Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить роль сюжетно-ролевых игр в процессе развития наглядно-образного мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
На основе психологических теоретических источников уточнить категорию мышления, его содержание в дошкольном детстве.
Теоретически показать влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Практически изучить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Провести серию сюжетно-ролевых игр и определить эффективность их использования.
Дать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста.

Содержание работы

Введение ________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. Особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников
1.1. Понятие мышления, его виды и процессы ________________ 6
1.2. Специфика развития наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста _______________________ 14
1.3. Краткие выводы по главе 1 ____________________________ 17
ГЛАВА 2. Сюжетно-ролевая игра как средство развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Значение игры в дошкольном детстве ____________________ 19
2.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст _____ 30
2.3. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста ___________ 34
2.4. Краткие выводы по главе 2 _____________________________ 36
ГЛАВА 3. Содержание и методика работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста
3.1. Характеристика группы испытуемых и анализ констатирующего этапа исследования _______________________________________________ 37
3.2. Развитие наглядно-образного мышления в процессе проведения сюжетно-ролевых игр _______________________________________ 39
3.3. Итоги заключительного этапа ___________________________ 46
Заключение _____________________________________________________ 53
Список использованной литературы ________________________________ 54

Файлы: 1 файл

Мышление.docx

— 107.01 Кб (Скачать файл)

Заключение

Для детей среднего дошкольного  возраста характерной формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, при котором ребенок способен оперировать конкретными образами предметов. Возникновение у детей умений действовать в плане представлений рассматривают как узловой момент их психического развития. Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в сюжетно-ролевой игре. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Мы увидели, что систематическое проведение сюжетно-ролевых игр способствует развитию наглядно-образного мышления. Действуя с предметами-заместителями в сюжетно-ролевой игре ребенок начинает оперировать в мысленном пространстве. Кроме того, выполняя различные роли, ребенок становится  на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. По полученным результатам  проведенного исследования влияния сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста мы видим, что в процессе  игры ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений.

Целью нашего исследования было изучить влияние сюжетно-ролевых  игр на развитие наглядно-образного  мышления среднего дошкольника. После  повторного исследования, мы увидели, что имеются положительные результаты. Считаем, что наша гипотеза подтверждена полностью, так как видно положительную динамику.

В заключении хочется добавить, что если воспитатели будут систематически и эффективно проводить работу по развитию сюжетно-ролевых игр в  среднем дошкольном возрасте, а родители  уделять больше внимания совместной игровой деятельности с детьми, то уровень наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста будет выше.

Список использованной литературы

    1. Бейлина А. Игры и игровые средства [Текст] /Дошкольное воспитание. – 1995. - № 3. – С. 56-64.
    2. Большой психологический словарь [Текст] /Сост. и общ.ред. Б.Г.Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ МОСКВА;СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – С.376-377.
    3. Выготский Л.С. Психология [Текст] / М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 778-792.
    4. Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст]: В 6-ти т. Т.2 Проблемы общей психологии/Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1982.- С.410-415.
    5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада [Текст]/ Под.ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 6 с.-10000 экз.-ISBN 978-5-86775-636-9.
    6. Жичкина, А. Значимость игры в жизни человека [Текст] / Дошкольное воспитание.- 2002. - № 4.- С. 2-7.
    7. Игра дошкольника [Текст]/ Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В. Артемова  и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989, - С. 3-16.
    8. Каспарова, О. Профессиональные игры [Текст] / Обруч. – 2005. - № 1. – С. 28-29.
    9. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст] / Под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой . – 3-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.- С. 145-169.
    10. Михайлененко, Н. Формирование сюжетной игры у детей пятого года жизни [Текст] / Дошкольное воспитание. - 1979. - № 7. – С.13-19.  
    11. Мухина В.С. Психология дошкольника [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед.институтов и учащихся пед.училищ. Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1975. – С.206-209, 121-122.
    12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студентов вузов.- 5 изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 235с.- 15.000 экз.- ISBN 5-98119-211-9
    13. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учебн.заведений:В 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии - 2-е изд.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1995.- 110с.-100000 экз.- ISBN 5-691-00180-5
    14. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учебн.заведений:В 3 кн. Кн.2: Психология образования - 3-е изд.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997.- С. 274-305.-100000 экз.- ISBN 5-691-00112-4
    15. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой . – 5-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.- С. 56-62.
    16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.:ЗАО «Издательство «Питер», 1999.- С.372-380
    17. Смирнова Е.О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009.-200с.: ил. – 4.000 экз. – ISBN 978-5-388-00494-9
    18. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей [Текст]/ Под.ред. О.В. Солнецовой. -  СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2010.- 70с.- 2000 экз.-ISBN 978-5-9268-0897-8
    19. Солнцева, О.В. Играем в сюжетные игры [Текст] /Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. – С. 33-38.
    20. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в игре 3-5 лет в игре [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. институтов.- М.: Просвещение, 1984. - С.77-79.
    21. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы игры дошкольника [Текст] / Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С.19-30.

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников