Влияние ригидности педагогов на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние ригидности педагога на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: педагоги, дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: ригидность, структурные характеристики конфликта детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Уровень конфликтности детей старшего дошкольного возраста оказывает влияние на структурные характеристики конфликта в их игровой деятельности, а именно, у детей чьи педагоги имеют низкий уровень ригидности, в отличии от детей чьи педагоги имеют высокий уровень ригидности, преобладают объективные причины и способы воздействия, а так же благоприятный исход конфликта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...……3
I глава. Теоретические основы изучения влияния ригидности педагогов на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста.
1.1. Сущность понятия ригидность………………..………………...…..….5
1.2. Особенности проявления ригидности у педагогов………………...….8
1.3. Понятие конфликта………..…..…………………………………….…10
1.4. Особенности (формы, стили, стратегии и тактики) поведения дошкольников в конфликтной ситуации…………………………………….18
II глава. Экспериментальное исследование влияние ригидности педагогов на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста.
2.1. Программа исследования………………………………………………...34
2.2. Анализ и интерпретация результатов…………………………………...35
Выводы…………………………………………..…………………………….47
Заключение……………………………………………………..……………..48
Список используемой литературы……………………………..……………

Файлы: 1 файл

Габрук А.Реферат.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

В первую группу вошли  педагоги оба имеющие низкий уровень ригидности. Таких групп всего 2, что составляет 15,4% от общего количества опрошенных педагогов.

   Вторую группу  составили  педагоги оба имеющих средний уровень ригидности. Количество таких групп 4, что составляет 31%.

   Третья группа  состоит из педагогов, где один из них имеет средний уровень ригидности, а другой высокий. Таких групп 5, и это 39% опрошенных педагогов.

   В последнюю,  четвёртую группу вошли педагоги, которые оба имеют высокий уровень ригидности. И это составило 15,4%

Исследуя результаты проведённой диагностики, мы разделили педагогов на следующие группы в зависимости от их уровня ригидности. Для дальнейшего исследования, мы брали группы детей, педагоги  которых имели одинаковый уровень ригидности:

1 группа – педагоги  с низким уровнем ригидности

2 группа – педагоги  со средним уровнем ригидности

3 группа – педагоги  с высоким уровнем ригидности.

Поскольку в группах  работают 2 педагога, мы изучали влияние ригидности  двух педагогов на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста.

Для точности результатов по выявлению влияния уровня ригидности педагогов на структурные компоненты конфликта, мы из всех детей группы исследовали группу детей, состоящую из 10 человек отобранную по следующим критериям:

  1. Возраст особенности (все дети старшего дошкольного возраста)
  2. Пол (одинаковое количество мальчиков и девочек, по 5 человек)
  3. Семья (ребенок из полной благополучной семьи, где оба родителя имеют образование)
  4. Положение в группе сверстников (дети, занимающие среднюю  позицию)

 

На следующем этапе  мы изучали структурные характеристики конфликта у детей в выделенных группах. Для этого мы использовали методику  (Я.Л. Коломинский, Б. П. Жизневского)

                                                                                                   Таблица 2

Результаты  исследования структурных компонентов конфликта у детей из 1 экспериментальной группы:

критерии оценивания поведения в конфликтной ситуации

причины конфликтных  ситуаций

результаты (%)

причина конфликта

разрушения игры

23

по поводу общей темы игры

2

по поводу состава  участников

2

из-за ролей

21

из-за игрушек

39

по поводу сюжета игры

3

по поводу правильности действий

10

способы воздействия

физическое воздействие

16

опосредованное воздействие

15

психологическое воздействие

9

словесное воздействие

30

угрозы и санкции

4

аргументы

27

исход конфликта

неблагополучное решение  конфликта

41

благополучное решение конфликта

59


 

    Исходя из  результатов, представленных в таблице 2, можно сделать следующие выводы: у детей первой группы мы наблюдаем, следующие причины возникновения конфликта, а именно в первую очередь характерны конфликты по причине игрушек, то есть (39%)  детей желали играть только с определенной игрушкой, не уступая в этом сверстнику. Также возникал конфликт из-за ролей (21 %) например, дети делили роли, которые им больше всего нравились и они не могли поделить их. Кристина и Настя обе хотели писать справки для больных. Кристина даже пригрозила Насте. Что не даст свою куклу поиграть. Из-за разрушения игры (23%). Миша, заметив более интересную игру, ушел играть к другим мальчикам. Вадим ударил его и сказал, что тот бросил его из-за железной дороги. Конфликты выявлены по поводу правильности действий (10 %) например, из-за неверного выполнения того или иного действия у детей возникал конфликт, по поводу сюжета игры (3 %) например детям не нравился сюжет игры и они возражали по данному поводу, по поводу выбора общей темы (2 %) не всех детей не устраивал выбор общей темы.

Способы воздействия  детей были различными. Физическое воздействие (16%), Данил толкнул Егора, потому что тот наотрез отказался довести его медведя до магазина, опосредованное воздействие (15%), психологическое воздействие (9%), словесное воздействие (30%), угрозы и санкции (4%),например, не поделиться конфетой, аргументы (27%).

    Таким образом,  результаты изучения структурных  характеристик  позволяют отметить, что в данной группе наблюдается благополучное разрешение конфликтов. Это говорит о том, что у детей, чьи педагоги имеют низкий уровень ригидности исход конфликта благоприятный, так как педагоги обладают гибкостью в соответствии с новыми ситуационными условиями, а дети способны поступить в конфликтной ситуации таким образом, чтобы он разрешился благополучно(59%).

 

                                                                                                  Таблица 3

Результаты  исследования структурных компонентов конфликта у детей из 2 экспериментальной группы:

критерии оценивания поведения в конфликтной ситуации

причины конфликтных  ситуаций

результаты (%)

причина конфликта

разрушения игры

6

по поводу общей темы игры

1

по поводу состава  участников

10

из-за ролей

32

из-за игрушек

17

по поводу сюжета игры

8

по поводу правильности действий

26

способы воздействия

физическое воздействие

16

опосредованное воздействие

2

психологическое воздействие

3

словесное воздействие

29

угрозы и санкции

10

аргументы

39

исход конфликта

неблагополучное решение  конфликта

43

благополучное решение  конфликта

57


 

    Исходя  из  результатов, представленных в таблице 3, можно сделать следующие выводы: в данной группе наблюдаются следующие причины конфликта, а именно в большей степени по причине распределения ролей (32%), т. е. дети в процессе эксперимента делили роли, которые им больше всего нравились и они не могли поделить их. Марина и Лиза подрались, потому что обе хотели мыть певицей Максим. Они громко кричали: я буду! Также возникали конфликты  по поводу правильности игровых действий (26%) например, из-за неверного выполнения того или иного действия у детей возникал конфликт. Мальчики Саша и Денис накричали на Кристину за то, что она не умеет водить машину. Они сказали ей: иди отсюда! Кристина пошла жаловаться воспитателю. Из-за игрушек (17 %), например, дети одновременно  желали играть только с определенной игрушкой, не уступая в этом сверстнику; из-за состава участников (10%), например, наблюдалась негативная реакция в игровой деятельности, когда один из детей явно высказывал свои противоречия определенным участникам игры. Конфликты выявлены по поводу сюжета игры (8 %) например детям не нравился сюжет игры и они возражали по данному поводу, разрушение игры (6%), по поводу выбора общей темы (1 %).

Преобладающий способ воздействия  – аргументы (39%),но наблюдались и  другие. Угрозы и санкции (10%), словесное воздействие (29%), психологическое воздействие (3%), опосредованное воздействие (2%), физическое воздействие (16%), Марина ударила Лизу по плечу, а Лиза толкнула Марину и та упала на пол.

 Таким образом, результаты изучения структурных характеристик конфликтов позволяют отметить, что в группе, где педагоги со средним уровнем ригидности, дети не могут разрешить конфликт благополучно (57%), но у педагогов наблюдается затрудненная подвижность, переключаемость, пластичность в психической деятельности и поведении.

 

                                     

 

                                                                                            Таблица 4

Результаты  исследования структурных компонентов конфликта у детей из 3 экспериментальной группы:

критерии оценивания поведения в конфликтной ситуации

причины конфликтных  ситуаций

результаты (%)

причина конфликта

разрушения игры

9

по поводу общей темы игры

3

по поводу состава  участников

11

из-за ролей

24

из-за игрушек

21

по поводу сюжета игры

7

по поводу правильности действий

26

способы воздействия

физическое воздействие

15

опосредованное воздействие

3

психологическое воздействие

4

словесное воздействие

26

угрозы и санкции

8

аргументы

43

исход конфликта

неблагополучное решение  конфликта

64

благополучное решение  конфликта

36


 

    Исходя из  результатов, представленных в таблице 4, можно сделать следующие выводы: у детей третьей группы в качестве причин  свойственно проявлять конфликты по поводу правильности игровых действий (26%)  например, из-за неверного выполнения того или иного действия у детей возникал конфликт. Также дети делили роли, которые им больше всего нравились и они не могли поделить их(24%). Дети одновременно желали играть только с определенной игрушкой, не уступая в этом сверстнику (21%) Маша и Марина хотели играть одной куклой. Маша говорила: отдай! Ты не умеешь петь так как я! Воспитатель сказала играть девочкам этой куклой по очереди;

из-за состава участников (11%) наблюдалась негативная реакция  в процессе игровой деятельности, когда один из детей явно высказывал свои противоречия определенным участникам игры. Возникали конфликты по причине разрушения игры (9%), по поводу общей темы (3%), по поводу сюжета игры (7%).

Преобладающий способ воздействия дошкольников в конфликтной ситуации – аргументы (43%), Егор сказал, что не будет играть, если с ними будет играть Игорь, потому что он с ним не дружит. В итоге мальчики сказали Игорю, что тот не будет с ними играть., угрозы и санкции (8%), словесное воздействие (26%), психологическое воздействие (4%), опосредованное воздействие (3%), физическое воздействие (15%).

Таким образом, результаты изучения структурных характеристик конфликтов говорят о том, что в группах, где педагоги с высоким уровнем ригидности, мы наблюдаем не благополучное разрешение конфликтов, так как у педагогов отсутствует гибкость в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

 

                                                                                                   Таблица 5

Результаты изучения структурных характеристик конфликта  в игровой деятельности детей  старшего дошкольного возраста в группах

Группы (вид самооценки, уровня притязаний

Причины конфликтов

Способы воздействия

Исход конфликта

разрушения игры

по поводу общей темы игры

По поводу состава  участников

Из-за ролей

Из-за игрушек

По поводу сюжета игры

По поводу правильности действий

Физическое воздействие

Опосредованное воздействие

Психологическое воздействие

Словесное воздействие

Угрозы и санкции

аргументы

Неблагополучное разрешение

Благополучное разрешение

А

23

2

0

23

39

3

10

26

5

9

30

4

27

41

59

В

6

1

10

32

17

8

26

16

2

3

29

10

39

43

57

С

9

3

11

24

21

7

26

15

3

4

26

8

43

64

36


 

    Исходя из  результатов, представленных в таблице 5, можно сделать следующие выводы:

    1. Детям первой группы свойственно вступать в конфликты по причине игрушек, она чаще выступает как атрибут определенной роли.

    Как способ воздействия на участников конфликта преобладает физическое воздействие – дети дерутся, отнимают игрушки, занимают чужое место в игре. Это говорит о том, что у детей, чьи педагоги имеют низкий уровень ригидности исход конфликта благоприятный, так как педагоги обладают гибкостью в соответствии с новыми ситуационными условиями, а дети способны поступить в конфликтной ситуации таким образом, чтобы он разрешился благополучно 

 2. Детям второй группы свойственно вступать в конфликты из-за ролей – в силу разногласий между детьми, о том кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль. Так же больше всего конфликтов по поводу правильности действий – споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре. По поводу состава участников игры – дети решают вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т.е. кого включит, а кого исключить из игры. 

    Как способ  воздействия на участников конфликта  преобладает  использование аргументов  и словесное воздействие –  с помощью которых дети пытаются  объяснить, обосновать свои притязания  или показать неправомерность  притязаний соперников; также используются угрозы и санкции – дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий.

Таким образом, результаты изучения структурных характеристик  конфликтов позволяют отметить, что  в группе, где педагоги со средним уровнем ригидности, дети могут разрешить конфликт благополучно.

    3. Детям  третей группы  свойственно вступать в конфликты по поводу правильности игровых действий. Так же возникают конфликты из-за игрушек, т.к.  для детей старшего дошкольного возраста игрушка чаще выступает как атрибут определенной роли.  А так же преобладают аргументы, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников; словесное воздействие – это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен, угрозы и санкции – дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий.

    Таким образом,  результаты изучения структурных  характеристик конфликтов говорят о том, что в группах, где педагоги с высоким уровнем ригидности, дети     стремятся найти компромисс. Мы наблюдаем в данной группе  неблагополучное разрешение конфликтов.

Информация о работе Влияние ригидности педагогов на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста