Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить роль сюжетно-ролевых игр в процессе развития наглядно-образного мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
На основе психологических теоретических источников уточнить категорию мышления, его содержание в дошкольном детстве.
Теоретически показать влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Практически изучить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Провести серию сюжетно-ролевых игр и определить эффективность их использования.
Дать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста.

Содержание работы

Введение ________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. Особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников
1.1. Понятие мышления, его виды и процессы ________________ 6
1.2. Специфика развития наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста _______________________ 14
1.3. Краткие выводы по главе 1 ____________________________ 17
ГЛАВА 2. Сюжетно-ролевая игра как средство развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Значение игры в дошкольном детстве ____________________ 19
2.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст _____ 30
2.3. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста ___________ 34
2.4. Краткие выводы по главе 2 _____________________________ 36
ГЛАВА 3. Содержание и методика работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста
3.1. Характеристика группы испытуемых и анализ констатирующего этапа исследования _______________________________________________ 37
3.2. Развитие наглядно-образного мышления в процессе проведения сюжетно-ролевых игр _______________________________________ 39
3.3. Итоги заключительного этапа ___________________________ 46
Заключение _____________________________________________________ 53
Список использованной литературы ________________________________ 54

Файлы: 1 файл

Мышление.docx

— 107.01 Кб (Скачать файл)

Выделяют основные виды мышления: теоретическое – теоретическое  понятийное, теоретическое  образное и практическое – наглядно-образное  и  наглядно-действенное мышление.

Усложнение и развитие наиболее ранней формы мыслительной деятельности — наглядно-действенного мышления — ведет к появлению более сложной формы — наглядно-образного мышления. Данная форма характеризуется тем, что практические преобразования ситуации заменяются представляемыми преобразованиями. Наиболее простые формы наглядно-образного мышления, при которых ребенок способен оперировать конкретными образами предметов, возникают в возрасте 4—5 лет. Возникновение у детей умений действовать в плане представлений ряд ведущих психологов рассматривает как узловой момент их психического развития. На основе анализа и обобщения различных исследований, посвященных изучению мышления дошкольников, можно сделать вывод о том, что наглядно-образное мышление возникает и развивается в процессе взаимодействия предметных действий, речи, подражания, игровой, продуктивной деятельности и т. д. Причем умение оперировать конкретными образами предметов в процессе совершенствования наглядно-образного мышления сменяется преобразованием обобщенных образов предметов.

 

ГЛАВА 2. Сюжетно-ролевая  игра как средство развития наглядно-      образного мышления у детей среднего дошкольного возраста

       2.1. Значение игры в дошкольном детстве

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми  в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям  с предметами, способам и средствам  общения. В игре ребенок развивается  как личность, у него формируются  те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной  и трудовой деятельности, его отношения  с людьми. [7, 4].

Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, отмечая воспитательное значение игры, неустанно ратовали за ее всемирное  применение в практической педагогике.

В педагогике фундамент  игры как важнейшего средства всестороннего  развития детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин (20-30 годы); позднее игре были посвящены работы Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аскариной, А.П. Усовой, Д.Б. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой и другие.

В первые 2-3 месяца жизни ребенка игра и игрушки (предметы игры) важны для развития органов чувств ребенка, накопления зрительных и слуховых впечатлений, поддержания положительного эмоционального состояния. Для этих целей необходимы яркие, крупные, контрастных цветов игрушки. Ребенок учится их хватать, обследовать, доставать из разных положений. Затем он подползает к игрушкам, играет с ними сидя, стоя и ходит с ними. Именно так с помощью основ игры развиваются первые физические и познавательные навыки ребенка. Важны игрушки, которые ребёнок видит, слышит и осязает одновременно всеми органами чувств и которые привлекают его внимание разнообразием форм, цвета, мелодичностью звучания.

В этом возрасте важно постоянно общаться с ребенком, играть с ним, что будет  способствовать развитию у него первоначальных предпосылок  двигательных навыков, навыков общения и др.

В возрасте от 3 до 7 лет необходимы игры для  ребенка со сверстниками на темы, близкие  их опыту и отражающие события  общественной жизни. Игры в это время  служат средством формирования социального  сознания ребёнка, объединяют детей  в коллектив, познания мира и его  преобразования, при этом создаются  условия для всех видов самостоятельной  детской деятельности.

