Влияние ригидности педагогов на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние ригидности педагога на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: педагоги, дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: ригидность, структурные характеристики конфликта детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Уровень конфликтности детей старшего дошкольного возраста оказывает влияние на структурные характеристики конфликта в их игровой деятельности, а именно, у детей чьи педагоги имеют низкий уровень ригидности, в отличии от детей чьи педагоги имеют высокий уровень ригидности, преобладают объективные причины и способы воздействия, а так же благоприятный исход конфликта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...……3
I глава. Теоретические основы изучения влияния ригидности педагогов на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста.
1.1. Сущность понятия ригидность………………..………………...…..….5
1.2. Особенности проявления ригидности у педагогов………………...….8
1.3. Понятие конфликта………..…..…………………………………….…10
1.4. Особенности (формы, стили, стратегии и тактики) поведения дошкольников в конфликтной ситуации…………………………………….18
II глава. Экспериментальное исследование влияние ригидности педагогов на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста.
2.1. Программа исследования………………………………………………...34
2.2. Анализ и интерпретация результатов…………………………………...35
Выводы…………………………………………..…………………………….47
Заключение……………………………………………………..……………..48
Список используемой литературы……………………………..……………

Файлы: 1 файл

Габрук А.Реферат.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

    В разрешении  конфликтов между детьми Зедгенидзе  В.Я. считает целесообразным опираться на психологическую модель американских психологов, которая позволяет определить предпочитаемый стиль поведения ребенка в конфликте. Каждый ребенок может в какой-то степени использовать рассматриваемые формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма. Лисина предлагает рассматривать поведение ребенка в конфликтной ситуации с позиций таких стратегий, как: «сглаживание», «уход», «уклонение», «конфронтация» («противопоставление, противоборство, столкновение», «соперничество») и «форсирование» («разрыв отношений»). Для интерпретации они используют образы животных – медвежонок, черепаха, лиса, сова и акула.

    Попытаемся  сравнить формы (стратегии, тактики)  поведения ребенка в конфликтной  ситуации, используя эти образы.

    Стратегия  (тактика) «конфронтации» («конкуренции», «соперничества») – в конфликтологии и социальной психологии эта стратегия рассматривается как активная борьба индивида за свои интересы с применением всех известных ему средств для достижения поставленных целей. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными потерями.   Здесь имеет место настойчивое противоборство, соперничество, бескомпромиссное отстаивание своих интересов.

     Такая форма  поведения может сформироваться  у человека в детстве в силу  индивидуально-психологических особенностей личности (темперамент, выраженность черт характера и т.д.), а также от условий его социального развития (семья, детский сад, школа).следует отметить, что дети дошкольного возраста используют эту стратегию поведения в качестве защитного механизма, так как не владеют необходимыми навыками эффективного взаимодействия со сверстниками и конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

    Психологи сравнивают поведение ребенка, использующего стратегию соперничества и противостояния с поведением совы. В поведении ребенка такая стратегия проявляется в жестком контроле действий противника, соперника. Он постоянно и преднамеренно подавляет противника всеми доступными средствами. Ребенок может обманывать, хитрить, провоцирует соперника на непродуманные ответные действия и ошибки.

    В детском возрасте  могут сформироваться такие черты  личности, как: ориентировка на  сохранение того, что есть, боязнь  нововведений, неоднозначных решений,  боязнь критики своего поведения,  стремление к подавлению и достижению власти, игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях. Эти черты личности могут закрепиться и проявляться в будущем в преимущественном использовании стратегии борьбы.

    Стратегия (тактика)  «избежания» («ухода», «уклонения») – стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Предмет конфликта в этом случае не представляет особого значения как для одного, так и для другого его участника. Такой стиль поведения американские исследователи образно сравнивают с поведением черепахи. Она нетороплива, спокойна, медлительна, в случае опасности старается уползти или спрятать голову под панцирь. В некоторых странах черепаху считают символом мудрости.

    Наблюдая за детьми  в конфликтных ситуациях, обращает на себя внимание то обстоятельство, что один из соперников часто оказывается сильнее, напористее, а другой – слабее. Как правило, слабый ребенок уступает свои позиции более сильному или пытается уйти от конфликта. В других случаях так поступает ребенок, для которого предмет конфликта не важен. Кроме того, данная форма поведения выбирается тогда, когда ребенок не хочет отстаивать свои права, сотрудничать в конфликтной ситуации, уклоняется от спора. Такое поведение возможно, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у ребенка не хватает настойчивости для решения конфликта в свою сторону. Стиль уклонения можно наблюдать у малоактивных, тихих, замкнутых детей.

    Следует отметить, что  в силу сложившихся обстоятельств дети могут стать «жертвой» конфликта. Позиция жертвы бывает привлекательна для детей: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему, так как за нее это сделают другие. Роль жертвы и неспособность ребенка выйти из нее лежит в формирующейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку.

   Таким образом,  ребенок в стратегии «ухода»  отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного  ухода; избегает применения силовых  приемов; не понимает и отрицает  серьезность и остроту ситуации; систематически медлит в принятии  решении, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей. Такой ребенок застенчив в общении, нетерпим к критике (воспринимает ее как атаку на себя лично), нерешителен в критических ситуациях.

    Стратегия (тактика)  «компромисса» - суть ее заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане она несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Эта стратегия призвана урегулировать конфликтную ситуацию с целью сохранения и дальнейшего положительного развития межличностных отношений.

     По мнению американских  психологов, для этой стратегии  характерен тип поведения, в  котором сочетаются осторожность, хитрость, обходительность и лесть, что очень свойственно лисе. Взвешенность, сбалансированность и осторожность – основная установка этого типа поведения. компромисс предполагает, что действия участников конфликта регулируются за счет взаимных уступок, выработки промежуточного решения, устраивающего обе стороны. Следует отметить, что для детей при компромиссном решении проблемы, разделении ответственности или предмета конфликта поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение. Тактические действия «лисы» можно наблюдать не только в конфликтах между детьми, но и в их взаимоотношениях. Данный стиль поведения ребенка проявляется в умении торговаться; в использовании обмана, лести (манипуляции). Такой ребенок осторожен в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью; настороженно относится к критическим оценкам других людей. Дети ожидают мягкие формулировки, красивые слова и желают, чтобы окружающие не выражали свои мысли слишком резко и открыто.

    Стратегия (тактика)  «приспособление» («уступчивости», «сглаживания») – характерной чертой данной стратегии является то, что участник конфликта действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления благоприятного микроклимата в группе. Приспосабливаясь к ситуации, ребенок действует со сверстником совместно и при этом подлаживается под него, практически соглашается делать то, что хочет от него другой ребенок.

   Ученые ассоциируют это поведение с поведением медвежонка, который дает ощущение мягкости и тепла. Такая установка на доброжелательность возможна за счет собственных потерь. Стратегия приспособления в конфликте используется ребенком, если ситуация не особенно для него значима и важнее сохранить хорошие отношения с соперником, чем отстаивать сои собственные интересы. Ребенок систематически соглашается с требованиями противника, давит на совесть, нравственные качества; потакает, льстит.

   Если стратегия поведения  укореняется у ребенка, то в  дальнейшем она может привести к развитию конформистского стиля поведения в целом, который сопровождается отсутствием собственного мнения в сложных ситуациях, желанием всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений, уходом от острых вопросов, непоследовательности в суждениях. Такой ребенок может попасть под влияние лидеров групп социальной и асоциальной направленности, и его поведением смогут манипулировать.

   Стратегия «форсирования» («разрыва отношений») – эта стратегия часто используется детьми дошкольного возраста в конфликтной ситуации как ответная реакция на действия соперника, в результате которых у каждого возникает ощущение глубокой обиды и ущемления его собственных интересов. Зарубежные исследователи проводят аналогию тактических действий ребенка, приводящих к разрыву отношений с поведенческими характеристиками «акулы». Для акулы характерна тактика нападения, атаки, непредсказуемость действий и неожиданность.

    В реальной ситуации  ребенок, особенно с признаками  агрессии, стремится настоять на своем пути открытой борьбы за свои интересы. Иногда он стремится перекричать соперника и применить физическое насилие. Ребенок, демонстрируя свою обиду, может дуться, испытывая при этом моральное давление. Для детей, как правило, предмет конфликта рассматривается с учетом только собственных интересов, а интересы сверстника игнорируются, т.к. одной из важных характеристик дошкольного возраста является эгоцентризм (т.е. неумение поставить себя на место другого). В этом случае конфликтная ситуация может настолько обостриться, что единственным выходом из нее является разрыв отношений между детьми, причем этот разрыв отношений, как правило, характеризуется непродолжительностью.

    Следует отметить, что  наряду с американскими учеными,  К.Томас также рассматривал стратегии поведения в конфликтных ситуациях. В его модели наряду с вышеперечисленными тактиками поведения, рассматривается стратегия, противоположная «разрыву отношений» - это «сотрудничество». Целесообразно рассмотреть эту тактику, т.к. она может быть эффективной в конфликтных ситуациях между детьми. Для интерпретации данной стратегии автор использует образ дельфина.

    Стратегия (тактика)  «сотрудничества» - характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Она включает в себя все другие стратегии и отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

    В образном представлении  поведения в данной стратегии  можно сослаться на поведение  дельфина, который отличается высоким  уровнем интеллекта, а также рациональностью  и здравым смыслом.

  Дети дошкольного  возраста, которые могут выразить свою позицию в конфликте, открыто признать противоречия в своих интересах и интересах соперника, встречаются редко. Тем не менее, ребенок, который ориентирован на сотрудничество, отличается от других детей способностью к рассуждениям, умозаключениям, к мирному урегулированию конфликтной ситуации. В ходе открытого обсуждения конфликтной ситуации, ребенок может не только соглашаться, но порой найти и предложить свой вариант общего решения, полностью удовлетворяющего всех. Ребенок в стратегии «сотрудничества» участвует в обсуждении проблемы, при этом открыто и правдиво высказывается по поводу причины возникшего конфликта, не лукавит, не ябедничает, настойчиво доказывает свою правоту. Он не претендует на власть, но проявляет качества лидера, быстро забывает обиды и восстанавливает дружеские отношения. Дети способны принимать советы со стороны сверстников и взрослых и действовать в соответствии с ними. Важно учить ребенка приемам сотрудничества с детства (уметь объяснять свои желания, выразить свои претензии, выслушать друг друга, с уважением отнестись к точке зрения другого). [19,с.60-71].

    Таким образом,  конфликтная ситуация перерастает  в конфликт только при совместных  игровых действиях ребенка и  сверстников. Подобная ситуация  возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками, его глубокий конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельности ребенка. Выделяют недостаточную сформированность операций игры и искажения в ее мотивах в качестве главной причины внутренних конфликтов у дошкольников.

Основные характеристики конфликтов детей старшего дошкольного  возраста

Дети приходят в детский  сад с неодинаковым эмоциональным  мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе. В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.

Рассмотрение феномена детских отношений, на фоне которых  развертывается конфликт, позволяет  перейти к его описанию и анализу.

Общение с детьми - необходимое  условие психологического развития ребенка. Потребность в общении  рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада [24,с.87].

В настоящее время  в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается  детской коллективной деятельности на занятиях. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Информация о работе Влияние ригидности педагогов на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста