Влияние развода на эмоциональное развитие ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод, по мнению В.А. Сысенко, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого.

Содержание работы

Введение ………………………………………………….3-7
Глава 1 Развод как социально-психологический феномен и критическое событие в жизни
1.1 Статистика и анализ всех факторов……………………………7-12
1.2.Модели и причины разводов……………………………………..12-19
1.3 Особенности переживания ребенком развода родителей………..20-27
1.4.1 Эмоциональное состояние детей в семьях после развода………27-30
1.4.2 Особенности развития личности ребенка разведенных родителей...30-34
Глава 2. Исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.
2.1 Организация и методы исследования…………………………………34-36
2.2 Результаты исследования по методике Рене Жиля………………….36-40
2.3 Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи………………………………………………………………………..40-44
2.4 Результаты исследования родителей по методике PARI……………45-47
Заключение…………………………………………………………………47-49
Список литературы…………………………………………………………50-54

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (16).docx

— 88.32 Кб (Скачать файл)

2.3 .Результаты  исследования семейных отношений  по кинетическому рисунку семьи  (КРС)

Считают, что идея использования  рисунка семьи для диагностики  внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых  упоминают работу В. Хьюиса, А.И. Захарова, Н. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана.

Бернс и Кауфман определили свою методику «Кинетический рисунок  семьи» как «новый инструмент для  понимания детей, особенно трудных  детей». [55; стр.25]

Дается следующая инструкция:

«Нарисуй на картинке всех членов твоей семьи, включая тебя, делающего что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не мультяшек и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого делающим что-нибудь, какое-либо действие».

Этот акцент на «делании»  показывает изменения в отличии  от «Рисуночного теста семьи» Халса. [56.; стр.12]

«Кинетический рисунок семьи» - относительно молодая методика, датируемая лишь 1970 годом.

Цель применения теста: выявление  особенностей внутрисемейных отношений.

Задача: на основе выполнения изображения оценить особенности  восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.

В ходе тестирования отмечаются последовательность рисования деталей, паузы более 15 секунд, стирание деталей, непроизвольные комментарии ребенка, эмоциональные реакции и их связь  с изображением. Бланк обработки  теста находится в приложении №3. [57; стр.131]

Эта методика доступна и  удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью  с точки зрения выбора тактики  деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. [58; стр.37]

Вследствие привлекательности  и естественности задания эта  методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога  с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Процентные соотношения  наиболее распространенных элементов  кинетического рисунка семьи  в группах испытуемых

Элемент в рисунке

Дети из полных семей

Дети из неполных семей

Интерпретация

1. Отсутствие ребенка

10%

35%

Чувство отверженности в  семье

2. Отсутствие родственников:

   

Амбивалентное, конфликтное  отношение к этому человеку или  его малая значимость для ребенка

матери

20%

отца

15%

80%

сестры

40%

20%

брата

40%

20%

бабушки

100%

80%

дедушки

100%

80%

3. Присутствие отца

85%

20%

Для неполных семей: недостаток отцовского внимания, восприятие своей  семьи недостаточной, ущербной

4. Присутствие животных

10%

5%

Недостаток общения, потребность  в эмоциональном тепле

5. Пуговицы, серьги, пряжки

15%

10%

Зависимость

6. Линия основы (земля)

15%

10%

Незащищенность

7. Деревья (ветви вверх)

30%

10%

Жизненная энергия, энтузиазм

8. Название рисунка

15%

5%

Экстраверсия, потребность  в общении

9. Члены семьи находятся  в разных комнатах или отделены  линиями

10%

25%

Серьезные нарушения внутрисемейных контактов

10. Отсутствие ног

10%

20%

Робость, замкнутость

11. Глаза без зрачков

5%

20%

Импульсивность

12. Отсутствие лица

5%

15%

Нарушение в сфере общения (высокая импульсивность)

13. Острые ногти, рога

10%

30%

Агрессия

14. Все члены семьи или  ребенок и родственник нарисованы  одинаково

20%

10%

Ребенок идентифицирует себя с родителями, сплоченность, принадлежность к семье

15. Штриховка

15%

30%

Тревожность

16. Расположение рисунка:  

- вверху 

- внизу

25%

10%

10%

35%

Высокая самооценка

Низкая самооценка

17. Рисунок уменьшен

10%

15%

Низкая самооценка, депрессия

18. Стирание

5%

10%

Эмоциональная напряженность

19. Схематическое изображение

5%

10%

Отсутствие эмоциональной  привязанности в семье


Сравнивая рисунки детей  из полных и неполных семей, можно  сделать следующие выводы:

1) в неполных семьях  дети испытывают чувство отверженности  себя в семье на 25% выше, чем  их сверстники в полных семьях;

2) в 20% рисунков отсутствует  мать, тем самым ребенок из  неполной семьи выражает свое  амбивалентное отношение к ней,  в то время как в полных  семьях мать присутствует во  всех рисунках;

3) различное отношение  к братьям и сестрам, и малая  значимость бабушек и дедушек,  особенно в полных семьях;

4) дети из неполных  семей в 20% выражают свою потребность  в отцовской любви, внимании;

5) в полных семьях у  детей больше энтузиазма (30%), чем  у их сверстников из неполных  семей (10%);

6) потребность в общении  выражена у 15% детей из полных  семей, в неполных - она резко снижена

7) нарушения внутрисемейных  контактов наблюдается у 25% детей  из неполных семей, несколько  ниже этот показатель в полных  семьях - 10%;

8) в неполных семьях  больше выражена замкнутость,  импульсивность, агрессия, чем в  полных семьях в среднем на 10-15%;

9) в 20% рисунков дети  из полных семей идентифицируют  себя с мамой в зависимости  от пола, в неполных семьях  этот показатель ниже - 10%;

10) в группе детей из  полных семей преобладает высокая  самооценка (25%), а у детей из  неполных семей - низкая самооценка (35%).

      Отношение  к родным братьям и сестрам  в обеих группах семей разное - от выражения любви («с моей  любимой сестрой») и до полного  отстранения («брат не будет  играть с нами»). Возможно, это  связано с ревностью, соперничеством  между братьями и сёстрами, разницей  в возрасте между детьми.

         Отношение к другу (подруге)  различное - если ребенок замкнут,  он выбирает 1 друга, а общение  с остальными носит формальный  характер.

Дети из полных семей проявляют  более высокую степень общительности, любознательности, а также их показатели доминирования выше, чем у детей  из неполных семей. В полных семьях дети обладают большим энтузиазмом, потребностью в общении.

2.4. Результаты  исследований родителей по методике PARI

Методика  PARI  (parental  attitude  research  instrument)  предназначена  для

изучения  отношения  родителей  (прежде  всего  матерей)  к  разным  сторонам

семейной жизни (семейной роли).

В  методике  выделены  23  аспекта-признака,  касающиеся  разных  сторон

отношения  родителей  к  ребенку  и  жизни  в  семье.  Из  них  —  8  признаков 

описывают отношение к  семейной роли и 15 — касаются родительско-детских 

отношений.  Эти  15  признаков  делятся  на  3  группы:  I  —  оптимальный 

эмоциональный контакт, П  — излишняя эмоциональная дистанция  с ребенком,

Ш - излишняя концентрация на ребенке. [59.стр.757]

Процентное соотношение  результатов исследования родительско-детских  отношений по методике PARI

 

Название признака

Родители из полных семей

Родители из неполных семей

 

1

Вербализация

80%-16 человек

85%-18 человек

 

2

Чрезмерная забота

75%-15 человек

70%-14 человек

 

3

Зависимость от семьи

65%-13 человек

70%-14 человек

 

4

Подавление воли

70%-14 человек

75%-15 человек

 

5

Ощущение самопожертвования

65%-13 человек

80%-16 человек

 

6

Опасение обидеть

75%-15 человек

80%-16 человек

 

7

Семейные конфликты

65%-13 человек

60%-12 человек

 

8

Раздражительность

70%-14человек

65%-13 человек

 

9

Излишняя строгость

60%-12 человек

65 %-13 человек

 

10

Исключение вне-семейных влияний

75%-15 человек

80%-16 человек

 

11

Сверх-авторитет родителей

80%-16 человек

90%-18 человек

 

12

Подавление агрессивности

65%-13 человек

75%-15 человек

 

13

Неудовлетворенность ролью  хозяйки

60%-12 человек

65%-13 человек

 

14

Партнерские отношения

70%-14 человек

75%-15 человек

 

15

Развитие активности ребенка

90%-18 человек

85%-17 человек

 

16

Уклонение от конфликта

60%-12 человек

65%-13 человек

 

17

Безучастность мужа

65%-13 человек

80%-16 человек

 

18

Подавление сексуальности

60%-12 человек

70,0%-14 человек

 

19

Доминирование матери

70%-14 человек

65%-13 человек

 

20

Чрезмерное вмешательство  в мир ребенка

75%-15 человек

85%-17 человек

 

21

Уравнение отношений

90%-18 человек

85%-17 человек

 

22

Стремление ускорить развитие ребенка

60%-12 человек

70%-14 человек

 

23

Несамостоятельность матери

60%-12 человек

50%-10 человек

 

Анализ данных методики изучения внутрисемейных отношений установил, что в родительском воспитании доминируют такие признаки:

1) в полных семьях - уравнение  отношений между родителями и  ребенком (90%) и развитие активности  ребенка (90%);

2) в неполных семьях - сверхавторитет  родителей (90%) и уравнение отношения  (85%).

