Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа
Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод, по мнению В.А. Сысенко, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого.
Введение ………………………………………………….3-7
Глава 1 Развод как социально-психологический феномен и критическое событие в жизни
1.1 Статистика и анализ всех факторов……………………………7-12
1.2.Модели и причины разводов……………………………………..12-19
1.3 Особенности переживания ребенком развода родителей………..20-27
1.4.1 Эмоциональное состояние детей в семьях после развода………27-30
1.4.2 Особенности развития личности ребенка разведенных родителей...30-34
Глава 2. Исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.
2.1 Организация и методы исследования…………………………………34-36
2.2 Результаты исследования по методике Рене Жиля………………….36-40
2.3 Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи………………………………………………………………………..40-44
2.4 Результаты исследования родителей по методике PARI……………45-47
Заключение…………………………………………………………………47-49
Список литературы…………………………………………………………50-54
1.Вероятность связи между
социальным происхождением
2.Различные типы социального
давления на индивида в связи
с разводом. Например, неодобрение
брака или развода
3.Способ выбора брачных партнеров.
4.Легкость или трудность
супружеского приспособления
Развод
не происходит внезапно. Ему, как
правило, предшествует период
напряженных или конфликтных
отношений в семье. Мысли о
разводе отражают степень не
удовлетворенности
Намерение развестись не связывают
с уровнем образования и
Если ожидания
благополучия и интимного
Многие люди при
разводе неожиданно
Для многих
людей развод проходит с
У тех, кто
во время супружества почти
не поддерживал собственных
Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он так или иначе затрагивает. Дети реагируют на него обилием разнообразных эмоций, таких, как чувство гнева, злости, вины, греха, печали, страха, неизбывной тоски, и т.д. И, хотя для большинства детей развод является серьезной травмой, исследования свидетельствуют, что в конечном итоге он не обязательно приводит их к длительному эмоциональному стрессу или ущербу. В большинстве случаев сам фон, на котором происходит развод, влияет на то, как ребенок приходит в себя после этого болезненного и крайне тяжелого события.
Проблема развода находится
в связи с изменением типа отношений
в современной семье: новые модели
семьи порождают собственные
формы разрыва этих отношений. Если
в традиционном браке под разводом
понимают разрыв отношений в юридическом,
экономическом, психологическом плане,
что влечет за собой реорганизацию
жизни обоих супругов, то современные
формы семейных отношений предполагают,
что и после их прекращения
психологические аспекты
Отечественный социолог Римашевская Н.М. считает, что проблема развода и судьба семьи в переломный момент жизни общества приобретает серьезное значение (цит. по: 36, с. 43). В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более 30% разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет [15].
Французский социолог Ф. Приу описала европейскую модель изменения семьи [36]:
1. Увеличилось количество
семей, живущих без
2. Для большего числа
пар официальное признание
3. Пары, заключившие брак
или живущие вместе без
4. Все большее количество мужчин и женщин вступают в несколько следующих друг за другом союзов.
В России ситуация развода
достаточно сложная. С одной стороны,
отсутствие окончательного безбрачия
и ранние браки говорят в пользу
существования традиционной модели
семьи, но с другой – ранние разводы
и частные повторные браки
приближают ее к европейской. По мнению
российских социологов [15], в России
функционируют параллельно
1.2.Модели и причины разводов.
Американский психолог А. Маслоу предложил диалектическую модель процесса развода.
1. «Эмоциональный развод» – разрушение иллюзий в супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежать проблем. Этот период сопровождается болью и отчаянием, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса [23].
2. «Юридический развод» – оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях партнеров. На эмоциональном уровне супруги или один из них могут испытывать депрессию, обособление, а поведение сопровождается спорами, попытками самоубийства, угрозами, стремлением к переговорам. Во время развода и периода правовых споров оставленный супруг испытывает жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости [17].
3. «Экономический развод» может вызвать у кого-либо из супругов смятение, неистовый гнев или печаль. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку. Оставленный супруг переживает одиночество, облегчение, ищет совета у друзей и близких. Домохозяйки вынуждены вернуться на работу, испытывая чувство нового, и страх не справится с проблемами. Основная проблема этого периода – одиночество и противоречивые чувства, сопровождающие его: нерешительность, оптимизм, сожаление, печаль, любопытство, возбуждение [51]. Поведение приобретает новую направленность: начинается поиск новых друзей, появляется активность, стабилизируются новый стиль жизни и распорядок дня для детей, формируются новые обязанности для всех членов семьи.
4. «Психологический развод» – на эмоциональном уровне – это готовность к действиям, доверие к себе, энергичность, независимость и автономия. На когнитивно – поведенческом – синтез новой идентичности и окончание психологического развода; поиск новых объектов для любви и готовность к длительным отношениям [12].
Развод не является одномоментным событием и имеет свою историю развития. По данным исследования, проведенного в конце 90-х гг. ХХ в. Солодовниковым В.В., в предразводной ситуации супруги обращаются за помощью не в консультацию по вопросам семьи и брака, а к родственникам и друзьям: к матери – 75,8%, друзьям – 51,8%, отцу – 39,2%, а так же к юристам – 10,2%, психологам и врачам – 4,9%. Ожидая поддержки и сочувствия от друзей и родителей, человек, оказавшийся в предразводной ситуации, часто находится в состоянии растерянности, потери ценностей жизни.
Зацепин В.И. выделяет следующие причины разводов [19]:
1. Укрепление экономической
самостоятельности и
2. Ориентация при создании
семьи на личное счастье,
3. Недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров.
4. Разрушение семьи в случае, когда любовь приносится в жертву случайной связи.
По мнению Соловьева Н.Я. основные условия, предопределяющие развод, – это урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны, эмансипация женщин [42].Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей анонимной, у них атрофируются чувства ответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге.
Важным условием исследования является принцип нетождественности мотивов развода его причинам [32]. Чаще всего выделяют следующие мотивы разводов:
Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворенны в данном брачном союзе [7, с. 49].
На уровне обыденного сознания
сложно оценить совокупность всех причин,
приведших к разводу, внимание фиксируется
на наиболее очевидных, таких как
пьянство или нарушение супружеской
неверности. Часто используемые мотивы
дают возможность уйти от объяснения
причин (несоответствие характеров, плохие
жилищные условия) [3]. Бывшие супруги
по-разному обосновывают решение
расторгнуть брак. Мотив «нарушение
супружеской неверности»
С психологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак [10, с. 106]. К поддерживающим факторам можно отнести морально-психологическую и экономическую заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы, ценности. К факторам, разрушающим брак, – проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторы также стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями) [9].
Причины развода кроются в предшествующей семейной жизни. Пустота и тоска обыденного, рутинного существования семьи не способствуют улучшению жизни пары в браке. А затем - нервы, стресс, оформление развода, адвокаты, ребенок после развода, одиночество после развода - вот с чем сталкиваются разводящиеся супруги.
Развод - это жизненная ситуация, где мало выражена социальная поддержка, где человек теряется и не знает, как пережить развод, зачастую эта ситуация связана с судом и сложной процедурой оформления развода. При этом, статистика разводов неутешительна. Исходя из того, что ситуации принято разделять на идеологические, социальные, стрессовые, культурные саму ситуацию развод можно обозначить как стресс.
Фактически уже в ситуации вступления в брак присутствует намек о наказании за его разрушение (вспомните - "только смерть разлучит вас"). Если бы субъект мог себе позволить осознать свой страх перед разрушением семьи, возможно, это привело бы к дестабилизации социально-демографической ситуации в целом, так как люди позволили бы себе бояться вступать в брак (что на самом деле уже присутствует, как тенденция, выражающаяся в желании современных молодых людей "не спешить, пожить для себя, отдельно", не брать на себя ответственность за семью и другого человека).
Информация о работе Влияние развода на эмоциональное развитие ребёнка