Влияние ригидности педагогов на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние ригидности педагога на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: педагоги, дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: ригидность, структурные характеристики конфликта детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Уровень конфликтности детей старшего дошкольного возраста оказывает влияние на структурные характеристики конфликта в их игровой деятельности, а именно, у детей чьи педагоги имеют низкий уровень ригидности, в отличии от детей чьи педагоги имеют высокий уровень ригидности, преобладают объективные причины и способы воздействия, а так же благоприятный исход конфликта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...……3
I глава. Теоретические основы изучения влияния ригидности педагогов на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста.
1.1. Сущность понятия ригидность………………..………………...…..….5
1.2. Особенности проявления ригидности у педагогов………………...….8
1.3. Понятие конфликта………..…..…………………………………….…10
1.4. Особенности (формы, стили, стратегии и тактики) поведения дошкольников в конфликтной ситуации…………………………………….18
II глава. Экспериментальное исследование влияние ригидности педагогов на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста.
2.1. Программа исследования………………………………………………...34
2.2. Анализ и интерпретация результатов…………………………………...35
Выводы…………………………………………..…………………………….47
Заключение……………………………………………………..……………..48
Список используемой литературы……………………………..……………

Файлы: 1 файл

Габрук А.Реферат.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

    В результате исследования для группы 1 и 2, где педагоги с низким и средним уровнем ригидности, были обнаружены сходства. А также  характерен неблагополучный исход конфликта. А в группах 3, где педагоги с высоким уровнем ригидности, дети     стремятся найти мирное решение конфликта, и мы наблюдаем благополучное разрешение конфликтов.

   Результаты эксперимента подтвердили гипотезу о том, что выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста зависит от ригидности педагога, а уровень ригидности педагогов влияет на структурные компоненты конфликта, так как у педагогов отсутствует гибкость в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

 

 

 

Выводы

Следует отметить особое значение среднего дошкольного возраста как определенного переломного момента в развитии совместной игры у детей. Здесь впервые отмечается преобладание способов «словесного воздействия» на соперников в ситуации конфликта над средствами открытого давления. Другими словами, конфликт как открытая конфронтация с применением физической силы определенным образом эволюционирует и все более превращается в словесный спор, т.е. происходит определенное «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний. Вначале происходит замещение физических действий словом, затем словесные способы воздействия усложняются и предстают в виде различного рода обоснований, оценок, что, в свою очередь, открывает путь к обсуждению спорных: вопросов и нахождению взаимоприемлемого варианта решения.

Большинство опрошенных педагогов имеют средний уровень  ригидности. Они составляют вторую группу, а так же входят в третью группу. Меньшее количество педагогов составляют группу, где пары педагогов только с низким уровнем ригидности и только с высоким.

В группе 1 результаты изучения структурных характеристик  позволяют отметить, что в  данной группе наблюдается благополучное разрешение конфликтов. Это говорит о том, что у детей, чьи педагоги имеют низкий уровень ригидности исход конфликта благоприятный, так как педагоги обладают гибкостью в соответствии с новыми ситуационными условиями, а дети способны поступить в конфликтной ситуации таким образом, чтобы он разрешился благополучно.

В группе 2 результаты изучения структурных характеристик конфликтов позволяют отметить, что в группе, где педагоги со средним уровнем ригидности, дети не могут разрешить конфликт благополучно, но у педагогов все же наблюдается затрудненная подвижность, переключаемость, пластичность в психической деятельности и поведении.

В группе 3 результаты изучения структурных характеристик конфликтов говорят о том, что в группах, где педагоги с высоким уровнем ригидности, дети     стремятся найти компромисс. Но мы наблюдаем в данной группе  не благополучное разрешение конфликтов, так как у педагогов отсутствует гибкость в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

 

                                             

 

 Заключение

    В исследовании  нами была выдвинута цель: изучить  влияние ригидности педагога  на выбор поведения в конфликтной  ситуации детьми старшего дошкольного возраста,  в результате чего, мы получили следующие результаты:

 Педагоги по уровню ригидности разделились на 4 группы.  В первую группу вошли пары педагогов оба имеющие низкий уровень ригидности.  Вторую группу составили пары педагогов оба имеющих средний уровень ригидности.   Третья группа состоит из пар педагогов, где один из них имеет средний уровень ригидности, а другой высокий.   В последнюю, четвёртую группу вошли пары педагогов, которые оба имеют высокий уровень ригидности.

