Влияние развода на эмоциональное развитие ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод, по мнению В.А. Сысенко, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого.

Содержание работы

Введение ………………………………………………….3-7
Глава 1 Развод как социально-психологический феномен и критическое событие в жизни
1.1 Статистика и анализ всех факторов……………………………7-12
1.2.Модели и причины разводов……………………………………..12-19
1.3 Особенности переживания ребенком развода родителей………..20-27
1.4.1 Эмоциональное состояние детей в семьях после развода………27-30
1.4.2 Особенности развития личности ребенка разведенных родителей...30-34
Глава 2. Исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.
2.1 Организация и методы исследования…………………………………34-36
2.2 Результаты исследования по методике Рене Жиля………………….36-40
2.3 Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи………………………………………………………………………..40-44
2.4 Результаты исследования родителей по методике PARI……………45-47
Заключение…………………………………………………………………47-49
Список литературы…………………………………………………………50-54

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (16).docx

— 88.32 Кб (Скачать файл)

     При анализе  того, что происходит после развода  для каждого из супругов открываются  следующие возможности: более  точное понимание "задним числом" намерений каждой из сторон, то  есть так называемое переопределение  целей. Этот механизм переопределения  сходен с эффектом решения  задачи выявления субъекта выгоды  в той или иной ситуации.

    Человек может  переживать в своей жизни несколько  разводов, считая себя при этом  беспомощным перед лицом такой  ситуации, называя причинами разводов  внешние по отношению к нему  самому обстоятельства, к которым  относится также и партнер.

     Примерно половина  разведенных людей считает, что  их собственное понимание причин  развода осталось точно таким  же через год после него, другая  половина говорит об изменениях  в своем осознании. Последующий  за разводом год проходит под  эгидой влияния этого события.  Большинство людей вспоминали  совместную жизнь с прежним  партнером в течение года после разрыва. Одна часть (примерно две трети из них) отмечает свою концентрацию на тягостных периодах жизни, а другая часть говорит о спонтанных воспоминаниях самых светлых сторон совместной жизни и сопутствующих им чувстве сожаления об утраченном.

    Некоторые оценивают  свое поведение в ситуации  развода как правильное. Другие  считают, что их поведение должно  было бы быть другим, если бы  они знали, куда обратиться  за юридической и психологической  помощью.

    Некоторые люди  считали, что должны были вести  себя жестче, жалели, что не настаивали  на своем варианте развития  событий, корили себя за мягкотелость, за "игру в поддавки". Другие  же, наоборот, испытывали чувство  сожаления по поводу своих  директивно-агрессивных поступков,  говорили, что если бы "обида  тогда не застила глаза, много  дров мог бы не наломать - а  сейчас уже ничего не исправишь". Однако, не нашлось человека, кто  не отметил бы досаду относительно  отсутствия у него в то время  достаточного количества знаний  по психологии о том, как  пережить развод, общения в конфликтных  ситуациях и т.д.

     Причина развода  может гнездиться в любом из  элементов жизни семьи. Супруги  могут изначально иметь разные  представления о жизни, и в  течение брака пытаться перетянуть  на свою сторону другого, тем  самым нарушая гармонию и логику  внутреннего развития своего  супруга и разрушая супружество.  Однако, может быть и совсем  по-другому: люди, вступающие в  брак ладят друг с другом  до тех самых пор, пока не  появляется необходимость вести  общее домашнее хозяйство и  воспитывать детей, то есть  пока к супружеской подсистеме  не прибавляется хозяйственная  и родительская. Говоря словами  известного поэта, "любовная лодка  разбилась о быт".

        Разводятся  люди по разным причинам: - неумение  общаться и решать конфликты  «мирным путем». Этот критерий  часто обозначают, как «не сошлись  характерами». Однако характеры  тут зачастую не при чем;

- завышенные материальные  требования одного из партнеров,  которые второй партнер не  может или не желает удовлетворить;

- зависимость одного из  партнеров (пьянство, наркомания, азартные  игры);

- отсутствие в браке  детей;

-агрессивность одного  из партнеров, выливающаяся в  рукоприкладство;

- невозможность простить  измену, реальную или воображаемую;

- новая любовь.

Развод для многих является серьезнейшим испытанием, разрешить  которое под силу не каждому человеку. В этот момент необходимо обратиться за помощью к специалисту, который  поможет пережить развод и сбалансирует эмоциональное состояние человека.

Последствия развода –  это, прежде всего, рост числа неполных семей и обострение проблемам  устойчивости семьи и супружеских  конфликтов. В результате анализа  последствий разводов Сысенко В.А. делает следующие выводы:

1. Большая часть разведенных  мужчин и женщин не имеют  возможности (желания) вступить  в повторный брак, а значительная  часть разведенных женщин, имеющих  детей, совсем не вступает в  повторный брак.

2. Возможности деторождения  разведенных женщин остаются  нереализованными, что крайне отрицательно  влияет на процессы расширения  воспроизводства населения.

3. Вследствие разводов  увеличивается численность неполных  семей, в которых ребенок воспитывается  одним из родителей.

4. Рост безотцовщины при  живом отце увеличивает вероятность  отклоняющегося поведения среди  подростков, отрицательно влияет  на их успеваемость.

5. Развод создает травмирующие  ситуации, способные вызвать нервно-психические  расстройства, как у родителей,  так и у детей [47]. Ежегодно  в России официально расторгается  примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают  сотни тысяч детей [6].

Существуют различные точки  зрения о том, каким образом может  повлиять воспитание детей без отца, но почти все они сводятся к  мысли о том, что отсутствие в  семье не просто отца, а, прежде всего  мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния  в разведенных семьях проявляется  в следующем [16].

  • Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных;
  • Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек;
  • Затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
  • Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

 

1.3 Особенности  переживания ребенком развода  родителей

 

Обратимся к проблемам  влияния развода на развитие ребенка. Отношение исследователей к данной проблеме неоднозначно. Так, сторонник  «теории привязанности» П. Криттенден, уделяющий особое внимание взаимоотношениям ребенка с матерью, считает, что развод для детей не имеет большого значения, поскольку большая доля ухода за детьми даже в полных семьях обеспечивается не отцом, а матерью (цит. по: 37, с. 36). Отцу, как правило, остаются игры и развлечения.

Другие исследователи  считают иначе, так Фигдор Г. говорит о том, что воздействие развода на ребенка может оказаться даже более значительным, чем смерть родителей. Под разводом обычно понимается тот момент, когда супруги прекращают совместное проживание и один из них уходит из дому [46, с. 36]. Однако более точно было бы представлять развод как процесс, который начинается задолго до разрыва. Во многих случаях это довольно продолжительный период конфликта между супругами.

Ученные высказывают предположение, что именно конфликты и дисгармония  в семье, а не распад ее как таковой, являются источником отрицательного воздействия  на ребенка.

Влияние хронических конфликтов в семье на эмоциональное благополучие ребенка в предразводной ситуации анализируется в исследованиях  Б.А. Титова и Л.Т. Машковой. По их мнению, в конфликтных семьях нарушаются главные условия полноценного развития ребенка – защита, любовь и забота близких, обстановка сердечной привязанности и доброжелательности друг к другу [43, с. 16].

Дефицит безопасности, переживаемый ребенком как чувство страха, тревоги  и беспокойства, угнетает его активность, деформирует чувства и мысли, порождает подавленность или  агрессивность как ведущие черты  личного и социального поведения. При неблагополучных условиях ситуативная  эмоциональная реакция страха может  превращаться в стойкую черту  характера. Боязнь одного из родителей  часто вызывает невротическую привязанность к другому в поисках недостающего тепла [43]. Все это формирует искаженный образ «Я» и низкую самооценку ребенка.

Втянутые в ссоры родителей, дети попадают в тяжелый «конфликт  лояльности». С одной стороны, как  и прежде, они любят своих родителей, с другой – вынуждены опасаться, что не оправдают их ожиданий, могут  потерять любовь одного из них [48].

Дж. Валлерштейн и Дж. Келли (1989) свидетельствуют, что решению родителей развестись часто предшествует длительный период неуверенности ребенка, который резко прерывает его развитие и может способствовать значительному нарушению психологического и социального функционирования ребенка [7].

 

       Ребенок переживает  из-за малейшей ссоры родителей,  боясь ее последствий и повторения [4]. Потрясения, гнев, грусть, страх,  подавленность – это только  некоторые из тех сильных ощущений, которые испытывают дети после  того, как узнают, что их родители  собираются развестись [21]. Напряженность  этих чувств зависит от многих  вещей, в особенности от того, как родители сообщили ребенку  об этом, насколько напряжена  атмосфера дома, с кем ребенок  будет жить, с кем и когда  видеться.

