Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель исследования – определить роль сюжетно-ролевых игр в процессе развития наглядно-образного мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
На основе психологических теоретических источников уточнить категорию мышления, его содержание в дошкольном детстве.
Теоретически показать влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Практически изучить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Провести серию сюжетно-ролевых игр и определить эффективность их использования.
Дать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста.
Введение ________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. Особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников
1.1. Понятие мышления, его виды и процессы ________________ 6
1.2. Специфика развития наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста _______________________ 14
1.3. Краткие выводы по главе 1 ____________________________ 17
ГЛАВА 2. Сюжетно-ролевая игра как средство развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Значение игры в дошкольном детстве ____________________ 19
2.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст _____ 30
2.3. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста ___________ 34
2.4. Краткие выводы по главе 2 _____________________________ 36
ГЛАВА 3. Содержание и методика работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста
3.1. Характеристика группы испытуемых и анализ констатирующего этапа исследования _______________________________________________ 37
3.2. Развитие наглядно-образного мышления в процессе проведения сюжетно-ролевых игр _______________________________________ 39
3.3. Итоги заключительного этапа ___________________________ 46
Заключение _____________________________________________________ 53
Список использованной литературы ________________________________ 54
- Даша Р., Люда Ш., Саша И. Люда - мама, Даша и Саша - дочки.
- Лена (взмахивает руками): Ой, Дашенька! Ты заболела! Саша, скорее дай мне градусник.
- Саша ищет «градусник», дает палочку.
- Люда: Да какой же это градусник?
- Даша: Ну как будто, пусть будет. Давай, Люда.
- Люда: Ладно.
Мы не всегда располагали реальными возможностями часто играть с каждым ребенком, поэтому брали небольшие подгруппы.
Мы выбирали одного из детей в качестве своего основного партера - «врача» (Приложение 2), а себе брали дополнительную – «пациента». Начав игру, воспитатель привлекал к исполнении роли «пациента» еще несколько детей: «Давайте вы тоже заболели и пришли к доктору!» Взрослый активно взаимодействовал с ребенком, выполняющим основную роль. «Полечившись» и уступив место следующему «пациенту», воспитатель менял свою роль: «Я теперь медсестра. Доктор, давайте я вам буду помогать». Затем на роль «медсестры» снова привлекался кто-нибудь из детей (из «пациентов», ожидающих своей очереди), а взрослый становился другим «врачом». Меняя роли в игре, воспитатель каждый раз разворачивал новый диалог со своим основным партнером (разговаривал с «врачом» как «пациент», как подчиняющаяся ему «медсестра», как равный товарищ по работе). К игре стихийно присоединялись другие дети. Этому никто не мешал («пациентов», «пассажиров», «посетителей», «покупателей» может быть сколько угодно).
Некоторые дети овладевали умениями менять роль путем подражания взрослому (если педагог из «пациента» превращался в «медсестру», то кто-то из «пациентов» тоже объявлял: «И я тоже буду медсестрой!»).
Опишем игру, которая возникла
по инициативе детей. Люда предложила
подружкам поиграть в «семью». Девочки
охотно согласились.
Люда: « Я — мама, вы, девочки, будете детьми.
Ты, Настя, как будто приехала к нам в гости.
Саша: « Да, да, ты у нас в гостях, ты будешь
тетя Настя». Люда: « Давайте сегодня устроим
стирку, чтобы было все чистое. У Светы
и Даши грязные платья, сейчас мы будем
стирать». Настя: «Давайте постираем, приготовимся
к празднику. Скоро будет праздник. Я вам
тоже буду помогать». Дети сами организовали
уголок-комнату, взяв для этого стол, стулья,
табуретки, принесли все необходимое для
стирки. Люда в роли «мамы» направляет
развитие игры. Люда: «Я буду возле машины,
здесь трудно, а вы мне помогайте. Саша,
принеси простыни, мы их постираем первыми,
они же белые. А ты, Настя, будешь развешивать
белье и гладить»
Воспитатель: «Погладить белье можно попросить
Дашу. Она с удовольствием вам поможет».
Даша и Настя обрадовались, получив возможность
активно действовать, проявить себя в
игре. Саше и Свете очень хотелось стирать,
но «мама», Люда, не допускала их к машине,
мотивируя это тем, что они еще маленькие
и могут испортить машину.
Даша и Настя обратились к воспитателю
с просьбой разрешить стирать на машине.
Воспитатель: «Если вам мама сказала, слушайте
ее. Мама будет очень довольна, если вы
ей поможете принести воды, пополоскать
белье».Девочки больше не возражали. Процесс
стирки очень увлекал детей, но, несмотря
на это, они правильно отражали взаимоотношения
между членами семьи, стремились достичь
результата в игре. В данной ситуации воспитатель
умело использовал ролевые отношения
для предупреждения конфликта и формирования
положительных реальных взаимоотношений.
Вовлечение детей в игру осуществлялось только по их желанию. Дети имели полную свободу выхода из нее, перемещения по групповой комнате и переключения на другие занятия.
3.3. Итоги заключительного этапа
После того, как были проведены
запланированные сюжетно-
Таблица 2
Показатели уровней развития наглядно-образного мышления
№ |
Имя |
Возраст |
Уровень развития наглядно-образного мышления |
1. |
Саша |
4,5 лет |
Высокий |
2. |
Даша |
4,5 лет |
Высокий |
3. |
Полина |
5,5 лет |
Высокий |
4. |
Доминик |
4,5 лет |
Средний |
5. |
Илья |
4,5 лет |
Высокий |
6. |
Даша |
5 лет |
Низкий |
7. |
София |
4,5 лет |
Высокий |
8. |
Света |
4,5 лет |
Высокий |
9. |
Матвей |
5 лет |
Высокий |
10. |
Вова |
5 лет |
Низкий |
11. |
Рома |
5 лет |
Средний |
12. |
Женя |
4,5 лет |
Средний |
13. |
Настя |
4,5 лет |
Высокий |
14. |
Настя |
4,5 лет |
Высокий |
15. |
Дима |
4,5 лет |
Средний |
16. |
Лиза |
5 лет |
Высокий |
17. |
София |
5 лет |
Высокий |
18. |
Люда |
4,5 лет |
Высокий |
19. |
Настя |
5 лет |
Высокий |
20. |
София |
5,5 лет |
Высокий |
Таким образом, из таблицы 2 видно, что детей, имеющих низкий уровень развития наглядно-образного мышления стало -2ч. (10 %), средний – 4 ч. (20 %), высокий – 14 ч(70 %).
Дети стали больше играть в сюжетно-ролевые игры. Дети с удовольствием берут на себя роли, строят сюжеты.
Теперь сравним результаты констатирующего этапа и заключительного этапа (см. табл.3).
Таблица 3
№ |
Имя |
Начало этапа |
Завершение этапа |
Уровень тревожности |
Уровень тревожности | ||
1. |
Саша |
Средний |
Высокий |
2. |
Даша |
Средний |
Высокий |
3. |
Полина |
Высокий |
Высокий |
4. |
Доминик |
Низкий |
Средний |
5. |
Илья |
Высокий |
Высокий |
6. |
Даша |
Низкий |
Низкий |
7. |
София |
Высокий |
Высокий |
8. |
Света |
Средний |
Высокий |
9. |
Матвей |
Высокий |
Высокий |
10. |
Вова |
Низкий |
Низкий |
11. |
Рома |
Низкий |
Средний |
12. |
Женя |
Средний |
Средний |
13. |
Настя |
Высокий |
Высокий |
14. |
Настя |
Высокий |
Высокий |
15. |
Дима |
Средний |
Средний |
16. |
Лиза |
Высокий |
Высокий |
17. |
София |
Высокий |
Высокий |
18. |
Люда |
Средний |
Высокий |
19. |
Настя |
Средний |
Высокий |
20. |
София |
Высокий |
Высокий |
Таблица 4.
Сводные результаты в % отношении 2-х этапов.
Количество детей |
Начало этапа |
Заключительный этап | ||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий | |
45 % |
35% |
25% |
70% |
20% |
10% |
На констатирующем этапе низкий уровень развития наглядно-образного мышления показали 4ч.(35%), средний уровень развития наглядно-образного мышления был у 7ч. (35%), высокий уровень - 9ч. (45 %).
На заключительном этапе детей с низким уровнем развития наглядно-образного мышления выявлено у 2 ч. (10 %), так как, возможно, они не посещали детский сад в период коррекции из-за болезни, средний уровень- 4ч. (20 %), высокий уровень выявлен у 14 ч. (70 %).
Таким образом, наше исследование показало, что коррекционная работа с использованием сюжетно-ролевых игр влияет и повышает уровень развития наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста.
Цель нашего исследования достигнута.
Гипотеза доказана полностью, дети стали больше играть в сюжетно-ролевые игры и уровень развития наглядно-образного мышления был повышен, но можно порекомендовать педагогам эффективнее применять в своей работе сюжетно-ролевые игры, тем самым дальше развивая уровень наглядно-образного мышления.
Для того чтобы в проведении педагогами сюжетно-ролевых игр не возникало трудностей, нами предлагаются следующие рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов:
Также были даны рекомендации и родителям по игровой деятельности с детьми:
Интересным для ребенка будет знакомство, например, с башенным краном. Ребенка восхищает один только вид этой большой машины. Не уводите его, дайте ему возможность получше рассмотреть кран, расскажите о работе крановщика, о возможностях данной техники. Дома еще раз напомните ребенку об увиденном, предложив отразить в рисунке свои впечатления, и вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет рисовать. Проявляйте чуткость и тактичность по отношению к рисункам ребенка: они не совершенны, но хорошо отражают его чувства и настроения. Главная ценность рисунков состоит не в том, что в рисунке он выразил свои чувства, мысли, настроения – впечатления от увиденного.