Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель исследования – определить роль сюжетно-ролевых игр в процессе развития наглядно-образного мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
На основе психологических теоретических источников уточнить категорию мышления, его содержание в дошкольном детстве.
Теоретически показать влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Практически изучить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Провести серию сюжетно-ролевых игр и определить эффективность их использования.
Дать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста.
Введение ________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. Особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников
1.1. Понятие мышления, его виды и процессы ________________ 6
1.2. Специфика развития наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста _______________________ 14
1.3. Краткие выводы по главе 1 ____________________________ 17
ГЛАВА 2. Сюжетно-ролевая игра как средство развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Значение игры в дошкольном детстве ____________________ 19
2.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст _____ 30
2.3. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста ___________ 34
2.4. Краткие выводы по главе 2 _____________________________ 36
ГЛАВА 3. Содержание и методика работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста
3.1. Характеристика группы испытуемых и анализ констатирующего этапа исследования _______________________________________________ 37
3.2. Развитие наглядно-образного мышления в процессе проведения сюжетно-ролевых игр _______________________________________ 39
3.3. Итоги заключительного этапа ___________________________ 46
Заключение _____________________________________________________ 53
Список использованной литературы ________________________________ 54
На пятом году жизни среди игр особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится ведущей формой игровой деятельности и обуславливает значительные изменения в психике ребенка. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мысленном, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию децентрации – важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. [17,202].
В средней группе в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определённым сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то своё, индивидуальное. Например, Серёжа, папа которого капитан речного парохода, предлагает “воспитательнице” покатать детей по Москве-реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребёнком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыш, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед едва поднеся ко рту ложку. Иногда дети ограничиваются символическими действиями: матрос плавает по комнате, которая стала “как будто море”.
Игры с правилами учат
детей придумывать новые
Ребенок четырех лет становится все более инициативным. Меняются позиции воспитателя в игре: педагог активнее применяет формы косвенного руководства игрой, предоставляя ребенку действовать все более самостоятельно. В процессе формирования игровой деятельности детей этого возраста воспитатель привлекает к различным предметам, которые могут быть применены в игре в качестве заместителей.
Дети средней группы во время занятий по труду и свободной деятельности могут изготавливать необходимые игрушки и атрибуты для игр. Ребята особенно стараются, если мастерят поделки специально для игры и тут же могут пустить их в ход. Со временем дети все изобретательнее пользуются в игре предметами-заместителями, тем самым развивается наглядно-образное мышление.
Игра – один из тех
видов детской деятельности, которые
используются взрослыми в целях
воспитания дошкольников, обучения их
различным действиям с
На пятом году жизни среди игр особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится ведущей формой игровой деятельности и обуславливает значительные изменения в психике ребенка. Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях и воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мысленном, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений.
ГЛАВА 3. Содержание работы и методика работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста
3.1. Характеристика группы испытуемых и итоги констатирующего этапа исследования
Исследовательская работа на тему «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников» проводилась с детьми среднего дошкольного возраста детского сада «Чебурашка» г. Долинска. Всего 20 человек (от 4,5 до 5,5 лет) (см. табл. 1). В ходе наблюдения за детьми и воспитателем в группе, мы увидели, что педагог Светлана Валерьевна создает благоприятный психологический климат в группе, так как с детьми доброжелательная, внимательная, чуткая, уравновешенная, любит играть с ними, создавая развивающие игровые ситуации, вовлекая детей в мир творчества и фантазии. Дети в данной группе активные, любознательные, неагрессивные, в свободное время от занятий с удовольствием заняты игровой деятельностью, они играют в спокойные настольные игры - мозаика, лото, конструктор; подвижные игры с правилами («Гуси-лебеди», «Прятки», «Кошки-мышки» и др.); в игры – драматизации («Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка»), также значительное место в игровой деятельности детей занимают игры, навеянные современными сюжетами, заимствованные в основном с телевизионного экрана («Черепашки Ниндзя», «Человек-паук», «Вингс» и др.), но вместе с этим замечено, что дети меньше играют в сюжетно-ролевые игры, особенно на «профессиональные» и «социальные» сюжеты. А ведь именно сюжетно-ролевые игры в наибольшей мере способствуют вхождения ребенка в мир взрослых, развитию умений действовать в плане представлений, развитию наглядно-образного мышления, воображения, эмоций, общения. Воспользовавшись методикой «Складывание разрезных картинок», были выявлены дети с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления, где ребенок успешно справился с заданием без какой-либо помощи и за короткое время, с средним уровнем развития, где ребенок справился с заданием с затруднением или с помощью взрослого, и с низким уровнем развития наглядно-образного мышления, где ребенок не справился с заданием (см.табл.1, Приложение 1), также в группе велись наблюдения за детьми.
