б) постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения;

в) примете решение единолично.

2. При организации выполнения задания:

а) предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива; оставив за собой лишь общий контроль;

б) не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо;

в) будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.

3. При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных:

а) будете жестко контролировать каждого из них;

б) доверите осуществление контроля самим подчиненным;

в) посчитаете, что контроль не обязателен.

4. В экстремальной для коллектива ситуации;

а) будете советоваться с коллективом;

б) возьмете все руководство на себя;

в) полностью положитесь на лидеров коллектива.

5. Строя взаимоотношения с членами коллектива:

а) будете сами проявлять активность в общении;

б) будете общаться, в основном, если к вам обратятся;

в) будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.

6. При управлении коллективом:

а) будете оказывать помощь подчиненным и в их личных делах;

б) посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости «соваться»;

в) будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости.

7. В отношениях с членами коллектива:

а) будете стараться поддерживать хорошие личные отношение даже в ущерб деловым;

б) будете поддерживать только деловые отношения;

Информация о работе Влияние мотивации на эффективность управленческой деятельности