Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить роль сюжетно-ролевых игр в процессе развития наглядно-образного мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
На основе психологических теоретических источников уточнить категорию мышления, его содержание в дошкольном детстве.
Теоретически показать влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Практически изучить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Провести серию сюжетно-ролевых игр и определить эффективность их использования.
Дать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста.

Содержание работы

Введение ________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. Особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников
1.1. Понятие мышления, его виды и процессы ________________ 6
1.2. Специфика развития наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста _______________________ 14
1.3. Краткие выводы по главе 1 ____________________________ 17
ГЛАВА 2. Сюжетно-ролевая игра как средство развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Значение игры в дошкольном детстве ____________________ 19
2.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст _____ 30
2.3. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста ___________ 34
2.4. Краткие выводы по главе 2 _____________________________ 36
ГЛАВА 3. Содержание и методика работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста
3.1. Характеристика группы испытуемых и анализ констатирующего этапа исследования _______________________________________________ 37
3.2. Развитие наглядно-образного мышления в процессе проведения сюжетно-ролевых игр _______________________________________ 39
3.3. Итоги заключительного этапа ___________________________ 46
Заключение _____________________________________________________ 53
Список использованной литературы ________________________________ 54

Файлы: 1 файл

Мышление.docx

— 107.01 Кб (Скачать файл)

- Даша Р., Люда Ш., Саша И. Люда - мама, Даша и Саша - дочки.

- Лена (взмахивает руками): Ой, Дашенька! Ты заболела! Саша, скорее дай мне градусник.

- Саша ищет «градусник», дает палочку.

- Люда: Да какой же это градусник?

- Даша: Ну как будто, пусть будет. Давай, Люда.

- Люда: Ладно.

Мы не всегда располагали  реальными возможностями часто  играть с каждым ребенком, поэтому  брали небольшие подгруппы.

Мы выбирали одного из детей  в качестве своего основного партера -  «врача» (Приложение 2), а себе брали дополнительную – «пациента». Начав игру, воспитатель привлекал к исполнении роли «пациента» еще несколько детей: «Давайте вы тоже заболели и пришли к доктору!» Взрослый активно взаимодействовал с ребенком, выполняющим основную роль. «Полечившись» и уступив место следующему «пациенту», воспитатель менял свою роль: «Я теперь медсестра. Доктор, давайте я вам буду помогать». Затем на роль «медсестры» снова привлекался кто-нибудь из детей (из «пациентов», ожидающих своей очереди), а взрослый становился другим «врачом». Меняя роли в игре, воспитатель каждый раз разворачивал новый диалог со своим основным партнером (разговаривал с «врачом» как «пациент», как подчиняющаяся ему «медсестра», как равный товарищ по работе). К игре стихийно присоединялись другие дети. Этому никто не мешал («пациентов», «пассажиров», «посетителей», «покупателей» может быть сколько угодно).

Некоторые дети овладевали умениями менять роль путем подражания взрослому (если педагог из «пациента» превращался в «медсестру», то кто-то из «пациентов» тоже объявлял: «И я тоже буду медсестрой!»).

Опишем игру, которая возникла по инициативе детей. Люда предложила подружкам поиграть в «семью». Девочки охотно согласились. 
Люда: « Я — мама, вы, девочки, будете детьми. Ты, Настя, как будто приехала к нам в гости. Саша: « Да, да, ты у нас в гостях, ты будешь тетя Настя». Люда: « Давайте сегодня устроим стирку, чтобы было все чистое. У Светы и Даши грязные платья, сейчас мы будем стирать». Настя: «Давайте постираем, приготовимся к празднику. Скоро будет праздник. Я вам тоже буду помогать». Дети сами организовали уголок-комнату, взяв для этого стол, стулья, табуретки, принесли все необходимое для стирки. Люда в роли «мамы» направляет развитие игры. Люда: «Я буду возле машины, здесь трудно, а вы мне помогайте. Саша, принеси простыни, мы их постираем первыми, они же белые. А ты, Настя, будешь развешивать белье и гладить» 
Воспитатель: «Погладить белье можно попросить Дашу. Она с удовольствием вам поможет». Даша и Настя обрадовались, получив возможность активно действовать, проявить себя в игре. Саше и Свете очень хотелось стирать, но «мама», Люда, не допускала их к машине, мотивируя это тем, что они еще маленькие и могут испортить машину. 
Даша и Настя обратились к воспитателю с просьбой разрешить стирать на машине. Воспитатель: «Если вам мама сказала, слушайте ее. Мама будет очень довольна, если вы ей поможете принести воды, пополоскать белье».Девочки больше не возражали. Процесс стирки очень увлекал детей, но, несмотря на это, они правильно отражали взаимоотношения между членами семьи, стремились достичь результата в игре. В данной ситуации воспитатель умело использовал ролевые отношения для предупреждения конфликта и формирования положительных реальных взаимоотношений.