Таблица 1
Показатели уровня развития наглядно-образного мышления
№ |
Имя |
Возраст |
Уровень развития наглядно-образного мышления |
1. |
Саша |
4,5 лет |
Средний |
2. |
Даша |
4,5 лет |
Средний |
3. |
Полина |
5,5 лет |
Высокий |
4. |
Доминик |
4,5 лет |
Низкий |
5. |
Илья |
4,5 лет |
Высокий |
6. |
Даша |
5 лет |
Низкий |
7. |
София |
4,5 лет |
Высокий |
8. |
Света |
4,5 лет |
Средний |
9. |
Матвей |
5 лет |
Высокий |
10. |
Вова |
5 лет |
Низкий |
11. |
Рома |
5 лет |
Низкий |
12. |
Женя |
4,5 лет |
Средний |
13. |
Настя |
4,5 лет |
Высокий |
14. |
Настя |
4,5 лет |
Высокий |
15. |
Дима |
4,5 лет |
Средний |
16. |
Лиза |
5 лет |
Высокий |
17. |
София |
5 лет |
Высокий |
18. |
Люда |
4,5 лет |
Средний |
19. |
Настя |
5 лет |
Средний |
20. |
София |
5,5 лет |
Высокий |
Таким образом, из таблицы 1 видно, что детей имеющих низкий уровень развития наглядно-образного мышления 4 ч. (20%), средний уровень – 7 ч. (35%), высокий уровень развития наглядно-образного мышления 9 ч. (45%). Решено было для детей с низким и средним уровнем развития наглядно-образного мышления использовать сюжетно-ролевые игры.
3.2. Развитие наглядно-образного мышления в процессе проведения сюжетно-ролевых игр
Практическая часть работы в этом направлении с детьми проводилась при помощи воспитателя Светланы Валерьевны. Мы фиксировали результаты наблюдений, как дети себя вели во время игры, участвовали в этих играх.
За основу психокоррекционной работы были взяты сюжетно-ролевые игры. Игры проводились 2 раза в неделю по 20-25 минут (среда, пятница) в течение 2-х месяцев (март, апрель, 2010 г.).
В игре взрослый являлся не руководителем, а участником, партнером. Игра разворачивалась особым образом, так, чтобы для ребенка открылась необходимость соотнесения его роли с другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Для этого были соблюдены два условия:
Любая интересующая детей тема была представлена так, чтобы одна из ролей (основная) была по смыслу связана с несколькими другими. Возможный состав ролей принимал вид «куста», например к теме «Поездка на бензоколонку»:
пассажир
Шофер бензозаправщик
механик
Такой сюжет разворачивался постепенно – в первом событии в игре взаимодействовали «шофер» и «пассажир», во втором – «шофер» и «бензозаправщик», в третьем – «шофер» и «механик». Таким образом, одна роль («шофер») включалась уже не в единичную, а во множественные ролевые связи. Ребенок – «шофер» вынужден был все время менять свое ролевое поведение в соответствии с новой ролевой связкой.
Для того чтобы ребенок
открыл возможность смены
Основная роль дополнительная роль 2
дополнительная роль 3
Для детей пятого
года жизни достаточно двух-
дочка (сынок)
мама папа
бабушка
врач медсестра
другой врач
шофер милиционер
водитель другой машины
Овладение умением изменять свои роли само по себе делает самостоятельную игру богаче, способствует развитию эмоционально-действенной ориентации в смыслах человеческих действий и отношений.
Рассмотрим, как же строилась совместная игра ребенка и взрослого. На первом этапе у ребенка была основная роль, а взрослый при развитии сюжета менял свои роли.
Воспитатель не рассказывал предварительно сюжет, а сразу начинал игру, предлагая ребенку основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую его. Например, Доминик любил играть в «шофера» (Приложение 2). Педагог говорил: «Доминик, давай с тобой играть. Вот тебе машина. Ты будешь шофер! А я пассажир». Во время «поездки» разворачивался ролевой диалог с «шофером», а затем вводилось в сюжет следующее событие, требующее появление нового персонажа: «Давай мы как будто на красный свет поехали, и милиционер нас остановил. Я теперь буду милиционером». Но Доминик отвергнул это предложение и выдвинул свое: « Нет, мы на заправку поедем, за бензином». Воспитатель в таком случае ввел другого персонажа: «Хорошо. Я теперь бензозаправщик, на станции наливаю бензин. Шофер, сколько вам бензина?». После этого воспитатель ввел и третье событие, требующее появления еще одного персонажа: «Давай рядом с твоей машиной поедет еще одна – грузовик. Я теперь шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог ее починить».
Играя с ребенком, педагог
использовал минимальное