 Большинство опрошенных педагогов имеют средний уровень ригидности. Они составляют вторую группу, а так же входят в третью группу. Меньшее количество педагогов составляют группу, где пары педагогов только с низким уровнем ригидности и только с высоким.

Для доказательства выдвинутой гипотезы, нам необходимо было изучить особенности поведения детей старшего дошкольного возраста, их поведение в конфликтных ситуациях в группах, где работают педагоги разных групп ригидности. Таким образом, результаты изучения структурных характеристик конфликтов говорят о том, что в группах, где педагоги с высоким уровнем ригидности, дети     стремятся найти компромисс, но мы наблюдаем в данной группе  не благополучное разрешение конфликтов, так как у педагогов отсутствует гибкость в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

А там, где педагоги с низким уровнем ригидности, характерен благополучный исход конфликта.  Это говорит о том, что у детей, чьи педагоги имеют низкий уровень ригидности, но обладают гибкостью в соответствии с новыми ситуационными условиями, а дети способны поступить в конфликтной ситуации таким образом, чтобы он разрешился благополучно. Результаты эксперимента подтвердили гипотезу о том, что уровень ригидности педагога оказывает влияние на структурные компоненты конфликта. А именно, уровень конфликтности детей старшего дошкольного возраста оказывает влияние на структурные характеристики конфликта в их игровой деятельности, а именно, у детей чьи педагоги имеют низкий уровень ригидности, в отличии от детей чьи педагоги имеют высокий уровень ригидности, преобладают объективные причины и способы воздействия, а так же благоприятный исход конфликта.

 

 

 

Литература

  1. Андриади, И. П. Конфликты, причины их возникновения и некото¬рые аспекты педагогического вмешательства в конфликт. — М.: Просвещение, 1990. – с.163.
  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 1995.
  3. Божович Л.И. Личность   и   ее формирование    в детском   возрасте.   Психологические   исследования. -  М.:  Просвещение, 1968
  4. Блонский П.П., Избранные педагогические и психологические произведения. М., 1979 Т. 1,2.
  5. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. -  М.: Просвещение, 1983. - 274с.
  6. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое  развитие детей. -   М.,1990.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах М., 1982 – 1983.
  8. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М., 1992.
  9. Гудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологические исследования. М,1981.
  10. Гришина,  Н.В. Взаимоотношения в коллективе — Л., 1989. – 230 с.
  11. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В.
  12. Дошкольная психология. Урунтаева Г. А. Дош.псих: Учеб.пособие для уч-ся СПУЗ.-М.: «Академия», 1996.-336с.
  13. Возрастная и педагоги¬ческая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. -288с
  14. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. -М.: АПН СССР, 1982. - 164с.
  15. Запорожец  А.В.   Избранные   психологические    труды.  В   2 Т./ Под   ред.  Давыдова   В.В., Зинченко В.П. – М.:   Педагогика, 1986.
  16. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношения в малых группах (общие и возрастные особенности) -  Минск, 2000. – 340 с.
  17. Лисина   М.И., Капчелина    Г.И.  Общение   со    взрослыми и    психологическая    подготовка   детей    к   школе. /   Под   ед.   Силверстоу  А.И.:   НИИ   Педагогики, Кишенев,1987.
  18. Лисина   М.И.Общение    и  его   влияние    на  развитие   психики   дошкольника.   М.:   Педгогика,1997.
  19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
  20. Мясищев В.Н. Психология отношений – М., 1995.
  21. Надежина Р.Г., Щедровицкая Г.П. Развитие детей  и  проблемы  организации нравственного  воспитания. – М.,1988.
  22. Отношения между сверстниками в группе детского сада/Под ред. Т.А.Репиной. - М., 1978.
  23. Папько Е.А. Психология деятельности воспитателя детско¬го сада. - Минск, 1986.
  24. Парыгин,  Б. Д. Социально-психологический климат коллектива — Л., 1981. – 220 с.
  25. Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. - М., 1989.
  26. Развитие общения у дошкольников: Характеристика основ¬ны<span class="da

Информация о работе Влияние ригидности педагогов на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации детьми старшего дошкольного возраста