Влияние развода на эмоциональное развитие ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод, по мнению В.А. Сысенко, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого.

Содержание работы

Введение ………………………………………………….3-7
Глава 1 Развод как социально-психологический феномен и критическое событие в жизни
1.1 Статистика и анализ всех факторов……………………………7-12
1.2.Модели и причины разводов……………………………………..12-19
1.3 Особенности переживания ребенком развода родителей………..20-27
1.4.1 Эмоциональное состояние детей в семьях после развода………27-30
1.4.2 Особенности развития личности ребенка разведенных родителей...30-34
Глава 2. Исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.
2.1 Организация и методы исследования…………………………………34-36
2.2 Результаты исследования по методике Рене Жиля………………….36-40
2.3 Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи………………………………………………………………………..40-44
2.4 Результаты исследования родителей по методике PARI……………45-47
Заключение…………………………………………………………………47-49
Список литературы…………………………………………………………50-54

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (16).docx

— 88.32 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Ульяновский государственный  педагогический университет

Имени И.Н. Ульянова»

 

 

Кафедра Психологии

 

Допущена к защите:

                         ---------------------------М.М.Силакова

 

                         Курсовая работа

 

«Влияние развода на эмоциональное  развитие ребёнка»

 

Автор  работы: Иванова Юлия Алексеевна

 

 

 

 

 

 

                                   Ульяновск 2012

 

 

 

Содержание:

Введение                ………………………………………………….3-7

Глава 1  Развод как социально-психологический феномен и критическое событие в жизни

    1. Статистика и анализ всех факторов……………………………7-12

1.2.Модели и причины  разводов……………………………………..12-19

1.3 Особенности переживания  ребенком развода родителей………..20-27

1.4.1 Эмоциональное состояние  детей в семьях после развода………27-30

1.4.2 Особенности развития  личности ребенка разведенных  родителей...30-34

Глава 2. Исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.

   2.1 Организация и  методы исследования…………………………………34-36

2.2 Результаты исследования  по методике Рене Жиля………………….36-40

2.3 Результаты исследования  семейных  отношений по кинетическому рисунку семьи………………………………………………………………………..40-44

2.4 Результаты исследования  родителей по методике PARI……………45-47

Заключение…………………………………………………………………47-49

Список литературы…………………………………………………………50-54

 

 

 

 

 

Введение

 

       Ежегодно  в России официально расторгается  примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают  сотни тысяч детей. Развод, по  мнению В.А. Сысенко, — это  стрессовая ситуация, угрожающая  душевному равновесию одного  или обоих партнеров, и особенно  детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого.

          Ни  одна семья не застрахована  от конфликтов и супружеских  разногласий. Но в некоторых  случаях конфликты и ссоры  преодолеваются супругами во  имя сохранения брака и семьи,  а в ряде случаев они заканчиваются  разводом.

          В литературе, в кино, периодической  печати мы неоднократно встречались  с историями, авторы которых  нам представляли очередной вариант  «развода по-...»: по-итальянски, по-русски, по-арабски... Однако, несмотря на  художественные достоинства произведений  и несомненный талант их авторов,  нигде и никогда не был представлен  идеальный образец, эталон такого  сложного и болезненного процесса, каким является разрыв семейных  отношений.

          Читая и слушая рассказы о  мучительных и скандальных разводах, мы нередко восклицаем: «Как это  ужасно!  Ну  неужели нельзя  расстаться по-хорошему?!» Хотя, если  спросить, что значит «по-хорошему»,  ответы будут тоже очень разными.  А те, что перенесли эту процедуру,  непременно усомнятся: существует  ли вообще такой эталон «благополучного»  развода? «Хорошей» операция может  быть только с точки зрения  стороннего наблюдателя или хирурга,  но не для больного. Он не  хуже успокаивающих его друзей  знает: не век длиться страданиям, все пройдет, перемелется. Жизнь  на этом не остановится, появятся  новые радости и – не исключено  – новая семья.  Однако в  самый момент «операции» грешно  от него требовать олимпийского  спокойствия, когда рушится им  созданный мир и над головой  полыхает крыша.

         Есть поговорка: «Уехать –  значит немного умереть». Перефразируя  ее, с полным основанием можно  сказать: «Развестись – значит  немного убить».         «Убить» не только того человека, которого оставляешь, но что-то  убить и в собственном сознании, в чувствах детей. Убить и  себя, ту область своей души, своей  памяти, своего организма, наконец,  где в каждой клетке запечатлена  часть жизни, прожитой совместно  с бывшим мужем или бывшей  женой.  Сжигается все, чему  поклонялся, а сюда входят и  отношения с близкими и дальними  родственниками, со многими и  друзьями и знакомыми, которых  человек приобретает вместе со  спутником жизни и которых  тоже ранят осколки разбитого  вдребезги.

         Если развод – драма для  бывших супругов, то для детей  это трагедия вдвойне. Как замечает  отечественный социолог Н. Я.  Соловьев, «... и предразводная, и  послеразводная ситуация наносит  здоровью ребенка непоправимый  вред... После развода родителей  трех-шестилетние дети испытывали  чувство вины и самоунижения, семи-восьмилетние – злость и  обиду, главным образом на отца, десяти-одиннадцатилетние – обиду  на обоих родителей. Более трети  детей обычно хуже учатся, нарушают  дисциплину, некоторые начинают  конфликтовать со всеми, даже  с друзьями, иные убегают из  дома»

     Так дети  протестуют против произвола  родительских чувств и отношений.  И справедливо: они нуждаются  в обоих родителях, а не в  одном, как бы тот ни любил,  ни баловал своего ребенка.  Родители охладели друг к другу,  не могут ужиться, поэтому принимают  решение о разводе. При этом  как-то «забывают» о том, что  помимо их чувств есть еще  чувства их детей, которые любят  их обоих. Ведь для детей  они, несмотря ни на что,  продолжают оставаться самыми  любимыми и дорогими людьми. Дети  и есть главные страдальцы  при распаде семьи. Поэтому,  когда мама или папа решают  не переступать крайней черты  в неизбежных спорах, они проявляют  не только дальновидность, но  и подлинную любовь к своим  детям.

      А если  все-таки развод неизбежен, очень  важно найти мудрые и гуманные  решения при расставании, не  отказывать друг другу в уважении  и дружбе. Смягчить вину двух  людей, не сумевших построить  общий дом, может убежденность: они утратили лишь часть былых  связей, они перестали быть возлюбленными  и супругами, но отнюдь не  перестали быть родителями своих  детей и просто порядочными  людьми.

Дети опасаются грядущих изменений в их жизни. Ведь им, вероятно, придется приспосабливаться к другому  режиму дня, к другим домашним обязанностям. Например, переезд на новое место  жительства – это большой стресс и для взрослого человека. Иногда испытанное ребенком ощущение потери одного из родителей, перерождается  в страх потери и второго. Дети перестают чувствовать себя в  опасности, их волнует, кто будет  о них заботиться.

Споры и напряженность  в отношениях родителей приводят к тому, что дети начинают чувствовать  свою вину за происходящее в доме. А  попытки каждого из взрослых привлечь детей на свою сторону ведут к  тому, что дети перестают доверять обоим родителям и чувствуют  себя полностью одинокими.

 

Актуальность  работы.

    Актуальность  данного  вопроса  очевидна: все чаще и чаще исследователи,  занимающиеся изучением проблем  семьи, отмечают падение ее  педагогического потенциала и  престижа семейных ценностей,  увеличение числа разводов и  снижение рождаемости, повышение  риска подверженности детей неврозам  из-за неблагополучного психологического  климата в семье.

       Развод, как кризисная ситуации в семье,  затрагивает многие стороны личности  ребенка, наиболее чувствительными  к воздействию семейного неблагополучия  оказываются эмоциональная сфера  ребенка и такие стержневые образования личности ребенка как представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя.

    Учитывая массовый  характер такого явления, как  неполная семья, актуальным становится  вопрос о том, имеет ли воспитание  в неполной семье устойчивые  и закономерные последствия для  развития эмоциональной сферы  ребёнка и его личности в  целом.

Эту проблему изучали:  Ковалев А.Г., Маслоу А., Раттер М., Харчев А.Г., Голод С.И., Дружинин В.Н., Целуйко В.М., Фигдор Г и др.

Целью  данного исследования является определение влияния развода на эмоциональное развитие ребёнка.

Объектом стали группы детей в 5а, 5б, 6б, 6а классах Саратовской средней школы №37

Предметом исследования являются личностно – эмоциональные особенности детей разведенных родителей и детей из полных семей.

Гипотезой стало предположение: восприятие родительского отношения, отношение и чувства к родителям, а также эмоционально-личностные особенности детей разведенных родителей характеризуются более выраженными негативными тенденциями как в отношении к отцу, к окружающим, так и эмоционально-личностными проявлениями (тревожность, снижение адаптивности и низкая самооценка).

Исходя из цели, гипотезы и предмета исследования, можно выделить его задачи:

1. Подобрать литературу  по изучаемой проблеме.

2. Определить характер  детско-родительских отношений в  полных и неполных семьях.

3. Установить выраженность  негативных личностно-эмоциональных  особенностей у детей.

4. Выявить характер взаимосвязи  между показателями детско-родительских  отношений и негативных личностно-эмоциональных  особенностей детей разведенных  родителей и детей из полных  семей.

5. Провести сравнительный  анализ детей разведенных родителей  и детей из полных семей  для определения значимых различий  в выраженности негативных личностно  – эмоциональных особенностей  и характера детско-родительских  отношений.

В рамках тестирования применялись  следующие методики:

  1. методика Рене Жиля;
  2. Кинетический«Рисунок семьи»Бернса и Кауфмана;
  3. методики диагностики родительского отношения PARI Е.Шеффер и Р. Белла   

Глава1                                                                                                 

Развод как  социально-психологический феномен  и критическое событие в жизни

    1. Статистика и анализ влияющих факторов.

     Проблема развода  находится в тесной связи с  изменением типа отношений в  современной семье: новые модели  семьи порождают собственные  формы разрыва этих отношений.  Если в традиционном браке  под разводом понимают разрыв  отношений в юридическом, экономическом,  психологическом плане, что влечет  за собой реорганизацию жизни  обоих супругов, то современные  формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения  психологические аспекты последствий  расставания не только сохраняются,  но и выходят на первый план.

       Развод, как правило, не является одномоментным  событием и имеет свою историю  развития. По данным исследования, проведенного в конце 90-х гг. XX в. В. В. Солодниковым, в предразводной  ситуации супруги обращаются  за помощью не в консультацию  по вопросам семьи и брака,  а к родственникам и друзьям: к матери - 75,8%, друзьям - 51,8%, отцу - 39,2%, а также к юристам - 10,2%, психологам и врачам - 4,9%. Ожидая поддержки и сочувствия от друзей и родителей, человек, оказавшийся в предразводной ситуации, часто находится в состоянии растерянности, потери ценностей жизни. Какие же советы он получает: 66,9 % - поступай, как хочешь; 40 % - разводись; 14,7 % - «учти интересы детей, поживи отдельно, обдумай ситуацию»; 21,6 % - «измени свое поведение». Чаще одобряют решение на развод друзья и матери жен. Друзья «спасают» друга, а матери пытаются спасти дочь.

        По  мнению отечественных социологов, основные условия, предопределяющие  развод, - это урбанизация образа  жизни, миграция населения, индустриализация  страны, эмансипация женщин. Эти  факторы снижают уровень социального  контроля, делают жизнь людей  в значительной степени анонимной,  у них атрофируются чувства  ответственности, устойчивой привязанности,  взаимной заботы друг о друге.  Но это лишь фон: каждый развод  имеет собственные основные и  сопутствующие причины и мотивы.

     Важно не  отождествлять мотивы развода  и его причинам. Чаще всего  выделяются следующие мотивы  разводов: отсутствие общих взглядов  и интересов (в том числе  и религиозные разногласия), несоответствие (несовместимость) характеров, нарушение  супружеской верности, отсутствие  или утрата чувства любви, любовь  к другому, легкомысленное отношение  к супружеским обязанностям, плохие  отношения с родителями (вмешательство  родителей и других родственников), пьянство (алкоголизм) супруга, отсутствие  нормальных жилищных условий,  половая неудовлетворенность.

        При  изучении разводов рассматривают  четыре группы факторов:

Информация о работе Влияние развода на эмоциональное развитие ребёнка