Влияние развода на эмоциональное развитие ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод, по мнению В.А. Сысенко, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого.

Содержание работы

Введение ………………………………………………….3-7
Глава 1 Развод как социально-психологический феномен и критическое событие в жизни
1.1 Статистика и анализ всех факторов……………………………7-12
1.2.Модели и причины разводов……………………………………..12-19
1.3 Особенности переживания ребенком развода родителей………..20-27
1.4.1 Эмоциональное состояние детей в семьях после развода………27-30
1.4.2 Особенности развития личности ребенка разведенных родителей...30-34
Глава 2. Исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.
2.1 Организация и методы исследования…………………………………34-36
2.2 Результаты исследования по методике Рене Жиля………………….36-40
2.3 Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи………………………………………………………………………..40-44
2.4 Результаты исследования родителей по методике PARI……………45-47
Заключение…………………………………………………………………47-49
Список литературы…………………………………………………………50-54

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (16).docx

— 88.32 Кб (Скачать файл)

У воспитанных без отцов  мальчиков труднее развивается  способность сочувствовать, управлять  своим поведением. Такие мальчики часто менее зрелы и менее  целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны, и неуравновешенны, более робки [25].

Для правильной половой идентификации  необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал  нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения. Если таких отношений нет, это может служить и одной из причин развития гомосексуализма. Такой точки зрения придерживаются Масоликова Н.Ю, занимающаяся проблемами психосексуального развития личности [31].

1. затрудняется обучение  детей навыками общения с представлениями  противоположного пола;

2. становится возможным  формирование избыточной привязанности  к матери, поскольку отсутствует  член семьи, который мог бы  «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий  мир.

Еще одной из проблем, с  которыми сталкиваются дети из разведенных  семей, является их неумение противостоять  жизненным трудностям, неуверенность  в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности [30]. Эту особенность в психическом и личностном развитии таких детей отмечают педагоги и психотерапевты. Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных: живут только одним днем и надеются на то, что, может быть, им когда-нибудь повезет; их не интересует, как можно изменить свою жизнь; они не желают строить планы на будущее [38].

Подобное состояние больше присуще девочкам, у которых отчетливо  проявляется следующий признак: неуверенные в себе, они и не надеются на успех в будущем.

Что касается социальной зрелости и проявления социальной активности у мальчиков, воспитывающихся в неполной семье. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т.е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, в уменьшении роли отца в семье [10].

Во время длительного  периода развода ребенок использует все доступные ему способы  его предотвратить. Чаще всего –  это изменение своего поведения. То есть то, что подвластно его контролю. Он может выбрать одну из тактик [43]:

  • Ребенок – серая мышь. Дети стараются стать незаметными, не раздражать родителей и избегают любого обращения к родителям. Такое поведение удобно для обоих супругов, ведь ребенок проявляет высшую степень послушания.
  • Ребенок – герой. Такие дети скрывают свои переживания, боясь потревожить родителей, стойко перенося их эмоциональную недоступность и беря на себя их обязанности. («Мама и так устала после работы, она раздражена беспорядком, поэтому я должен навести чистоту», – думает ребенок, не понимая, что требования к чистоте являются лишь предлогом для скандала между родителями или: «Я буду учиться только на «отлично»).
  • Ребенок – больной. Болеющий ребенок – хороший повод заставить родителей продержаться вместе на чувстве вины. Грамотный психотерапевт перед назначением ребенку лечения по поводу детских неврозов обязан исследовать историю семейных отношений. Симптомы заболевания (энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), онихофагия (обкусывание ногтей), тики, трихотиломания (обгрызание волос), потеря веса и аппетита и т.п.) являются специфическими детскими симптомами депрессии, которая развивается в ответ на неблагополучную ситуацию. У детей примерно до 10 лет нет другого способа показать свое психологическое неблагополучие, и они используют только доступные им способы сообщения о нем.
  • Эмоционально отстраненный ребенок. Ребенок выглядит безучастным и равнодушным к происходящему. На самом деле – это его защита, говорящая о крайней степени его неблагополучия. Он уже разуверился в своих силах. Однако родители могут в целях своего успокоения воспринять как признак его благополучия.
  • Проблемный ребенок. Это почти то же самое, что «ребенок-больной», только его болезнь выражается в неадекватном поведении дома или в детском коллективе. Большая часть энергии родителей уходит на улаживание конфликтов, вместо того, чтоб заняться разрешением конфликта в собственной семье.