Игра  – отражение жизни. Здесь все  «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «взаправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

Развитие  самостоятельной деятельности детей  зависит от содержания и формы  непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами  оно  ни осуществлялось, должно протекать  в форме равноправного доброжелательного  сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение  знаний, умений, способов действия с  предметами, полученное на занятиях и  в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. 

Планирование  системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого  усложнения способов и средств решения  игровых задач зависит формирование самой игры.

Расширение  знаний детей предусматривается  на занятиях или во время специальных  наблюдений. При этом устанавливается  связь между прошлым опытом детей  и новыми знаниями. Приобретенные  сведения и впечатления детей  учитываются при планировании работы по руководству игрой.

Воспитательное  значение игры во многом зависит от профессионального мастерства  педагога, от знания им психологии ребенка, учета  его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического  руководства взаимоотношениями  детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Подражание  взрослым в игре связано с работой  воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления  жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле  игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, а следовательно – деятельность развивающая.

Творческая  коллективная игра является школой воспитания чувств у детей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение  ребенка в жизни, в то же время  навыки, сложившиеся в процессе повседневного  общения детей друг с другом и  со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство и умение, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

Воспроизводя  различные события жизни, через  игру - эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что  видел, о чем  читал и слышал; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным [7, 9].

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить  себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит  или делает. Воображение проявляется  и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности младшего школьника, способности ребенка.

Интересные  игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют  их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают  домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя,  шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в  играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для  общества, утверждается стремление самим  принимать в нем участие.

Игра  и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать,  как  долго и увлеченно дети  готовятся к игре уже в определенном образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрике, а убирая участок, становится дворником.

Основной  путь воспитания в игре – влияние  на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей  и на реализацию игровых образов.   

Тема  игры – это то  явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.

Игра – явление  многогранное, её можно рассматривать  как особую форму существования  всех без исключения сторон жизнедеятельности  человека и коллектива. Столь же много оттенков появляется в ходе использования игры в педагогическом руководстве воспитательного процесса.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях. Совершаемые  во время игры реальные действия, часто  требующие сложной умственной работы, специфических навыков и умений, происходят в ситуации условной реальности, осознаваемой в качестве таковой  самим играющим.

Мастерство воспитателя  ярче всего проявляется в организации  самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка  на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как  чередовать игры и распределять детей  в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая,  друг другу? Как устранять возникающие  между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы  зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов  воздействия на детей, выбор которых  зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с  передовым педагогическим опытом (в  печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых  зон и механически переносят  их в свою работу, не получая при  этом желаемого результата.

Методические  приемы приносят результат в тех случаях, если                                                                                                                                                            воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Главное внимание в  работах ведущих педагогов-дидактов обращается на сюжетно ролевую творческую игру и те педагогические условия, в которых наиболее эффектно формируются содержательная игровая деятельность детей и их взаимоотношения. Игры, придуманные детьми обозначаются в дошкольной педагогике как творческие, сюжетно-ролевые, сюжетно-ролевые творческие. Д.В. Меджерицкая последовательно отстаивала название «творческие игры», опираясь на Л.С. Выготского, отмечавшего появление в игровой деятельности детей дошкольного возраста замысла, реализуя который ребенок отражает социальную действительность, но не копирует ее, а комбинирует свои представления о ней, передает свое отношение к изображаемому, т.е. творит. Отстаивая правомерность понятия «творческая игра», Д.В. Меджерицкая обращала внимание на то, что термин «сюжетно-ролевая» ведет к неточности характеристики, ибо многие подвижные и дидактические игры также имеют сюжет и роли. Именно с этих позиций она изучала педагогические условия, способствующие развитию у дошкольника игрового замысла, творчества, фантазии.

Она не переставала  доказывать, что именно в тесной связи с развитием творческих способностей формируются все стороны  личности ребенка, что с первых лет  жизни ребенок не копирует, а преобразует  действительность через призму своего воображения. Поэтому ее интересовали игры, отражающие современность.

Огромная роль  в развитии и воспитании ребенка  принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых  качеств, в игре реализуется потребность  воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием  дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка –  дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления  жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и  в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников