Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить роль сюжетно-ролевых игр в процессе развития наглядно-образного мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
На основе психологических теоретических источников уточнить категорию мышления, его содержание в дошкольном детстве.
Теоретически показать влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Практически изучить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Провести серию сюжетно-ролевых игр и определить эффективность их использования.
Дать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста.

Содержание работы

Введение ________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. Особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников
1.1. Понятие мышления, его виды и процессы ________________ 6
1.2. Специфика развития наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста _______________________ 14
1.3. Краткие выводы по главе 1 ____________________________ 17
ГЛАВА 2. Сюжетно-ролевая игра как средство развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Значение игры в дошкольном детстве ____________________ 19
2.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст _____ 30
2.3. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста ___________ 34
2.4. Краткие выводы по главе 2 _____________________________ 36
ГЛАВА 3. Содержание и методика работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста
3.1. Характеристика группы испытуемых и анализ констатирующего этапа исследования _______________________________________________ 37
3.2. Развитие наглядно-образного мышления в процессе проведения сюжетно-ролевых игр _______________________________________ 39
3.3. Итоги заключительного этапа ___________________________ 46
Заключение _____________________________________________________ 53
Список использованной литературы ________________________________ 54

Файлы: 1 файл

Мышление.docx

— 107.01 Кб (Скачать файл)

На пятом году жизни  среди игр особое значение приобретает  совместная сюжетно-ролевая игра. Она  становится ведущей формой игровой деятельности и обуславливает значительные изменения в психике ребенка. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мысленном, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию децентрации – важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. [17,202].

В средней группе в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определённым сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то своё, индивидуальное. Например, Серёжа, папа которого капитан речного парохода, предлагает “воспитательнице” покатать детей по Москве-реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребёнком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыш, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед едва поднеся ко рту ложку. Иногда дети ограничиваются символическими действиями: матрос плавает по комнате, которая стала “как будто море”.

Игры с правилами учат детей придумывать новые игровые  действия, воспитывают творческое отношение  к игре в целом. Например, в подвижных  музыкальных играх «Кот и мыши», «Займи домик» дети учатся выполнять  определенные движения соответственно ситуации (идти тихо, крадучась); не сопротивляться, если тебя поймали; выразительно передавать походку. В играх «Горячий конь», «Машины и пешеходы» ребята учатся выполнять команды, действовать согласованно, вместе начинать и заканчивать действие. В играх «Лиса и заяц», «Магазин игрушек» дети учатся обращать внимание на выразительность и оригинальность в передаче образа.

Ребенок четырех лет становится все более инициативным. Меняются позиции воспитателя в игре: педагог активнее применяет формы косвенного руководства игрой, предоставляя ребенку действовать все более самостоятельно. В процессе формирования игровой деятельности детей этого возраста воспитатель привлекает к различным предметам, которые могут быть применены в игре в качестве заместителей.

Дети средней группы во время занятий по труду и свободной  деятельности могут изготавливать  необходимые игрушки и атрибуты для игр. Ребята особенно стараются, если мастерят поделки специально для игры и тут же могут пустить их в ход. Со временем дети все изобретательнее пользуются в игре предметами-заместителями, тем самым развивается наглядно-образное мышление.

    1. Краткие выводы по главе 2

Игра – один из тех  видов детской деятельности, которые  используются взрослыми в целях  воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В  игре ребенок развивается как  личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной  и трудовой деятельности, его отношения  с людьми.

На пятом году жизни  среди игр особое значение приобретает  совместная сюжетно-ролевая игра. Она  становится ведущей формой игровой  деятельности и обуславливает значительные изменения в психике ребенка. Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в  сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях и воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мысленном, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Содержание работы и методика работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста

3.1. Характеристика  группы испытуемых и итоги  констатирующего этапа исследования

Исследовательская работа на тему «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников» проводилась с детьми среднего дошкольного возраста детского сада «Чебурашка» г. Долинска. Всего 20 человек (от 4,5 до 5,5 лет) (см. табл. 1). В ходе наблюдения за детьми и воспитателем в группе, мы увидели, что педагог Светлана Валерьевна создает благоприятный психологический климат в группе, так как  с детьми доброжелательная, внимательная, чуткая,  уравновешенная, любит играть с ними, создавая развивающие игровые ситуации, вовлекая детей в мир творчества и фантазии. Дети в данной группе  активные, любознательные, неагрессивные, в свободное время от занятий с удовольствием заняты игровой деятельностью, они играют в спокойные настольные игры - мозаика, лото, конструктор; подвижные игры с правилами («Гуси-лебеди», «Прятки», «Кошки-мышки» и др.); в игры – драматизации («Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка»), также значительное место в игровой деятельности детей занимают игры, навеянные современными сюжетами, заимствованные в основном с телевизионного экрана («Черепашки Ниндзя», «Человек-паук», «Вингс» и др.), но вместе с этим замечено, что дети меньше играют в сюжетно-ролевые игры, особенно на «профессиональные» и «социальные» сюжеты. А ведь именно сюжетно-ролевые игры в наибольшей мере способствуют вхождения ребенка в мир взрослых, развитию умений действовать в плане представлений, развитию наглядно-образного мышления, воображения, эмоций, общения. Воспользовавшись методикой «Складывание разрезных картинок», были выявлены дети с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления, где ребенок успешно справился с заданием без какой-либо помощи и за короткое время, с средним уровнем развития, где ребенок справился с заданием с затруднением или с помощью взрослого, и с низким уровнем развития наглядно-образного мышления, где ребенок не справился с заданием  (см.табл.1, Приложение 1), также в группе велись наблюдения за детьми.

Таблица 1

Показатели уровня развития наглядно-образного мышления

Имя

Возраст

Уровень развития наглядно-образного  мышления

1.

