Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа
Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод, по мнению В.А. Сысенко, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого.
Введение ………………………………………………….3-7
Глава 1 Развод как социально-психологический феномен и критическое событие в жизни
1.1 Статистика и анализ всех факторов……………………………7-12
1.2.Модели и причины разводов……………………………………..12-19
1.3 Особенности переживания ребенком развода родителей………..20-27
1.4.1 Эмоциональное состояние детей в семьях после развода………27-30
1.4.2 Особенности развития личности ребенка разведенных родителей...30-34
Глава 2. Исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.
2.1 Организация и методы исследования…………………………………34-36
2.2 Результаты исследования по методике Рене Жиля………………….36-40
2.3 Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи………………………………………………………………………..40-44
2.4 Результаты исследования родителей по методике PARI……………45-47
Заключение…………………………………………………………………47-49
Список литературы…………………………………………………………50-54
У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны, и неуравновешенны, более робки [25].
Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения. Если таких отношений нет, это может служить и одной из причин развития гомосексуализма. Такой точки зрения придерживаются Масоликова Н.Ю, занимающаяся проблемами психосексуального развития личности [31].
1. затрудняется обучение
детей навыками общения с
2. становится возможным
формирование избыточной
Еще одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из разведенных семей, является их неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности [30]. Эту особенность в психическом и личностном развитии таких детей отмечают педагоги и психотерапевты. Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных: живут только одним днем и надеются на то, что, может быть, им когда-нибудь повезет; их не интересует, как можно изменить свою жизнь; они не желают строить планы на будущее [38].
Подобное состояние больше присуще девочкам, у которых отчетливо проявляется следующий признак: неуверенные в себе, они и не надеются на успех в будущем.
Что касается социальной зрелости и проявления социальной активности у мальчиков, воспитывающихся в неполной семье. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т.е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, в уменьшении роли отца в семье [10].
Во время длительного
периода развода ребенок
По результатам долговременных психологических исследований почти половина детей из разведенных семей вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих способностях. Дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи, не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов. В своей самостоятельной жизни они обостренно боятся провала в личных отношениях, чаще опасаются супружеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений. Если им приходится переживать развод в своей новой семье, то он становится именно тем ужасом, которого они так страшатся и избегают. Они страстно желают любви, но боятся никогда не обрести ее. Подобное самоощущение и такие сложные переживания приводят к тому, что дети из разведенных семей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке [47].
Глава 2. Исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.
2.1 Организация и методы исследования
Целью данного исследования является определение восприятия родительского отношения в формировании личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.
Гипотезой стало предположение: восприятие родительского отношения, отношение и чувства к родителям, а также эмоционально-личностные особенности детей разведенных родителей характеризуются более выраженными негативными тенденциями как в отношении к отцу, к окружающим, так и эмоционально-личностными проявлениями (тревожность, снижение адаптивности).
Предметом исследования являются личностно – эмоциональные особенности детей разведенных родителей и детей из полных семей
Объектом стала группа детей в количестве 40 человек, учащихся в 5А,5Б,6А,6Б классах Саратовской средней школы №37.
В эмпирическом исследовании мы диагностировали детей из полных и неполных семей. Неполные семьи, в данном случае, это семьи после развода.
Исходя из цели, гипотезы и предметы исследования, можно выделить его задачи:
1. Подобрать литературу по изучаемой проблеме.
2. Определить характер
детско-родительских отношений
3. Установить выраженность негативных личностно-эмоциональных особенностей у детей.
4. Выявить характер взаимосвязи
между показателями детско-
5. Провести сравнительный
анализ детей разведенных
В исследовании
приняли участие 40 детей в
возрасте от 10 до 12 лет. Испытуемые
являются учениками 5-6-х
По нашим наблюдениям
дети из полных семей оказались энергичными
и веселыми, они прилежно учатся, учителя
очень хорошо отзываются об успеваемости
и поведении детей. Они внимательны, любознательны,
у них очень много друзей, они общительны.
Дети из неполных семей, напротив, скромны,
застенчивы, более спокойны. Они также
являются прилежными учениками, но учителя
подчеркивают проблемы со вниманием и
самоконтролем. Они менее общительны,
нежели их сверстники из полных семей.
Для изучения эмоционального состояния детей были выбраны следующие методики:
2.2. Результаты исследования по методике Рене Жиля
Для исследования сферы
межличностных отношений
Методика
является визуально-вербальной, состоит
из 42 картинок с изображением
детей или детей и взрослых,
а также текстовых заданий.
Ее направленность -- выявление особенностей
поведения в разнообразных
Перед началом
работы с методикой ребенку
сообщается, что от него ждут
ответов на вопросы по
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. [52; стр.418]
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого-ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. [53; стр.136]
Психологический материал,
характеризующий систему
1) Переменный, характеризующий
конкретно-личностные
2) Переменные, характеризующие
самого ребенка и
отношение к матери,
отношение к отцу,
отношение к матери и отцу как семейной чете,
отношение к братьям и сестрам,
отношение к бабушке и дедушке,
отношение к другу,
отношение к учителю,
любознательность, стремление к доминированию,
общительность, отгороженность, адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки. [52; стр.419]
Проведенные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с помощью теста Рене Жиля. [54; стр.205]
Таблица 3. Процентное соотношение результатов исследования по методике Рене Жиля у детей из полных и неполных семей.
№ шкал |
Название шкал |
Дети из полных семей |
Дети из неполных семей |
1 |
Отношение к матери |
65%-13 человек |
55%-11 человек |
2 |
Отношение к отцу |
40%-8 человек |
30%-6 человек |
3 |
Отношение к матери и отцу как к родительской чете |
50%-10 человек |
25%-5 человек |
4 |
Отношение к братьям и сестрам |
40%-8 человек |
35%-7 человек |
5 |
Отношение к бабушке и дедушке |
25%-5 человек |
35%-7 человек |
6 |
Отношение к другу |
30%-6 человек |
25%-5 человек |
7 |
Отношение к учителю (авторитетному взрослому) |
35,0%-7 человек |
30%-6 человек |
8 |
Любознательность |
85,0%-17 человек |
75 %-15 человек |
9 |
Доминантность |
55%-11 человек |
40%-8 человек |
10 |
Общительность |
75%-15 человек |
65%13 человек |
11 |
Закрытость, отгороженность |
15%-3 человека |
30%-6 человек |
12 |
Социальная адекватность |
75%-15 человек |
70%-14 человек |
Исследуя межличностные
отношения детей из полных
и неполных семей, мы
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий (например, в 1 шкале - 21 задание, а в 9 - 4 задания), направленных на выявление соответствующего отношения.
В отношении ребенка к окружающим в полных семьях доминируют отношения к матери (65%), к родительской чете (50%), а затем к отцу (40%); в неполных семьях - отношение к матери (55%), к братьям и сёстрам (35%),к бабушке и дедушке(35%), а затем к отцу (30%).
В неполных семьях более выражены отношения к бабушке и дедушке(35%).
В характеристике самого
ребенка в полных семьях
В целом, в неполных семьях показатели по одиннадцати шкалам ниже по сравнению с показателями детей из полных семей, но показатель по шкале отношения к бабушке и дедушке выше на 10%., отгороженности выше на 15%.
Отношение к матери у детей из полных семей выше на 10%, чем у их сверстников из неполных семей. Отличны так же показатели в отношении к отцу - разница составляет 10%.
Особенно большое различие между группами детей в отношении к матери и отцу как родительской чете - в полных семьях (50%) и в неполных семьях (25%).
Некоторые различия наблюдаются у детей из полных и неполных семей в отношении к братьям, сёстрам - 40% и 35% соответственно.
Не совсем однозначно так же отношение к бабушкам и дедушкам в обеих группах детей - 25% и 35%. Это понятно, так как после развода бабушки и дедушки стараются больше проводить времени с внуками и помогают неполной семье.
Различия наблюдаются
в группах детей между
По результатам
исследования с помощью
Информация о работе Влияние развода на эмоциональное развитие ребёнка