Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа
Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод, по мнению В.А. Сысенко, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого.
Введение ………………………………………………….3-7
Глава 1 Развод как социально-психологический феномен и критическое событие в жизни
1.1 Статистика и анализ всех факторов……………………………7-12
1.2.Модели и причины разводов……………………………………..12-19
1.3 Особенности переживания ребенком развода родителей………..20-27
1.4.1 Эмоциональное состояние детей в семьях после развода………27-30
1.4.2 Особенности развития личности ребенка разведенных родителей...30-34
Глава 2. Исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.
2.1 Организация и методы исследования…………………………………34-36
2.2 Результаты исследования по методике Рене Жиля………………….36-40
2.3 Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи………………………………………………………………………..40-44
2.4 Результаты исследования родителей по методике PARI……………45-47
Заключение…………………………………………………………………47-49
Список литературы…………………………………………………………50-54
2. Дети дошкольного возраста
Для ребенка – дошкольника
развод родителей – это ломка
устойчивой семейной структуры, привычных
отношений с родителями, конфликт
между привязанностью к отцу и
матери [25].Специалисты изучали
В результате было установлено, что мальчики этого возраста переживают распад семьи более драматично и остро, чем девочки, т. к. у мальчиков не происходит идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения. У девочек идентификация в период развода меняется в зависимости от характера переживаний матери.
У детей 5 – 6 лет наблюдается усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность. Дети этой возрастной группы отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью. У детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки. Девочки старшего дошкольного возраста переживали распад семьи сильнее, чем мальчики: тосковали по отцу, мечтали о повторном браке матери с ним, приходили в состояние крайнего возбуждения в его присутствии. Наиболее уязвимых детей 5 – 6 лет отличало острое чувство потери: они не могли говорить и думать о разводе, у них были нарушены сон и аппетит [1].
Наиболее уязвим при распаде
семьи единственный ребенок. Те, у
кого есть братья и сестры, намного
легче переживают развод: дети в
таких ситуациях вымещают агрессию
или тревогу друг на друге, что
значительно снижает
3.Дети младшего школьного возраста.
На здоровье младшего школьника
и развитие у него личностных особенностей
большое влияние оказывает
В разведенных семьях особенно чувствуется
дефицит воспитательного влияния, вследствие
чего нарушается гармоническое развитие
интеллектуальной сферы ребенка; усложнение
процесса идентификации с отцовским (мужским)
или материнским (женским) образами; невозможность
наблюдать позитивную модель семейных
отношений; сильная привязанность ребенка
к матери; различные отклонения психики
и физические недостатки. Но дети редко
теряют любовь к отцу, который живет отдельно,
если он не унижает авторитет матери. Они
не любят ссоры родителей, опасаясь, что
это может привести к необходимости выбирать
одного из них, потеряв возможность быть
одновременно с другим. При этом, чувствуя
свою вину и ответственность за проблемы
в семье, дети пытаются отвлечь родителей
от ссор. В большинстве случаев это негативно
влияет на их поведение и учёбу.
3. Дети подросткового
возраста
В подростковом возрасте развод родителей проявляется особенно остро. Обращает на себя внимание жесткость подростков, выросших без отца. Отсутствие в семье образца мужского поведения приводит к тому, что лишенные положительных примеров мужского отношения к людям, мужской любви к себе такие подростки не различают мужское и псевдомужское поведение. Стремление возвыситься за счет слабого, унизить зависимого – не что иное, как маскировка своей несостоятельности. Таким образом, у подростков, выросших в разведенных семьях, наблюдается занижение самооценки
Отец, оставивший семью, часто
воспринимается ребенком как предатель.
Дети из разведенных семей оказываются
объектами нравственно –
1.4.1 Эмоциональное
состояние детей в семьях
Из существующих проблем одним из острейших вопросов является эмоциональное состояние детей, так как именно оно очень важно в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной [5].
Эмоции играют значительную
роль и в процессе становления
личности. Они оказывают влияние
на мировосприятие ребенка,
Эмоциональные
состояния окрашивают психическую деятельность
человека и обнаруживаются в различающихся
по степени интенсивности настроениях
и аффективных состояниях [21].
В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями [29]. Все эмоциональные состояния детерминированы, причинно обусловлены, но человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.
По данным Уолтера Б. Кэннона
маленький ребенок, переживая страх,
скорее всего, бросится к родителям
или к старшему брату или сестре
[4]. Но в сознании подростка такое
поведение ассоциировано с
Маленькие дети обычно бегут от опасности
в буквальном смысле слова, тогда
как старшие дети чаще преодолевают
опасность с помощью вербальных
средств. По мере развития человек научается
различным реакциям на переживание
страха, но все эти способы не
более чем усложненные
Установлено, что чем меньше ласки, тепла и заботы получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.
Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии детей, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис выделяют два вида нарушений эмоционального отношения родителей к ребенку [51].
1. «Неразвитость родительских
чувств» выражается в
2. «Сдвиг в установках
родителя по отношению к
Американские ученые Б. Артур и М. Кемме отмечают у детей, потерявших одного из родителей эмоциональные трудности. Среди эмоциональных проблем отмечаются различные расстройства и реакции: фобии, нарушения сна и сны с тяжелыми сновидениями, признаки выраженной печали после события. Внутренний мир таких детей – чувство одиночества, утраты и эмоциональной пустоты. Таким образом, Б. Артур и М. Кемме пришли к выводу, что потеря родителя в детском возрасте существенно влияет на развитие личности и является фактором, вызывающим патологию у взрослого человека [49].
Родителям очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями.
Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. При этом данная «аксиома» касается не только полной, но и неполной семьи. Причем в неполной семье один родитель необязательно должен стремиться восполнить любовь отсутствующего родителя.
Глубокий постоянный
психологический контакт с
Однако личностные
качества ребенку не просто
«сообщаются» или «прививаются»
1.4.2 Особенности
развития личности ребенка
Каковы же перспективы воспитания детей в семье без отца? Дефицит мужского внимания в разведенной семье проявляется в следующем: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных [1].
Менее четким делается
процесс половой идентификации
мальчиков и девочек. Несформированность навыков
поло-ролевого поведения.
Утрата или несформированность
чувства пола порождает глубокие изменения
всей личности человека. У такого человека наблюдается
ощутимая потеря своего Я, нарушается
вся система его отношений с другими людьми
[5].
В развитии специфических
половых психологических
Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.
Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и они не хотят воспринимать то, что пытается привить им мать.
Информация о работе Влияние развода на эмоциональное развитие ребёнка