Саша

4,5 лет

Средний

2.

Даша

4,5 лет

Средний

3.

Полина

5,5 лет

Высокий

4.

Доминик

4,5 лет

Низкий

5.

Илья

4,5 лет

Высокий

6.

Даша

5 лет

Низкий

7.

София

4,5 лет

Высокий

8.

Света

4,5 лет

Средний

9.

Матвей

5 лет

Высокий

10.

Вова

5 лет

Низкий

11.

Рома

5 лет

Низкий

12.

Женя

4,5 лет

Средний

13.

Настя

4,5 лет

Высокий

14.

Настя

4,5 лет

Высокий

15.

Дима

4,5 лет

Средний

16.

Лиза

5 лет

Высокий

17.

София

5 лет

Высокий

18.

Люда

4,5 лет

Средний

19.

Настя

5 лет

Средний

20.

София

5,5 лет

Высокий


 

Таким образом, из таблицы 1 видно, что детей имеющих низкий уровень развития наглядно-образного  мышления 4 ч. (20%), средний уровень – 7 ч. (35%), высокий уровень развития наглядно-образного мышления 9 ч. (45%). Решено было для детей с низким и средним уровнем развития наглядно-образного мышления использовать сюжетно-ролевые игры.

3.2. Развитие наглядно-образного  мышления в процессе проведения сюжетно-ролевых игр

Практическая часть работы в этом направлении с детьми проводилась при помощи воспитателя Светланы Валерьевны. Мы фиксировали результаты наблюдений, как дети себя вели во время игры, участвовали в этих играх.

За основу психокоррекционной работы были взяты сюжетно-ролевые игры. Игры проводились 2 раза в неделю по 20-25 минут (среда, пятница) в течение 2-х месяцев (март, апрель, 2010 г.).

В игре взрослый являлся  не руководителем, а участником, партнером. Игра разворачивалась особым образом, так, чтобы для ребенка открылась необходимость соотнесения его роли с другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Для этого были соблюдены два условия:

    1. использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными;
    2. отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) количеству участников игры (персонажей в сюжете должно быть больше чем участников).

Любая интересующая детей  тема была представлена так, чтобы одна из ролей (основная) была по смыслу связана  с несколькими другими. Возможный состав ролей принимал вид «куста», например к теме «Поездка на бензоколонку»:

 

                           пассажир


  Шофер             бензозаправщик


                           механик

Такой сюжет разворачивался постепенно – в первом событии в игре взаимодействовали «шофер» и «пассажир», во втором – «шофер» и «бензозаправщик», в третьем – «шофер» и «механик». Таким образом, одна роль («шофер») включалась уже не в единичную, а во множественные ролевые связи. Ребенок – «шофер» вынужден был все время менять свое ролевое поведение в соответствии с новой ролевой связкой.

 Для того чтобы ребенок  открыл возможность смены ролей  в процессе игры, было соблюдено второе условие: персонажей должно быть больше, нежели участников игры. При этом сюжет не должен был задаваться, планироваться заранее; новый персонаж (роль) появлялся в процессе самой игры. Общая схема сюжета (независимо от тематики) выглядела следующим образом:

                                        дополнительная роль 1


Основная роль              дополнительная роль 2


                             дополнительная роль 3

 Для детей пятого  года жизни  достаточно двух-трех  дополнительных ролей в таком сюжете (хотя, в принципе, их может быть и больше).

 

 

                                         дочка (сынок)                             


                мама                папа


                               бабушка

                                        пациент


                 врач              медсестра


                             другой врач

                                      пассажир


             шофер               милиционер


                              водитель другой машины

Овладение умением изменять свои роли само по себе делает самостоятельную  игру богаче, способствует развитию эмоционально-действенной  ориентации в смыслах человеческих действий и отношений.

Рассмотрим, как же строилась совместная игра ребенка и взрослого. На первом этапе у ребенка была основная роль, а взрослый при развитии сюжета менял свои роли.

Воспитатель не рассказывал  предварительно сюжет, а сразу начинал  игру, предлагая ребенку основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую его. Например, Доминик любил играть в «шофера» (Приложение 2). Педагог говорил: «Доминик, давай с тобой играть. Вот тебе машина. Ты будешь шофер! А я пассажир». Во время «поездки» разворачивался ролевой диалог с «шофером», а затем вводилось в сюжет следующее событие, требующее появление нового персонажа: «Давай мы как будто на красный свет поехали, и милиционер нас остановил. Я теперь буду милиционером». Но Доминик отвергнул это предложение и выдвинул свое: « Нет, мы на заправку поедем, за бензином».  Воспитатель в таком случае ввел другого персонажа: «Хорошо. Я теперь бензозаправщик, на станции наливаю бензин. Шофер, сколько вам бензина?». После этого воспитатель ввел и третье событие, требующее появления еще одного персонажа: «Давай рядом с твоей машиной поедет еще одна – грузовик. Я теперь шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог ее починить».

 Играя с ребенком, педагог  использовал минимальное количество  игрушек, чтобы манипуляция с  ними не отвлекали внимания  от ролевого взаимодействия. Если  по ходу игры требовалось изменения  предметной ситуации (обозначение  бензоколонки, второго автомобиля), то воспитатель организовал его  с помощью детских стульев,  веревочек или просто называл:  «Здесь будет дом, а здесь  двор», так чтобы ролевое взаимодействие  практически не прерывалось. Использовались предметы-заместители, которые обогащает детскую игру, расширяют возможности моделирования действительности и способствует развитию знаково-символической функции сознания. Чаще в качестве предметов-заместителей выступал предметно не оформленный материал, поскольку его функция не фиксирована: камешки, лоскутки, палочки, обрывки бумаги.

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников