Влияние развода на эмоциональное развитие ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод, по мнению В.А. Сысенко, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого.

Содержание работы

Введение ………………………………………………….3-7
Глава 1 Развод как социально-психологический феномен и критическое событие в жизни
1.1 Статистика и анализ всех факторов……………………………7-12
1.2.Модели и причины разводов……………………………………..12-19
1.3 Особенности переживания ребенком развода родителей………..20-27
1.4.1 Эмоциональное состояние детей в семьях после развода………27-30
1.4.2 Особенности развития личности ребенка разведенных родителей...30-34
Глава 2. Исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.
2.1 Организация и методы исследования…………………………………34-36
2.2 Результаты исследования по методике Рене Жиля………………….36-40
2.3 Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи………………………………………………………………………..40-44
2.4 Результаты исследования родителей по методике PARI……………45-47
Заключение…………………………………………………………………47-49
Список литературы…………………………………………………………50-54

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (16).docx

— 88.32 Кб (Скачать файл)

2. Дети дошкольного  возраста

Для ребенка – дошкольника  развод родителей – это ломка  устойчивой семейной структуры, привычных  отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и  матери [25].Специалисты изучали реакции  детей дошкольного возраста на распад семьи в предразводный период, и в период развода и через  несколько месяцев после него. Дети 2,5 – 3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением  познавательных процессов, проявлением  неопрятности, пристрастием к собственным  вещам и игрушкам. Они с большим  трудом расставились с матерью. Отрицательные  симптомы снимались, если родители восстанавливали  заботу и физический уход за ними. У  наиболее ранимых детей через  год оставались депрессивные реакции  и задержки развития. Дети 3,5 – 4,5 лет  обнаруживали повышенную агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Было характерно проявление чувства  вины за распад семьи. У других развивалось  устойчивое самообвинение. Наиболее уязвимые дети отличались бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными  состояниями [47].

В результате было установлено, что мальчики этого возраста переживают распад семьи более драматично и  остро, чем девочки, т. к. у мальчиков не происходит идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения. У девочек идентификация в период развода меняется в зависимости от характера переживаний матери.

У детей 5 – 6 лет наблюдается  усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность. Дети этой возрастной группы отчетливо представляют, какие изменения  в их жизни вызывает развод. Они  способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью. У детей не наблюдалось  ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки. Девочки  старшего дошкольного возраста переживали распад семьи сильнее, чем мальчики: тосковали по отцу, мечтали о повторном  браке матери с ним, приходили  в состояние крайнего возбуждения  в его присутствии. Наиболее уязвимых детей 5 – 6 лет отличало острое чувство  потери: они не могли говорить и  думать о разводе, у них были нарушены сон и аппетит [1].

Наиболее уязвим при распаде  семьи единственный ребенок. Те, у  кого есть братья и сестры, намного  легче переживают развод: дети в  таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что  значительно снижает эмоциональное  напряжение и уменьшает вероятность  нервных срывов [2].

3.Дети младшего школьного возраста.

На здоровье младшего школьника  и развитие у него личностных особенностей большое влияние оказывает структура  семьи и характер семейных взаимоотношений. Но, к сожалению, воспитание детей  в семье не всегда успешно.. В неполных семьях дети значительную часть времени  пребывают без присмотра, не контролируются, находятся на улице, нередко контактируют с аморальными людьми, что усложняет  процесс воспитания. 
В разведенных семьях особенно чувствуется дефицит воспитательного влияния, вследствие чего нарушается гармоническое развитие интеллектуальной сферы ребенка; усложнение процесса идентификации с отцовским (мужским) или материнским (женским) образами; невозможность наблюдать позитивную модель семейных отношений; сильная привязанность ребенка к матери; различные отклонения психики и физические недостатки. Но дети редко теряют любовь к отцу, который живет отдельно, если он не унижает авторитет матери. Они не любят ссоры родителей, опасаясь, что это может привести к необходимости выбирать одного из них, потеряв возможность быть одновременно с другим. При этом, чувствуя свою вину и ответственность за проблемы в семье, дети пытаются отвлечь родителей от ссор. В большинстве случаев это негативно влияет на их поведение и учёбу. 
3. Дети подросткового возраста

В подростковом возрасте развод родителей проявляется особенно остро. Обращает на себя внимание жесткость  подростков, выросших без отца. Отсутствие в семье образца мужского поведения  приводит к тому, что лишенные положительных  примеров мужского отношения к людям, мужской любви к себе такие  подростки не различают мужское  и псевдомужское поведение. Стремление возвыситься за счет слабого, унизить  зависимого – не что иное, как  маскировка своей несостоятельности. Таким образом, у подростков, выросших в разведенных семьях, наблюдается  занижение самооценки

Отец, оставивший семью, часто  воспринимается ребенком как предатель. Дети из разведенных семей оказываются  объектами нравственно – психологического давления со стороны детей из благополучных, полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Формирование личности ребенка осложняется, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей  к разводу [40]. Таким образом, ребенок, с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием  отца, а с другой – он продолжает любить обоих родителей, сохраняет привязанность к отцу при враждебном отношении к нему матери. Из боязни расстроить мать он вынужден скрывать свою привязанность к отцу и от этого страдает еще больше, чем от распада семьи [12].

 

1.4.1 Эмоциональное  состояние детей в семьях после  развода

 

Из существующих проблем одним  из острейших вопросов является эмоциональное  состояние детей, так как именно оно  очень важно в осуществлении  любой практической деятельности, в  том числе учебной [5].

