Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить роль сюжетно-ролевых игр в процессе развития наглядно-образного мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
На основе психологических теоретических источников уточнить категорию мышления, его содержание в дошкольном детстве.
Теоретически показать влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Практически изучить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Провести серию сюжетно-ролевых игр и определить эффективность их использования.
Дать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста.

Содержание работы

Введение ________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. Особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников
1.1. Понятие мышления, его виды и процессы ________________ 6
1.2. Специфика развития наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста _______________________ 14
1.3. Краткие выводы по главе 1 ____________________________ 17
ГЛАВА 2. Сюжетно-ролевая игра как средство развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Значение игры в дошкольном детстве ____________________ 19
2.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст _____ 30
2.3. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста ___________ 34
2.4. Краткие выводы по главе 2 _____________________________ 36
ГЛАВА 3. Содержание и методика работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста
3.1. Характеристика группы испытуемых и анализ констатирующего этапа исследования _______________________________________________ 37
3.2. Развитие наглядно-образного мышления в процессе проведения сюжетно-ролевых игр _______________________________________ 39
3.3. Итоги заключительного этапа ___________________________ 46
Заключение _____________________________________________________ 53
Список использованной литературы ________________________________ 54

Файлы: 1 файл

Мышление.docx

— 107.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

Введение ________________________________________________________ 3

ГЛАВА 1. Особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников

    1. Понятие мышления, его виды и процессы ________________ 6
    2. Специфика развития наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста _______________________ 14
    3. Краткие выводы по главе 1 ____________________________ 17

ГЛАВА 2. Сюжетно-ролевая игра как средство развития наглядно-      образного мышления у детей среднего дошкольного возраста

             2.1.   Значение игры в дошкольном детстве ____________________ 19

             2.2.  Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст _____ 30

             2.3. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития наглядно-       образного мышления у детей среднего дошкольного возраста ___________ 34

             2.4.   Краткие выводы по главе 2 _____________________________ 36

ГЛАВА 3. Содержание и методика работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста

    3.1. Характеристика группы испытуемых и анализ констатирующего этапа исследования _______________________________________________ 37

    3.2. Развитие наглядно-образного мышления в процессе проведения сюжетно-ролевых игр _______________________________________ 39

   3.3. Итоги заключительного этапа ___________________________ 46

Заключение _____________________________________________________ 53

Список  использованной литературы ________________________________ 54

Приложение

 

Введение

Мышление – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.                                                       

Развитие мышления - одно из важнейших  направлений умственного роста  ребенка: появление и совершенствование  интеллектуальных операций, формирование умственных действий, позволяющих все  более полно и адекватно осуществлять ориентировку в скрытых от непосредственного  наблюдения отношениях между объектами.

Мышление человека формируется  и развивается по общим законам. Сначала формируется наглядно-действенное  мышление, а на его основе развивается  наглядно-образное и абстрактно-логическое.

 Наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует не  конкретными предметами, а их  образами и представлениями, является  одной из форм умственной деятельности  дошкольника. Важным условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, относятся ребенком к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от модели и от оригинала и к осуществлению их в плане представлений. Одним из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражанием взрослому. Ж. Пиаже, А. Валлон, А.В. Запорожец и другие психологи рассматривали подражание как главный источник становления образного плана. Воспроизводя действия взрослого, ребенок моделирует их и, следовательно, строит их образ. В ряде исследований Г.И.Минской, А.А. Люблинской , А.В. Запорожца  показано, что наиболее простые формы наглядно-образного мышления, при которых ребенок способен оперировать конкретными образами предметов, возникают в возрасте четырех-пяти лет. Такие же данные получены и зарубежными исследователями – А.Валлоном, Ж.Пиаже, Б. Инельдером и Дж. Брунером.

Наглядно-образное мышление и другие важнейшие новообразования  зарождаются и развиваются в  ведущей деятельности дошкольного  возраста – игровой деятельности, которая важна для развития всех психических процессов ребенка.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали такие  крупнейшие педагоги и психологи, как  Л. С. Выготский, А. М. Горький, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин. А. П. Усова, А.В.Запорожец и другие.

Л.С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения». [3, 779]. А.П. Усова отмечала: «Эффективный процесс воспитания может быть осуществлен в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребенок не учится жить, а живет своей жизнью». А.В.Запорожец писал: «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей» [7, 3].

На пятом году жизни  среди игр особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится ведущей формой игровой деятельности и обуславливает значительные изменения в психике ребенка. Сюжетно-ролевая игра стимулирует развитие мышления, а в первую очередь наглядно-образного. 

Несмотря на то, что проблеме исследования уровня развития мышления дошкольников уделено много внимания, до сих пор оно остается актуальной. Актуальность её заключается в том, что изучение особенностей  мышления, и результаты этого изучения могут существенно повлиять на эффективность работы воспитателей по развитию мышления, в том числе и наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста, используя в своей практике сюжетно-ролевые игры.

Объектом нашего исследования являются дети среднего дошкольного возраста.

Предметом  исследования является наглядно-образное мышление дошкольников среднего возраста.

Цель исследования – определить роль сюжетно-ролевых игр в процессе развития наглядно-образного мышления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    1. На основе психологических теоретических источников уточнить категорию мышления, его содержание в дошкольном детстве.
    2. Теоретически показать влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
    3. Практически изучить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
    4. Провести серию сюжетно-ролевых игр и определить эффективность их использования.
    5. Дать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста.

В основу исследования положена следующая гипотеза: Если воспитатель будет систематически и эффективно проводить работу по развитию сюжетно-ролевых игр в среднем дошкольном возрасте, то показатели наглядно-образного мышления будут выше.

Структура курсовой работы: введение, 3 главы (2 теоретические и 1 практическая), заключение, список использованной литературы, приложение.

ГЛАВА 1. Особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников

    1. Понятие мышления, его виды и процессы

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения  и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени  не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит  также  в том, что оно почти  всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно  решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит  за пределы чувственно данного, расширяет  границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений  и свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые  чаще всего непосредственно, в самом  восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между  ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в идее законов, сущностей. [14,275]

На практике мышление как  отдельный психический процесс  не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов  обязательны связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет уровень их развития.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его  итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступать понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление – это своего рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему  включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного  и познавательного характера.

 Выделяют основные виды мышления: теоретическое – теоретическое понятийное, теоретическое  образное и практическое – наглядно-образное  и наглядно-действенное мышление.

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задач обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задач с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое понятийное и  теоретическое образное – в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо  дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны  бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое  образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем  объективно-понятийное. Без того или  другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь  глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

Отличительная особенность  следующего вида мышления – наглядно-образного – состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах совей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как  уровни развития. Теоретическое  мышление считается более совершенным, чем  практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень  развития, чем образное. С одной  стороны, за такими рассуждениями лежит  реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму. Например, у высококвалифицированных рабочих наглядно-действенное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студента. Наглядно-образное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логическое у посредственного ученого.

И теоретическое, и практическое мышление в конечном счете связаны с практикой, но в случае практического мышление эта связь имеет более прямой, непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и лишь в его выводы непосредственно проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как опосредствованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той  же деятельности. Однако в зависимости  от ее характера и конечных целей  доминирует той или иной вид мышления. По этому основанию они все  и различаются. По степени своей  сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим особенностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников