Конфликт, как считает
Н.В.Гришина, проходит через следующие
этапы развития:
- возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);
- осознание ситуации как конфликтной;
- конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);
- разрешение конфликта [24; с.55].
Предконфликтная
ситуация, по мнению Г.И.Козырева,
- это рост напряженности в
отношении между потенциальными
субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями.
Лишь те противоречия, которые осознаются
потенциальными субъектами конфликта
как несовместимые, ведут к обострению
социальной напряженности [22; с.216].
Однако исследования
отечественных и зарубежных психологов показали, что конфликт, как правило,
несет в себе и позитивные функции. Конфликт,
будучи острой формой проявления противоречий,
способен конструктивно воздействовать
и на внутригрупповую (внутрисемейную)
активность, и на развитие отдельной личности.
В 1970-е гг.
значительно возрастает интерес
к детским конфликтам, трудному
поведению, негативизму. Прежде
всего, это исследования Е.Д.Беловой,
А.Н.Белкина, В.П.Ивановой, Т.Н.Счастной
и др., проведенных с дошкольниками.
Акцент в них делается на
отношении «взрослый-ребенок». Исследование
Г.С.Инюшина посвящено анализу сущности
нравственных конфликтов в русле возрастной
периодизации. Выделяя конфликты типа
«я-я», «я-семья», «я-группа», автор их причиной
считает неудовлетворенные потребности
ребенка в признании.
По отношению
к детям отношения и взаимоотношения
тоже проявляются. Они рождаются
между детьми во время игры,
совместной трудовой деятельности,
на занятиях и т.д. Между
детьми дошкольного возраста
обнаруживается достаточно широкий
диапазон взаимоотношений. Отношения со сверстниками
не только обеспечивают поддержку, но
и заставляют преодолевать трудности.
Ребенок вынужден подчиняться групповым
нормам, поскольку в противном случае
он становится изгоем [39; с.273].
Он сталкивается
с конфликтными ситуациями, которые ему необходимо научиться
разрешать. Практика в детском саду показывает,
отношения детей в группе детского сада
не всегда складываются благополучно.
Наряду с положительным характером контактов
возникают и осложнения, которые иногда
приводят к «выпадению» ребенка из коллектива.
Конфликтные взаимоотношения со сверстниками
препятствуют нормальному общению с ними
и полноценному формированию личности
ребенка. Связанное с нарушением общения
отрицательное эмоциональное часто приводит
к появлению неуверенности в себе, недоверчивости
к людям, вплоть до элементов агрессивности
в поведении.
В этой связи
возникает необходимость разрабатывать
конкретные меры, с помощью которых
можно было бы предупреждать
или преодолевать конфликтные
ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений
между детьми группы. Поэтому воспитатель
должен быть внимателен по отношению ко
всем детям группы, знать их отношения
и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо
отклонения в отношениях и взаимоотношениях
детей в группе.
Причина конфликта
в старшем дошкольном возрасте
в группе сверстников – это
отклонения в развитии той
или другой стороны игровой
деятельности. Указанные отклонения
порождают конфликтную ситуацию,
которая объективно может существовать
задолго до конфликта (дети приходят в сад с различной
развитостью операций игры и социальных
мотивов).
Конфликтная
ситуация перерастает в конфликт
только при совместных игровых
действиях ребенка и сверстников.
Игровое взаимодействие в аспекте
исследуемой проблемы – особый социальный тест на соответствие
в операциях или мотивах игры.
Рояк А.А. предположила, что в результате
таких взаимодействий может возникнуть
два вида противоречий: рассогласование
между требованиями сверстников и объективными
возможностями ребенка в игре и рассогласование
в мотивах игры ребенка и сверстников.
В соответствии с выделенными противоречиями
рассматриваются два типа психологических
конфликтов в дошкольном возрасте, условно
обозначенные как конфликт в операциях
и конфликт в мотивах [45; с.26].
Специфика
рассматриваемых конфликтов привела
к необходимости уточнения самого
понятия внутреннего конфликта,
прежде всего по той причине,
что до сих пор не существует
какого-либо дифференцированного
подхода к детским конфликтам.
И в педагогической и в психологической литературе
понятие внутреннего и внешнего конфликтов
четко не разграничены.
Внешние очевидные
конфликты у дошкольников порождаются
противоречиями, возникающими при
организации совместной деятельности
или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых
отношений детей. Они имеют преходящий,
ситуативный характер и обычно решаются
самими детьми путем самостоятельного
установления нормы справедливости.
Внешние
конфликты следует квалифицировать
как полезные, они представляют ребенку право на ответственность,
на творческое решение проблемной ситуации,
и выступают в качестве регулятора справедливых,
полноценных отношений детей.
Внутренний
психологический конфликт между
ребенком и сверстниками возникает
в условиях их ведущей игровой деятельности и
скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего
он вызывается противоречиями, связанными
не с организационной частью деятельности,
а с самой деятельностью, с ее сформированностью
у ребенка, - противоречиями между требованиями
сверстников и объективными возможностями
ребенка в игре. Такие противоречия не
могут преодолеваться детьми без помощи
взрослых. В условиях этих противоречий
ущемляется внутренний эмоциональных
комфорт ребенка, его положительное эмоциональное
самочувствие. Функция внутренних конфликтов
сугубо отрицательная, они тормозят становление
полноценных, гармонических отношений
и формирование личности [45, с.27].
Таким образом,
в отечественной литературе психологический
конфликт рассматривается как
состояние личности, возникающее вследствие противоречий
или столкновения различных образований,
что создает необходимую теоретико-методологическую
и методическую базу для изучения психолого-педагогических
особенностей конфликтов дошкольников
и способов ее разрешения.
Рассмотрим их типичные причины конфликтов
между детьми.
К 5-6 годам число
конфликтов, по сравнению с младшим
дошкольным возрастом, снижается.
Ребенку становится важнее играть вместе,
чем утвердиться в глазах сверстника.
Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того,
что у товарища могут быть другие занятия,
игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся,
а нередко и дерутся [1; с.14].
В самом
общении детей друг с другом
непрерывно возникают ситуации,
требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения
к сверстникам, умения отказаться от личных
желаний ради достижения общих целей.
Дети не всегда находят нужные способы
установления отношений. Нередко между
ними возникают конфликты, когда каждый
отстаивает своё желание, не считаясь
с желаниями и правами сверстников. Но
именно в этом возрасте ребенок открывает
для себя ту истину, что без сопереживания
другому, без уступки другому он сам останется
в проигрыше. В игре ребенок попадает в
отношения зависимости от других детей
[5; с.151].
Ребенок, отстающий
в сообразительности, плохо владеющий
нужными для игры действиями,
отличающийся медлительностью, также
вызывает раздражение сверстников,
они чаще с ним вступают
в конфликтные ситуации. С таким
трудно договориться, он постоянно нарушает правила, по его
вине расстраивается игра. Таким ребенком
в конце концов пренебрегают, и он попадает
в число непринятых детьми [5; с.152].
Капризули,
плаксы, вредные, агрессивные, все
те, кто не в состоянии поиграть
до естественного конца сюжета, и другие дети, которые
затрудняют нормальные игровые отношения,
становятся непринятыми сверстниками.
Они – источник конфликтов и напряжений.
Они – источник эмоционального дискомфорта.
Сверстники не хотят с такими связываться.
Воспитатель детского сада должен внимательно исследовать
причины, по которым дети отвергают сверстника.
Слабый ребенок с физическими недостатками
также вызывает у детей неприязнь, как
и неопрятный или новенький. Тихий или
плаксивый может вызывать желание не принимать
его в игру. От душевных качеств воспитателя
зависит, будут ли дети способны к сопереживанию,
состраданию и великодушию.
Причинами
конфликта могут являться проблемы,
явления, события, которые предшествуют
конфликту при определенных ситуациях,
складывающихся в процессе деятельности, вызывают
его.
Таким образом,
деятельность субъектов социального
взаимодействия порождает причины
конфликта при определенных условиях,
и в результате действия конкретных
факторов причины проявляются
и создается конфликтная ситуация, при которой отношения между
противоборствующими сторонами накаляются
до такой степени, что достаточно инцидента,
повода («зажечь спичку»), чтобы возник
конфликт. Инцидент - это стечение обстоятельств,
являющихся поводом для конфликта.
При выявлении причин возникновения конфликтов
Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский исходили
из того, что игра, как и другие виды совместной
деятельности, обладает определенной
коммуникативно-организационной основой
[21;с.20]. Сюда относится ряд
организационных задач деятельности,
таких, как выбор темы общей игры, определение
состава ее участников, распределение
ролей и др. Они предположили, что конфликты
между детьми возникают именно при решении
подобных коммуникативно-организационных
задач [21; с.22].
Кроме того, говоря об изменении с возрастом
причин возникновения конфликтов между
детьми дошкольного возраста, Д.Б.Эльконин
высказал мнение о том, что у младших детей
конфликты чаще всего возникают из-за
игрушек, у детей среднего дошкольного
возраста – из-за ролей, а в более старшем
возрасте - из-за правил игры [2; с.117].
Таким образом,
под конфликтом понимается наиболее
острый способ разрешения значимых
противоречий, возникающих в процессе
взаимодействия, заключающийся в
противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными
эмоциями. Конфликт имеет определенную
структуру: предмет, объект, субъект, участников,
конфликтные действия, конфликтную ситуацию.
Среди причин возникновения конфликтов
между дошкольниками в игре отмечают следующие:
разрушение игры, по поводу выбора общей
темы игры, по поводу состава участников
игры, из-за ролей, из-за игрушек, по поводу
сюжета игры, по поводу правильности игровых
действий.
1.4.Особенности (формы, стили,
стратегии и тактики) поведения дошкольников
в конфликтной ситуации.
Социально-психологические
исследования межличностных отношений
общения и взаимодействия дошкольников
в детском саду, проводимое Репиной,
Антоновой, Рояк и Иванковой
на протяжении многих лет, показало,
что неправильно рассматривать связи, устанавливающие между детьми
в группе, как случайные, неустойчивые,
ситуативные и непосредственно эмоциональные.
Группа детского сада для ребенка – источник
различных переживаний, как положительных,
так и отрицательных. В группе усваиваются
навыки социального поведения и нравственные
нормы во взаимодействии детей друг с
другом в различных видах совместной деятельности
– игровой, трудовой, изобразительной
и др. [1; 45; 42; 36].
Отмечено, что
человек, владеющий набором стилей
поведения в конфликте, обладает более выраженным
преимуществом, позволяющим адаптироваться
к ситуации и найти оптимальный путь ее
решения.
В свою очередь
требования и потребности окружающих
находят разный отклик у самого
ребенка, среда оказывается разной
для детей, а в отдельных случаях – крайне неблагополучной.
Неблагополучие ребенка в дошкольной
группе может проявляться неоднозначно:
как малообщительное или агрессивно-общительное
поведение. Но независимо от специфики
детское неблагополучие – очень серьезное
явление, за ним, как правило, скрывается
глубокий конфликт в отношениях со сверстниками,
вследствие которого ребенок остается
в одиночестве среди детей [24; с.17].
Рассмотрение феномена детских отношений,
на фоне которых развертывается конфликт,
позволяет перейти к его описанию и анализу.
Общение с детьми – необходимое условие
психологического развития ребенка.
Потребность
в общении рано становится
его основной социальной потребностью.
Общение со сверстниками играет
важную роль в жизни дошкольника [30; с.69].
Участвуя в
совместной деятельности, ребенок
учится уступать желаниям сверстников
или убеждать их в своей
правоте, прилагать усилия для
достижения общего результата. В
играх со сверстниками дети
учатся сообща, творчески и произвольно
управлять своим поведением, что, в свою очередь,
является необходимым условием любой
деятельности [18; с.14].
И все-таки,
хотя дети очень любят играть
вместе, далеко не всегда их
игра проходит мирно. Очень
часто в ней возникают конфликты,
обиды, ссоры [30; с.73].
Данные исследований
дают основание полагать, что
главной отличительной чертой
конфликтующих детей является
их отношение к сверстнику. Другой
ребёнок выступает для них
как противник, как конкурент,
как препятствие, которое нужно
устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку
коммуникативных навыков (заметим, что
многие конфликтующие дети в ряде случаев
демонстрируют вполне адекватные способы
общения, и при этом проявляют незаурядную
изобретательность, придумывая разнообразные
формы нанесения ущерба сверстникам).
В детских
потасовках (в старшем дошкольном
возрасте) ребенок получает первый
опыт противоборства, впервые реализует
различные тактики поведения
в конфликте. Выбору и предпочтению
какой-либо из них в немалой
степени способствует пример и указания взрослых. Взрослые
своими оценками и суждениями формируют
у детей готовность прибегать к той или
иной тактике поведения в конфликте или
избегать ее.