Вовлечение детей в  игру осуществлялось только по их желанию. Дети имели полную свободу выхода из нее, перемещения по групповой  комнате и переключения на другие занятия.

3.3. Итоги заключительного этапа

После того, как были проведены  запланированные сюжетно-ролевые  игры, мы провели повторное обследование с помощью тех же методов, что  и на первом этапе. Таким образом, после коррекционной работы уровень  развития наглядно-образного мышления повысился.

Таблица 2

Показатели уровней развития наглядно-образного мышления

Имя

Возраст

Уровень развития наглядно-образного  мышления

1.

Саша

4,5 лет

Высокий

2.

Даша

4,5 лет

Высокий

3.

Полина

5,5 лет

Высокий

4.

Доминик

4,5 лет

Средний

5.

Илья

4,5 лет

Высокий

6.

Даша

5 лет

Низкий

7.

София

4,5 лет

Высокий

8.

Света

4,5 лет

Высокий

9.

Матвей

5 лет

Высокий

10.

Вова

5 лет

Низкий

11.

Рома

5 лет

Средний

12.

Женя

4,5 лет

Средний

13.

Настя

4,5 лет

Высокий

14.

Настя

4,5 лет

Высокий

15.

Дима

4,5 лет

Средний

16.

Лиза

5 лет

Высокий

17.

София

5 лет

Высокий

18.

Люда

4,5 лет

Высокий

19.

Настя

5 лет

Высокий

20.

София

5,5 лет

Высокий


 

Таким образом, из таблицы 2 видно, что детей, имеющих низкий уровень развития наглядно-образного мышления стало -2ч. (10 %), средний – 4 ч. (20 %), высокий – 14 ч(70 %).

Дети стали больше играть в сюжетно-ролевые игры. Дети с  удовольствием берут на себя роли, строят сюжеты.

Теперь сравним результаты констатирующего этапа и заключительного этапа (см. табл.3).

Таблица 3

 

 

Имя

Начало этапа

Завершение этапа

 

Уровень тревожности

Уровень тревожности

1.

Саша

Средний

Высокий

2.

Даша

Средний

Высокий

3.

Полина

Высокий

Высокий

4.

Доминик

Низкий

Средний

5.

Илья

Высокий

Высокий

6.

Даша

Низкий

Низкий

7.

София

Высокий

Высокий

8.

Света

Средний

Высокий

9.

Матвей

Высокий

Высокий

10.

Вова

Низкий

Низкий

11.

Рома

Низкий

Средний

12.

Женя

Средний

Средний

13.

Настя

Высокий

Высокий

14.

Настя

Высокий

Высокий

15.

Дима

Средний

Средний

16.

Лиза

Высокий

Высокий

17.

София

Высокий

Высокий

18.

Люда

Средний

Высокий

19.

Настя

Средний

Высокий

20.

София

Высокий

Высокий


 

Таблица 4.

Сводные результаты в % отношении 2-х этапов.

Количество

детей

Начало этапа

Заключительный этап

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

 

45 %

35%

25%

70%

20%

10%


 

На констатирующем этапе  низкий уровень развития наглядно-образного  мышления показали 4ч.(35%), средний уровень развития наглядно-образного мышления был у 7ч. (35%), высокий уровень - 9ч. (45 %).

На заключительном этапе  детей с низким уровнем развития наглядно-образного мышления выявлено у 2 ч. (10 %), так как, возможно, они не посещали детский сад в период коррекции из-за болезни, средний уровень- 4ч. (20 %), высокий уровень выявлен у 14 ч. (70 %).

Таким образом, наше исследование показало, что коррекционная работа с использованием сюжетно-ролевых  игр влияет и повышает уровень  развития наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста.

Цель нашего исследования достигнута.

Гипотеза доказана полностью, дети стали больше играть в сюжетно-ролевые  игры и уровень развития наглядно-образного  мышления был повышен, но можно порекомендовать педагогам эффективнее применять в своей работе сюжетно-ролевые игры, тем самым дальше развивая уровень наглядно-образного мышления.

 Для того чтобы в проведении педагогами сюжетно-ролевых игр не возникало трудностей, нами предлагаются следующие рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов:

  1. Использование сюрпризных моментов (получение   письма,   посылки,   телеграммы, приезд и встреча  гостя и т. п.)  с целью поддержания интереса детей к игре.
  2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
  3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
  4. Просмотр диафильма по теме игры.
  5. Проведение экскурсии по теме игры. 
  6. Наблюдение   за   трудом   взрослых   в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.).
  7. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций.
  8. Введение в уже знакомую детям  игру новой роли, уточнение обязанностей.
  9. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
  10. Совместная с детьми игра.
  11. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
  12. Постановка проблемных игровых задач.
  13. Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, ее обсуждение.
  14. Рассказ  воспитателя  об  играх детей другой группы.
  15. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия), после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
  16. Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т. д.; обменяться впечатлениями.
  17. Составление   детьми   рассказов   на темы «Как мы играли», «Как можно играть еще интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
  18. Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
  19. Составление   с   детьми   альбома   по тематике игры.
  20. Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
  21. Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
  22. Использование  мимических этюдов, элементов психогимнастике.
  23. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов.

Также были даны рекомендации и родителям по игровой деятельности с детьми:

  1. Ваш ребенок растет, становится все более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Дайте ему возможность почувствовать себя независимым и самостоятельным в том, чему он уже научился: заправлять кровать, одеваться и др. Пусть ваш ребенок еще что-то не умеет, но он все понимает. Воспитывайте у него слуховое внимание: приучайте слышать то, о чем вы его просите. Поощряйте малейшие успехи вашего ребенка. Похвалите его за самостоятельность и умение следить за собой, делать все вовремя. Вы увидите, что в следующий раз он проявит больше инициативы, смелости, любознательности не только в быту, но и в других занятиях.
  2. Ребенок стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый является для него источником информации о мире людей. Расширяйте круг общения ребенка, используйте любую возможность сообщить ему не только что-то абсолютно новое для него, но и новое об уже известном, освоенном. Так, ребенок знает о том, что в кастрюле варят суп, но с открытием для него может стать то, что за супом надо следить, помешивать, чтобы он не выкипел.

Интересным для ребенка  будет знакомство, например, с башенным краном. Ребенка восхищает один только вид этой большой машины. Не уводите  его, дайте ему возможность получше рассмотреть кран, расскажите о работе крановщика, о возможностях данной техники. Дома еще раз напомните ребенку об увиденном, предложив отразить в рисунке свои впечатления, и вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет рисовать. Проявляйте чуткость и тактичность по отношению к рисункам ребенка: они не совершенны, но хорошо отражают его чувства и настроения. Главная ценность рисунков состоит не в том, что в рисунке он выразил свои чувства, мысли, настроения – впечатления от увиденного.

  1. Демонстрируйте и объясняйте ребенку свои действия, например, вы собираетесь на работу: выбираете одежду, складываете в сумку необходимые вещи – бумаги, ручки, очки, телефон. Вечером, приходя с работы, или по дороге из детского сада поделитесь с ребенком тем, как прошел день, спросите, что он делал в детском саду, что особенно его волнует.
  2. Показывайте ребенку мир вокруг, совершайте специальные прогулки к объектам, скрытым от глаз ребенка в повседневной жизни: к городскому памятнику, к дворцу спорта, к зданию театра, к железной дороге. Все увиденное вокруг и услышанное от вас обогатит его впечатления, эмоции и знания.
  3. Как можно больше разговаривайте  с ребенком, старайтесь каждый день специально отводить время на общение с ним. Мальчикам очень важно выслушать компетентный ответ по поводу устройства того или иного механизма, а девочкам – советы мамы по поводу ухода за куклой-дочкой. Иногда вам придется заглянуть в детскую энциклопедию, продумать ответ, чтобы он был понятен ребенку. Такое целенаправленное общение даст положительные результаты: ребенок будет жить насыщенной, интересной жизнью, у него будут свои занятия и игры, он сумеет проявить инициативу, самостоятельно обустроить место для игры, подобрать необходимые атрибуты. Не пытайтесь поучать и пичкать ребенка знаниями, напротив, старайтесь, увлечь ребенка той или иной темой; своим тоном и атмосферой общения побуждайте к активности и самостоятельности.
  4. Во  время игры спросите у ребенка, во что он играет, и обратите внимание на то, какие роли ему интересны: повара, мамы, папы, шофера и т.п. Помогите ребенку советом, поиграйте вместе  с ним, чтобы игра не стояла на месте, а развивалась и увлекала ребенка. Подскажите ребенку сюжеты, в которые можно играть, и объясните, как это лучше сделать. В совместных играх действуйте гибко, ненавязчиво. Не раздражайте по пустякам, наберитесь терпения; если малыш не воспринимает ваши советы, ищите другие методы взаимодействия с ним. Уважайте желания, мысли и чувства ребенка, давая ему возможность проявить инициативу.
  5. Ребенку необходимо общение со сверстниками. Приглашайте его друзей к себе домой, устраивайте детские праздники с продуманной программой детского активного отдыха. Покажите детям домашний спектакль кукольного театра, который вы сделали своими руками [5, 6].

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников