Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить роль сюжетно-ролевых игр в процессе развития наглядно-образного мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
На основе психологических теоретических источников уточнить категорию мышления, его содержание в дошкольном детстве.
Теоретически показать влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Практически изучить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Провести серию сюжетно-ролевых игр и определить эффективность их использования.
Дать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста.

Содержание работы

Введение ________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. Особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников
1.1. Понятие мышления, его виды и процессы ________________ 6
1.2. Специфика развития наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста _______________________ 14
1.3. Краткие выводы по главе 1 ____________________________ 17
ГЛАВА 2. Сюжетно-ролевая игра как средство развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Значение игры в дошкольном детстве ____________________ 19
2.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст _____ 30
2.3. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста ___________ 34
2.4. Краткие выводы по главе 2 _____________________________ 36
ГЛАВА 3. Содержание и методика работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста
3.1. Характеристика группы испытуемых и анализ констатирующего этапа исследования _______________________________________________ 37
3.2. Развитие наглядно-образного мышления в процессе проведения сюжетно-ролевых игр _______________________________________ 39
3.3. Итоги заключительного этапа ___________________________ 46
Заключение _____________________________________________________ 53
Список использованной литературы ________________________________ 54

Файлы: 1 файл

Мышление.docx

— 107.01 Кб (Скачать файл)

Игра – самостоятельная  деятельность, в которой дети впервые  вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой  обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок  начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и  свои собственные. Задача воспитателя  состоит в том, чтобы  сосредоточить  внимание играющих на таких целях, которые  вызывали бы  общность чувств и действий, способствовать установлению между  детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Итак, сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития дошкольников. Это может быть достигнуто только при условии пропорционального сочетания в воспитательном процессе разных видов игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных и др.)

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые  отличаются мерой непосредственного  участия взрослого, а также разными  формами детской активности.

Первая группа-это игры, где взрослый принимает косвенное  участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определенного уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно  поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым  можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей  функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребенка [7,14].

Сюжетные игры представляют собой основу формирования игровой деятельности в раннем и дошкольном детстве. На начальном этапе в этих играх ребенок с помощью взрослого усваивает особенности предметов-игрушек (ознакомительные игры), способы действия  с ними (отобразительные игры). В дальнейшем под руководством взрослых дети приобретают опыт практической деятельности и начинают в игре отражать назначение предметов (сюжетно-отобразительной игры) и, наконец, их трудовые и общественные отношения (ролевые игры). В сюжетных играх широко используются игрушки сюжетно-образные (куклы, животные и др.) и технические (транспорт, строительные материалы и другие.)

Познавательные  игры на первом году жизни детей направлены на самостоятельное обследование игрушек, узнавание их физических свойств, на реализацию возможности различным образом действовать с ними. По мере взросления детей познавательные игры должны занимать все больше место в игровой практике.

Вторая группа – это  различные обучающие игры, в которых  взрослый, сообщая ребенку правила  игры или объясняя конструкцию игрушки, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они  направлены на усвоение определенного  программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для  нравственно-эстетического воспитания детей.

К группе игр с фиксированной программой действий относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры-драматизации и игры-развлечения.

Подвижные игры способствуют совершенствованию основных движений, выработке нравственно-волевых качеств, косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников. Они могут сюжетными и бессюжетными.

Дидактические игры (игры с дидактическими игрушками и аналогичным материалом, словесные, сюжетно-дидактические, настольно-печатные) педагоги используют в основном в целях умственного воспитания детей. Вместе с тем в этих играх дети учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели.

Музыкальные игры, которые могут быть хоровыми, сюжетными и бессюжетными, часто сочетают в себе элементы дидактических и подвижных игр. Они существенно влияют не только на эстетическое воспитание детей, но и на их физическое и умственное развитие. Важное значение для эстетического воспитания детей имеют и театрализованные  игры.

Игры-развлечения, рекомендуемые в основном детям раннего и младшего дошкольного возраста, повышают эмоционально-положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности, питают ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями. Существенно, что игры-забавы создают благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.

Кроме собственно игр следует  сказать о так называемой неигровой  деятельности, протекающей в игровой  форме. Это могут быть особым образом  организованные начальные формы  детского труда, некоторые виды изобразительной  деятельности, ознакомления с окружающим на прогулке и др.

Соответственно содержанию тех или иных игр дети используют разные виды игрушек: дидактические, сюжетно-образные, технические, моторно-спортивные, музыкальные, театральные, празднично-карнавальные и  игрушки-забавы. Игрушка, помимо своего эстетического и развлекательного свойства, должна развивать ребенка  во всех отношениях.

Поиск ответов на возникающие  игровые проблемы повышает познавательную активность детей в реальной жизни. Достигнутый в игре процесс психического развития ребенка существенно влияет на возможности его систематического обучения на занятиях, способствует совершенствованию его реальной нравственно-эстетической позиции в среде сверстников и взрослых.

Прогрессивное, развивающее  значение игры состоит не только в  реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становления мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности к обучению в школе.

2.2. Влияние сюжетно-ролевых  игр на дошкольный возраст

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях и воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. [17, 201].

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические  качества и особенности личности ребенка.

Сюжетно-ролевая  игра влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше, запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и  действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителями предмета -  он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок учится мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.

Ролевая игра имеет  определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы, брать на себя различные способы  другими предметами, брать на себя различные роли. Это способность  ложится в основу развития воображения [12, 235]. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, также как не обязательны и многие игровые действия. Дети учатся  подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане. Шестилетняя Катюша рассматривает фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла посажена возле игрушечной швейной машины. Катюша говорит: «Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим объяснением маленькая Катя обнаружила свойственной ей самой способ игры.

Общение дошкольника  со сверстниками разворачивается главным  образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому сюжетно-ролевая игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений  ребенка ложится в основу свойств  мышления, позволяющего стать на точку  зрения других людей, предвосхитить  их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное.

Очень большое влияние  сюжетно-ролевая игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в  том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями  взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые  для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя  его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения [12, 236].

Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование  – на разных этапах дошкольного  детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает  тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости  и возвращаются домой, ветер сдувает  висящие яблоки и т.д. Стройка  из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок-шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузовик, выгружающий  эти блоки, наконец, рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.

Выше рассмотрено  значение игр для умственного  и в целом психического развития ребенка. Однако не менее важна роль сюжетной игры в формировании нравственных качеств, а также в их физическом развитии. При соответствующей организации  предметно-игровой среды можно  добиться в сюжетных играх большей  подвижности детей, сочетающейся с  ориентировкой в пространстве. Этому  способствует применение легких крупногабаритных конструкций, имитирующих элементы предметной среды, которые дети в  зависимости от замысла могут  свободно перемещать в пространстве, создавая необходимые условия для  развертывания игрового сюжета.

Гибкая программа  поведения детей в сюжетных играх  создает благоприятные условия  для удовлетворения их потребности в движении и поддержания эмоционально-положительного тонуса. Немаловажным является и то обстоятельство, что в игру такого рода дети могут по желанию включиться или выйти из нее, что дает возможность избежать переутомления.

Сюжетные игры оказывают  влияние и на эстетическое воспитание детей. Это обеспечивается прежде всего подбором игрушек и атрибутов, отвечающих требованиям высокого художественного вкуса, а также соответствующим оформлением предметных и игровых зон в помещении и на участке детского сада. Немаловажное значение имеет эстетика содержания самих игр.

Внутри игровой  деятельности начинает складываться и  учебная деятельность, которая позднее  становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает  непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

    1. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста

Для дошкольников 4-5 лет характерной  формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление. Важным условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Одним из важнейших  предпосылок возникновения образного  мышления является подражание взрослому. Ж.Пиаже, А.Валлон, А.В. Запорожец рассматривали  подражание как главный источник становления образного плана. Воспроизводя действия взрослого, ребенок моделирует их и, следовательно, строит их образ.  Игру также можно рассматривать как форму подражания: в этой деятельности у детей возникает способность представить одну вещь посредством другой.

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников