Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:18, курсовая работа
Цель работы: изучить влияние ригидности педагога на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: педагоги, дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: ригидность, структурные характеристики конфликта детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Уровень конфликтности детей старшего дошкольного возраста оказывает влияние на структурные характеристики конфликта в их игровой деятельности, а именно, у детей чьи педагоги имеют низкий уровень ригидности, в отличии от детей чьи педагоги имеют высокий уровень ригидности, преобладают объективные причины и способы воздействия, а так же благоприятный исход конфликта.
Введение…………………………………………………………………...……3
I глава. Теоретические основы изучения влияния ригидности педагогов на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста.
1.1. Сущность понятия ригидность………………..………………...…..….5
1.2. Особенности проявления ригидности у педагогов………………...….8
1.3. Понятие конфликта………..…..…………………………………….…10
1.4. Особенности (формы, стили, стратегии и тактики) поведения дошкольников в конфликтной ситуации…………………………………….18
II глава. Экспериментальное исследование влияние ригидности педагогов на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста.
2.1. Программа исследования………………………………………………...34
2.2. Анализ и интерпретация результатов…………………………………...35
Выводы…………………………………………..…………………………….47
Заключение……………………………………………………..……………..48
Список используемой литературы……………………………..……………
В разрешении
конфликтов между детьми
Попытаемся
сравнить формы (стратегии,
Стратегия (тактика) «конфронтации» («конкуренции», «соперничества») – в конфликтологии и социальной психологии эта стратегия рассматривается как активная борьба индивида за свои интересы с применением всех известных ему средств для достижения поставленных целей. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными потерями. Здесь имеет место настойчивое противоборство, соперничество, бескомпромиссное отстаивание своих интересов.
Такая форма
поведения может
Психологи сравнивают поведение ребенка, использующего стратегию соперничества и противостояния с поведением совы. В поведении ребенка такая стратегия проявляется в жестком контроле действий противника, соперника. Он постоянно и преднамеренно подавляет противника всеми доступными средствами. Ребенок может обманывать, хитрить, провоцирует соперника на непродуманные ответные действия и ошибки.
В детском возрасте
могут сформироваться такие
Стратегия (тактика) «избежания» («ухода», «уклонения») – стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Предмет конфликта в этом случае не представляет особого значения как для одного, так и для другого его участника. Такой стиль поведения американские исследователи образно сравнивают с поведением черепахи. Она нетороплива, спокойна, медлительна, в случае опасности старается уползти или спрятать голову под панцирь. В некоторых странах черепаху считают символом мудрости.
Наблюдая за детьми
в конфликтных ситуациях,
Следует отметить, что
в силу сложившихся
Таким образом,
ребенок в стратегии «ухода»
отказывается вступать в
Стратегия (тактика) «компромисса» - суть ее заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане она несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Эта стратегия призвана урегулировать конфликтную ситуацию с целью сохранения и дальнейшего положительного развития межличностных отношений.
По мнению американских
психологов, для этой стратегии
характерен тип поведения, в
котором сочетаются
Стратегия (тактика) «приспособление» («уступчивости», «сглаживания») – характерной чертой данной стратегии является то, что участник конфликта действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления благоприятного микроклимата в группе. Приспосабливаясь к ситуации, ребенок действует со сверстником совместно и при этом подлаживается под него, практически соглашается делать то, что хочет от него другой ребенок.
Ученые ассоциируют это поведение с поведением медвежонка, который дает ощущение мягкости и тепла. Такая установка на доброжелательность возможна за счет собственных потерь. Стратегия приспособления в конфликте используется ребенком, если ситуация не особенно для него значима и важнее сохранить хорошие отношения с соперником, чем отстаивать сои собственные интересы. Ребенок систематически соглашается с требованиями противника, давит на совесть, нравственные качества; потакает, льстит.
Если стратегия поведения укореняется у ребенка, то в дальнейшем она может привести к развитию конформистского стиля поведения в целом, который сопровождается отсутствием собственного мнения в сложных ситуациях, желанием всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений, уходом от острых вопросов, непоследовательности в суждениях. Такой ребенок может попасть под влияние лидеров групп социальной и асоциальной направленности, и его поведением смогут манипулировать.
Стратегия «форсирования» («разрыва отношений») – эта стратегия часто используется детьми дошкольного возраста в конфликтной ситуации как ответная реакция на действия соперника, в результате которых у каждого возникает ощущение глубокой обиды и ущемления его собственных интересов. Зарубежные исследователи проводят аналогию тактических действий ребенка, приводящих к разрыву отношений с поведенческими характеристиками «акулы». Для акулы характерна тактика нападения, атаки, непредсказуемость действий и неожиданность.
В реальной ситуации
ребенок, особенно с
Следует отметить, что
наряду с американскими
Стратегия (тактика) «сотрудничества» - характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Она включает в себя все другие стратегии и отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
В образном представлении поведения в данной стратегии можно сослаться на поведение дельфина, который отличается высоким уровнем интеллекта, а также рациональностью и здравым смыслом.
Дети дошкольного возраста, которые могут выразить свою позицию в конфликте, открыто признать противоречия в своих интересах и интересах соперника, встречаются редко. Тем не менее, ребенок, который ориентирован на сотрудничество, отличается от других детей способностью к рассуждениям, умозаключениям, к мирному урегулированию конфликтной ситуации. В ходе открытого обсуждения конфликтной ситуации, ребенок может не только соглашаться, но порой найти и предложить свой вариант общего решения, полностью удовлетворяющего всех. Ребенок в стратегии «сотрудничества» участвует в обсуждении проблемы, при этом открыто и правдиво высказывается по поводу причины возникшего конфликта, не лукавит, не ябедничает, настойчиво доказывает свою правоту. Он не претендует на власть, но проявляет качества лидера, быстро забывает обиды и восстанавливает дружеские отношения. Дети способны принимать советы со стороны сверстников и взрослых и действовать в соответствии с ними. Важно учить ребенка приемам сотрудничества с детства (уметь объяснять свои желания, выразить свои претензии, выслушать друг друга, с уважением отнестись к точке зрения другого). [19,с.60-71].
Таким образом,
конфликтная ситуация
Основные характеристики конфликтов детей старшего дошкольного возраста
Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе. В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.
Рассмотрение феномена детских отношений, на фоне которых развертывается конфликт, позволяет перейти к его описанию и анализу.
Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада [24,с.87].
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.