 Эмоции играют значительную  роль и в процессе становления  личности. Они оказывают влияние  на мировосприятие ребенка, помогают  или мешают саморазвитию. От них  зависят и некоторые характерологические  тенденции. 
         Эмоциональные состояния окрашивают психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях [21].

В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности  поведения, так и случайные, не характерные  для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных  состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Все эмоциональные  состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются  у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями [29]. Все эмоциональные состояния  детерминированы, причинно обусловлены, но человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.

По данным Уолтера Б. Кэннона  маленький ребенок, переживая страх, скорее всего, бросится к родителям  или к старшему брату или сестре [4]. Но в сознании подростка такое  поведение ассоциировано с эмоцией  стыда, жить с которой так же трудно, как и со страхом. Поэтому подросток  старается совладать со страхом по-другому – старается оценить степень опасности, занять более выгодную позицию, а если это не удается, просто игнорирует угрозу, не придает ей значения [4].

Маленькие дети обычно бегут от опасности  в буквальном смысле слова, тогда  как старшие дети чаще преодолевают опасность с помощью вербальных средств. По мере развития человек научается  различным реакциям на переживание  страха, но все эти способы не более чем усложненные модификации  одного и того же типа реакции –  реакции устранения воспринимаемой угрозы, бегства от нее [2].

Установлено, что чем меньше ласки, тепла и заботы получает ребенок, тем медленнее он созревает как  личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.

Нарушение эмоциональных отношений  в семье оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии детей, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис выделяют два вида нарушений эмоционального отношения родителей к ребенку [51].

1. «Неразвитость родительских  чувств» выражается в нежелании  иметь дело с ребенком, поверхностном  интересе к его делам. Родители  часто жалуются, насколько утомительны  родительские обязанности, что  они отрывают от чего-то более  важного и интересного. Причиной  неразвитости родительских чувств  могут быть, в частности, особенности  семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве  был отвергнут своими родителями, не испытал родительского тепла.

2. «Сдвиг в установках  родителя по отношению к подростку  в зависимости от пола» –  такое отношение родителя к  подростку обусловливается не  реальными качествами подростка,  а теми, которые родитель приписывает  его полу – «вообще мужчинам»  или «вообще женщинам». Тогда  при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается  неосознанное неприятие подростка  мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается подростками и может вести к нарушениям поло ролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям [51].

Американские ученые Б. Артур и М. Кемме отмечают у детей, потерявших одного из родителей эмоциональные трудности. Среди эмоциональных проблем отмечаются различные расстройства и реакции: фобии, нарушения сна и сны с тяжелыми сновидениями, признаки выраженной печали после события. Внутренний мир таких детей – чувство одиночества, утраты и эмоциональной пустоты. Таким образом, Б. Артур и М. Кемме пришли к выводу, что потеря родителя в детском возрасте существенно влияет на развитие личности и является фактором, вызывающим патологию у взрослого человека [49].

Родителям очень важно  понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться  любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих  усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и  конфликты ни возникали в его  отношениях с родителями.

Только при уверенности  ребенка в родительской любви  и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать  нравственное поведение, только любовь способна научить любви. При этом данная «аксиома» касается не только полной, но и неполной семьи. Причем в неполной семье один родитель необязательно  должен стремиться восполнить любовь отсутствующего родителя.

 Глубокий постоянный  психологический контакт с ребенком  — это универсальное требование  к воспитанию, которое в одинаковой  степени может быть рекомендовано  всем родителям, в любом типе  семьи, так как контакт необходим  в воспитании каждого ребенка  в любом возрасте. Именно ощущение  и переживание контакта с родителями  дают детям возможность почувствовать  и осознать родительскую  любовь, привязанность и заботу.

 Однако личностные  качества ребенку не просто  «сообщаются» или «прививаются»  извне. Он не пассивный объект  внешних воздействий. Специфические  человеческие свойства, личностные  качества формируются лишь в  процессе взаимодействия ребенка  со средой, в процессе его собственной  активной деятельности.

 

1.4.2 Особенности  развития личности ребенка разведенных  родителей

Каковы же перспективы  воспитания детей в семье без  отца? Дефицит мужского внимания в  разведенной семье проявляется  в следующем: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных [1].

Менее четким делается процесс половой идентификации  мальчиков и девочек. Несформированность навыков поло-ролевого поведения. 
Утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми [5].

В развитии специфических  половых психологических качеств  мужчин и женщин огромная роль принадлежит  отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым начиная формировать  их половую идентичность. По мнению психологов, первые 5–7 лет жизни  играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и  в установлении в будущем гетеросексуальных  отношений у девочки. Наиболее успешно  дети осваивают ту или иную психосоциальную  роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5 – 7 лет, у девочек этот период более размыт (3–8 лет). Под влиянием социальных воздействий, которые в  дошкольном детстве исходят главным  образом от родителей, к 3–6 годам  складывается представление ребенка  о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой [12].

Отсутствие отца в семье  или человека, его заменяющего, сказывается  на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности  достаточного общения с отцом  мальчики в последующем часто  не умеют исполнять свои отцовские  обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих  детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский  тип поведения, либо у них создается  искаженное представление о мужском  поведении как антагонистически противоположном женскому и они  не хотят воспринимать то, что пытается привить им мать.

Информация о работе Влияние развода на эмоциональное развитие ребёнка