Шок – это первая реакция на травматический опыт; он может принимать  различные формы. Это нормальная и понятная реакция ребенка. Он объясняется  естественными защитными реакциями  организма [41, с. 12].

Часто после того, как проходит первый шок, вспыхивает гнев. Многим детям  кажется, что родители их предали, что  они испортили им жизнь своим  решением [41].

Некоторые подростки вымещают свой гнев на ближайшем окружении –  на своих друзьях или оставшемся родителе. Они, конечно, понимают, что  это вряд ли справедливо, и, возможно, чувствуют себя виноватыми [30].

Раттер М. показал, что при разлуке с родителями из-за раздоров в семье или трудностей в отношениях с родителями риск асоциального поведения в более поздний период резко увеличивается. Напротив, у детей, разлученных с семьей на то же самое время (месяц или более) из-за госпитализации или вынужденного продолжительного отъезда, повышение риска психических нарушений не отмечается [38]. Стоит отметить, что вредной является не разлука сама по себе, а, скорее, неприятные обстоятельства, которые ей сопутствуют.

Научные исследования доказывают, что  есть прямая связь между атмосферой в семье и успеваемостью школьников. Исследовались отдельно сильные  и слабые ученики. «Лучшие ученики  живут, обычно, в образованных, гармоничных  семьях, в то время как в семьях отстающих учеников наблюдается  атмосфера постоянных ссор или разложение семейных отношений в целом. В 85% семей отстающих учеников отношения  неблагополучны. Четверть отстающих  учеников живет в неполных семьях. Если родители постоянно раздражены, у ребенка возникает дефицит  внимания, любви и исполненного юмора  общения. Дети разрываются между  двумя враждебными лагерями. Им негде  научиться уважению к людям. Их вера в родителей разрушается» (цит. по: 1, с. 105).

Давно известно, что появление эмоциональных  расстройств, нарушений поведения  и других психологических проблем  связано с рядом неблагоприятных  событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей, родительская жестокость, развод родителей – вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику [49].

Одно из самых ближайших  последствий послеразводного стресса для детей – нарушение их адаптации к повседневной жизни. Существуют и дальние последствия, касающиеся глубоких изменений личности ребенка, представлений о любви и вероятности, о том, какой должна быть семья [28].

Что же волнует детей больше всего, когда их родители расстаются?

1. Дети боятся, что не  смогут больше общаться с отцом  или матерью, с некоторыми друзьями  и членами семьи (бабушкой, дедушкой, двоюродными сестрами и братьями) [29].

2. Одним из самых больших  опасений детей являются грядущие  изменения. С разводом эти изменения  коснутся многих домашних обязанностей. Детям, вероятно, придется приспосабливаться к новой домашней работе, другому режиму дня. Если же при разводе ребенок меняет место жительства – это тоже может стать для него дополнительным стрессом [36]. Тяжело переживается и расставание с любимым животным.

3. Дети боятся, что, если  они потеряли одного родителя, то они могут потерять и  другого. Возникают опасения, что  их могут отдать в детский  дом. Они перестают чувствовать  себя в безопасности, волнуются  относительно того, кто будет  заботиться о них, и даже  о том, кто будет забирать  их после школы [16].

4. Споры и напряженность  между родителями могут привести  к тому, что дети будут чувствовать  себя виновными в том, что  произошло. Попытка вовлечь детей  во взрослый конфликт может  привести к отторжению их от  обоих родителей и к возникновению  чувства одиночества [16].

Детские реакции могут  быть различны, в зависимости от возраста и от некоторых факторов, которые сопровождают развод, таких, например, как открытость обсуждения развода с родителями, степени  конфликта между ними, экономических  затруднений. Другими дополнительными  стрессовыми факторами являются переход в другую школу, переезд  и повторный родительский брак [35].

В каждом возрасте происходят разные реакции детей на развод родителей.

1. Грудной возраст.

Ребенок в грудном возрасте способен остро переживать психологическую  травму, который испытывает в процессе развода мама. Результатом реагирования на депрессивное послеразводное состояние  матери может быть даже гибель младенца. Это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма [27]. Когда молодая мама длительное время находится в конфликтной предразводной или сложной послеразводной ситуации, почти всегда до срока прекращается нужный малышу процесс грудного вскармливания, так как от нервного напряжения у матери обычно пропадает молоко. При неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. Бывают и противоположные ситуации, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной заботой, не отпуская его из рук, так что ее эмоциональное состояние передается ему в прямом контакте [47].

Информация о работе Влияние развода на эмоциональное развитие ребёнка