По результатам долговременных психологических исследований почти  половина детей из разведенных семей  вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих  способностях. Дети разведенных родителей  меньше всего дорожат сплоченностью  семьи, не имеют навыков позитивного  разрешения семейных конфликтов. В  своей самостоятельной жизни  они обостренно боятся провала в  личных отношениях, чаще опасаются супружеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений. Если им приходится переживать развод в своей новой семье, то он становится именно тем ужасом, которого они так страшатся и избегают. Они страстно желают любви, но боятся никогда не обрести ее. Подобное самоощущение и такие сложные переживания приводят к тому, что дети из разведенных семей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке [47].

 

Глава 2. Исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.

 

   2.1 Организация и методы исследования

Целью данного исследования является определение восприятия родительского отношения в формировании личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.

Гипотезой стало предположение: восприятие родительского отношения, отношение и чувства к родителям, а также эмоционально-личностные особенности детей разведенных родителей характеризуются более выраженными негативными тенденциями как в отношении к отцу, к окружающим, так и эмоционально-личностными проявлениями (тревожность, снижение адаптивности).

Предметом исследования являются личностно – эмоциональные особенности детей разведенных родителей и детей из полных семей

Объектом стала группа детей в количестве 40 человек, учащихся в 5А,5Б,6А,6Б классах Саратовской средней школы №37.

В эмпирическом исследовании  мы диагностировали детей из полных и неполных семей. Неполные семьи, в  данном случае, это семьи после  развода.

Исходя из цели, гипотезы и предметы исследования, можно выделить его задачи:

1. Подобрать литературу по изучаемой проблеме.

2. Определить характер  детско-родительских отношений в  полных и неполных семьях.

          3. Установить выраженность негативных личностно-эмоциональных особенностей у детей.

4. Выявить характер взаимосвязи  между показателями детско-родительских  отношений (с позиции ребенка)  и негативных личностно-эмоциональных  особенностей детей разведенных  родителей и детей из полных  семей.

5. Провести сравнительный  анализ детей разведенных родителей  и детей из полных семей  для определения значимых различий  в выраженности негативных личностно-эмоциональных  особенностей и характера детско-родительских  отношений.

    В исследовании  приняли участие 40 детей  в  возрасте от 10 до 12 лет.    Испытуемые  являются учениками 5-6-х классов   Саратовской средней школы №37.Испытуемые  были разделены на 2 группы: 20детей  из полных семей и 20 детей  из неполных (материнских) семей.  
 
      По нашим наблюдениям дети из полных семей оказались энергичными и веселыми, они прилежно учатся, учителя очень хорошо отзываются об успеваемости и поведении детей. Они внимательны, любознательны, у них очень много друзей, они общительны. Дети из неполных семей, напротив, скромны, застенчивы, более спокойны. Они также являются прилежными учениками, но учителя подчеркивают проблемы со вниманием и самоконтролем. Они менее общительны, нежели их сверстники из полных семей.

Для изучения эмоционального состояния детей были выбраны  следующие методики:

  1. методика Рене Жиля;
  2. Кинетический рисунок семьи  Бернса и Кауфмана.
  3. Для исследования родительско-детских отношений родителям предлагалась методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла

2.2. Результаты  исследования по методике Рене  Жиля

 Для исследования сферы  межличностных отношений ребенка  и его восприятия внутрисемейных  отношений предназначена детская  проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении  социальной приспособленности ребенка,  а также его взаимоотношений  с окружающими.

       Методика  является визуально-вербальной, состоит  из 42 картинок с изображением  детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий.  Ее направленность -- выявление особенностей  поведения в разнообразных жизненных  ситуациях, важных для ребенка  и затрагивающих его отношения  с другими людьми.

    Перед началом  работы с методикой ребенку  сообщается, что от него ждут  ответов на вопросы по картинкам.  Ребенок рассматривает рисунки,  слушает или читает вопросы  и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в  группе. Он может выбрать его ближе  или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку  предлагается выбрать типичную форму  поведения, причем некоторые задания  строятся по типу социометрических. Таким  образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка  к разным окружающим его людям (к  семейному окружению) и явлениям. [52; стр.418]

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого-ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. [53; стр.136]

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно  разделить на две большие группы переменных.

1) Переменный, характеризующий  конкретно-личностные отношения  ребенка: отношение к семейному  окружению (мать, отец, бабушка, осетра  и др.), отношение к другу или  подруге, к авторитарному взрослому  и пр.

2) Переменные, характеризующие  самого ребенка и проявляющиеся  в различных отношениях: общительность,  отгороженность, стремление к доминированию,  социальная адекватность поведения.  Всего авторы выделяют 12 признаков:

отношение к матери,

отношение к отцу,

отношение к матери и отцу как семейной чете,

отношение к братьям и  сестрам,

отношение к бабушке и  дедушке,

отношение к другу,

отношение к учителю,

любознательность, стремление к доминированию,

общительность, отгороженность, адекватность.

Отношение к определенному  лицу выражается количеством выборов  данного лица, исходя из максимального  числа заданий, направленных на выявление  соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести  к числу чисто проективных, она  представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как  инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих  измерений и статистической обработки. [52; стр.419]

Проведенные исследования свидетельствуют  о значительной диагностической  ценности данных, получаемых с помощью  теста Рене Жиля. [54; стр.205]

  Таблица 3. Процентное соотношение  результатов исследования по  методике Рене Жиля у детей  из полных и неполных семей.

№ шкал

Название шкал

Дети из полных семей

Дети из неполных семей

1

Отношение к матери

65%-13 человек

55%-11 человек

2

Отношение к отцу

40%-8 человек

30%-6 человек

3

Отношение к матери и отцу как к родительской чете

50%-10 человек

25%-5 человек

4

Отношение к братьям и  сестрам

40%-8 человек

35%-7 человек

5

Отношение к бабушке и  дедушке

25%-5 человек

35%-7 человек

6

Отношение к другу

30%-6 человек

25%-5 человек

7

Отношение к учителю (авторитетному  взрослому)

35,0%-7 человек

30%-6 человек

8

Любознательность

85,0%-17 человек

75 %-15 человек

9

Доминантность

55%-11 человек

40%-8 человек

10

Общительность

75%-15 человек

65%13 человек

11

Закрытость, отгороженность

15%-3 человека

30%-6 человек

12

Социальная адекватность

75%-15 человек

70%-14 человек


 

     Исследуя межличностные  отношения детей из полных  и неполных семей, мы установили: 1-7 шкалы - конкретно-личностное отношение  ребенка к окружению, 8-12 шкалы  - характеризуют самого ребенка.

Отношение к определенному  лицу выражается количеством выборов  данного лица, исходя из максимального  числа заданий (например, в 1 шкале - 21 задание, а в 9 - 4 задания), направленных на выявление соответствующего отношения.

В отношении ребенка к  окружающим в полных семьях доминируют отношения к матери (65%), к родительской чете (50%), а затем к отцу (40%); в  неполных семьях - отношение к матери (55%), к братьям и сёстрам (35%),к  бабушке и дедушке(35%), а затем к отцу (30%).

В неполных семьях более  выражены отношения к бабушке  и дедушке(35%).

 В характеристике самого  ребенка в полных семьях преобладает  любопытство (85%), в неполных - социальная  адекватность поведения (70%). Наименее  выражена в обеих группах закрытость.

В целом, в неполных семьях показатели по одиннадцати шкалам ниже по сравнению с показателями детей  из полных семей, но показатель по шкале  отношения к бабушке и дедушке  выше на 10%., отгороженности выше на 15%.

Отношение к матери у детей  из полных семей выше на 10%, чем у  их сверстников из неполных семей. Отличны  так же показатели в отношении  к отцу - разница составляет 10%.

Особенно большое различие между группами детей в отношении  к матери и отцу как родительской чете - в полных семьях (50%) и в неполных семьях (25%).

 Некоторые различия  наблюдаются у детей из полных  и неполных семей в отношении  к братьям, сёстрам - 40% и 35% соответственно.

 Не совсем однозначно  так же отношение к бабушкам  и дедушкам в обеих группах  детей - 25% и 35%. Это понятно,  так как после развода бабушки  и дедушки  стараются больше  проводить времени с  внуками  и помогают неполной семье. 

Различия наблюдаются  в группах детей между признаками любознательности (83% и 75%) и доминантности (55% и 40%) в пользу детей из полных семей. На 10% дети из полных семей более общительны, чем их одноклассники из неполных семей.    

    По результатам  исследования с помощью методики  Рене Жиля отношение к отцу  в группах детей отличается: в  полных семьях 40%, в неполных - 30%. Отмечается различное отношение  детей к бабушке и дедушке,  хотя в неполных семьях, где  живет бабушка, отношение к  ней выше, проявляется большая  привязанность, чем у детей  из полных семей. Это объясняется  тем, что бабушка в неполной  семье играет более активную  роль в воспитании внуков, чем  бабушка в полной семье, где,  в основном, воспитанием занимаются  родители.

Информация о работе Влияние развода на эмоциональное развитие ребёнка