Наименее выраженными  признаками стали:

1) в полных семьях - подавление  сексуальности (60%) и уклонение  от конфликта (60 %);

2) в неполных семьях - семейные  конфликты (60%) и уклонение от  конфликта (65%).

В неполных семьях наблюдается  большая осторожность семьи, исключение в ней семейных влияний (80%) по сравнению  с полными семьями (75%).

В неполных семьях агрессивность  детей подавляется чаще (75%), чем  в полных семьях (65%).

В обеих группах семей  родители проявляют почти в одинаковой степени подавление сексуальности  и стремление ускорить развитие ребенка, однако в неполных семьях эти показатели на 10% выше.

В неполных семьях родители больше побуждают детей к словесным  проявлениям, вербализации (85%), чем  в полных семьях (80%).

В обеих группах семей  уравнение отношений преобладает  над чрезмерным вмешательством в  мир ребенка, однако, по сравнению  с полными семьями (75%), вмешательство  в мир ребенка в неполных семьях выше (85%).

Заключение

 

Семья является важнейшим источником развития и формирования личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития. Положительное  воздействие на развитие состоит  в том, что только в условиях семейного  воспитания формируется полноценная  личность ребенка, и вместе с тем  никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда психическому развитию ребенка, насколько это способна сделать семья.

Воспитание детей в неполной семье (после развода родителей) обладает рядом особенностей, большинство  неполных семей испытывают материально-бытовые  трудности и сталкиваются с педагогическими  проблемами. Психологический климат семьи после развода во многом определяется  болезненными  переживаниями,  возникшими вследствие ухода одного из родителей. Дети, воспитывающиеся  в неполной семье, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических  особенностей,  которые  в  большинстве  случаев  носят ярко выраженный негативный характер. Воспитание в семье после развода, то есть ухода одного из родителей  имеет свои особенности, такие как  недостаточный  авторитет  отца,  чрезмерная  опека матери, взаимоотношения  с отчимом или мачехой, при  этом у ребенка может возникнуть чувство вины в случившемся, что  так же накладывает отпечаток  на его дальнейшее развитие.

В результате проведения эмпирического  исследования мы получили следующие  результаты:

1. У детей разведенных  родителей формируется личностная  тревожность, т. к. со стороны матери наблюдается отсутствие отзывчивости, проявления симпатии, а со стороны отца – агрессивность, излишнее самоутверждение, эмоциональная холодность. А у детей из полных семей наблюдается более благоприятная ситуация, т. к. со стороны родителей наблюдается стремление удовлетворять желания своих детей.

2. Дети разведенных родителей  отрицательно относятся к себе, к жизни, к друзьям, к школе,  к семье, чем дети из полных  семей.

3. Дети разведенных родителей  проявляют нежные чувства больше  к матери, к братьям и сестрам.  Сильные положительные чувства  проявляют к матери, а враждебные  – к отцу. А подростки из  полных семей проявляют все  виды чувств к матери.

4. Дети разведенных родителей  получают нежные чувства больше  от матери, сильные положительные  чувства – со стороны матери, братьев и сестер, слабые отрицательные  и враждебные чувства – со  стороны отца. Подростки же из  полных семей в большей степени  получают нежные чувства со  стороны матери и отца, сильные  положительные чувства – со  стороны отца, слабые отрицательные  чувства – со стороны матери  и других родственников, враждебные  чувства – со стороны матери.

5. Дети из неполной  семьи оценивают уровень своих  эмоциональных переживаний радостных  и грустных событий в прошлом,  в настоящем и будущем как  средний. Сильнее всего они  переживают грустные события  в настоящем и наступление  грустных событий в будущем.  Менее всего эмоциональную нагрузку  несут радостные события в  прошлом. У подростков из полных  семей по всем видам событий,  кроме будущих радостных событий,  преобладает средний уровень  эмоциональных переживаний. Наибольшие  эмоциональные переживания вызывают  будущие радостные события. Менее  всего эмоциональную нагрузку  несут грустные события в прошлом  и грустные события в настоящем.

Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в неполных семьях характер детско-родительских отношений является более сложным  и противоречивым по сравнению с  полными семьями, при этом наблюдается  следующая тенденция:  чем хуже отношения между родителями и  детьми, тем более выраженными  у них будут негативные личностно-эмоциональные  особенности, а именно тревожность, низкая самооценка.

Информация о работе Влияние развода на эмоциональное развитие ребёнка