Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить роль сюжетно-ролевых игр в процессе развития наглядно-образного мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
На основе психологических теоретических источников уточнить категорию мышления, его содержание в дошкольном детстве.
Теоретически показать влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Практически изучить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте.
Провести серию сюжетно-ролевых игр и определить эффективность их использования.
Дать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста.

Содержание работы

Введение ________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. Особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников
1.1. Понятие мышления, его виды и процессы ________________ 6
1.2. Специфика развития наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста _______________________ 14
1.3. Краткие выводы по главе 1 ____________________________ 17
ГЛАВА 2. Сюжетно-ролевая игра как средство развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Значение игры в дошкольном детстве ____________________ 19
2.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст _____ 30
2.3. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития наглядно- образного мышления у детей среднего дошкольного возраста ___________ 34
2.4. Краткие выводы по главе 2 _____________________________ 36
ГЛАВА 3. Содержание и методика работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста
3.1. Характеристика группы испытуемых и анализ констатирующего этапа исследования _______________________________________________ 37
3.2. Развитие наглядно-образного мышления в процессе проведения сюжетно-ролевых игр _______________________________________ 39
3.3. Итоги заключительного этапа ___________________________ 46
Заключение _____________________________________________________ 53
Список использованной литературы ________________________________ 54

Файлы: 1 файл

Мышление.docx

— 107.01 Кб (Скачать файл)

Более глубокое проникновение  в суть вещей требует раскрытия  их внутренних связей, закономерностей  и существенных свойств. Оно выполняется  при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез, - писал С. Л. Рубинштейн, - «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное» [16, 372] . Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения.

Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явлений, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Кроме рассмотренных видов  и операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция и дедукция. Суждение это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных.

Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью…, следует «принципу удовольствия» вопреки «принципу реальности»… [16, 378].Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения».

Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать  мышление. Известно, что чувство  придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь  же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит  ли оно пределы оптимума, обеспечивающего  разумность мышления.

В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую  и регулятивную функции. Эвристическая  функция эмоций заключается в  выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторые зоны оптимального поиска, в пределах которой находится  искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляет его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.

При нахождении принципа решения  или при возникновении интуитивного ощущения приближения к нему  у человека появляется состояние  эмоционального подъема. «Состояние эмоциональной  активации выступает как некоторый  неспецифический сигнал «остановки», как указание на то, «где» должно быть найдено то, что еще не найдено, оно выступает как неконкретизированное предвосхищение принципа решения (или окончательного решения). Это эмоциональное предвосхищение принципиального решения задачи… переживается как «чувство близости решения».

Кроме обычных, нормальных видов  мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных  людей     (например, у шизофреника), а также у тех, кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

Один из видов необычного мышления получил название аутизма. Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям, следуют за ними, отражают их силу, динамику.

Аутистическое мышление тенденциозно. Цель в нем достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих потребностям, открывается свободная, не ограниченная рамками строгой логики дорога. Те из ассоциаций, которые противоречат потребностям, тормозятся, другие, соответствующие им, получают простор даже в том случае, если порождают логические несоответствия.

Во многих отношениях аутистическое мышление противоположно реалистическому, основные виды и операции которого нами были рассмотрены раньше. Реалистическое мышление правильно отражает действительность, делает человека разумным, в то время как аутистическое мышление представляет в основном то, что соответствует не объекту, а аффекту. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины. Последняя из задач перед аутистическим мышлением не стоит, его направленность – удовлетворение потребности, снятие вызванного ею эмоционального напряжения. Аутистическое мышление продолжает иллюзии, а не истины.

Кроме описанных, есть и индивидуально своеобразные типы мышления. Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального или иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:

  1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
  2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством. 

Критерием истинности для  интуитивного типа выступают ощущение правильности для мыслительного типа являются эксперимент и логическая безупречность вывода.

Познание у мыслительного  типа существенно отличается от познания интуитивного типа. Мыслительный тип  обычно интересуется знанием как  таковым, ищет и устанавливает логическую связь между явлениями, в то время как интуитивный тип ориентирован на прагматику, на практически полезное использование знаний вне зависимости от их истинности и логической непротиворечивости. Истинно то, что полезно, - вот его жизненное кредо.

    1. Специфика развития наглядно-образного мышления у дошкольников среднего возраста

Усложнение и развитие наиболее ранней формы мыслительной деятельности — наглядно-действенного мышления — ведет к появлению более сложной формы — наглядно-образного мышления. Данная форма характеризуется тем, что практические преобразования ситуации заменяются представляемыми преобразованиями.

В ряде исследований Г. И. Минской, А. А. Люблинской,  А.В. Запорожца, показано, что наиболее простые формы наглядно-образного мышления, при которых ребенок способен оперировать конкретными образами предметов, возникают в возрасте 4—5 лет. Такие же данные получены и зарубежными исследователями - А. Валлоном,  Ж. Пиаже, Б. Инельдером, Дж. Брунером.

Возникновение у детей  умений действовать в плане представлений  ряд ведущих психологов рассматривает  как узловой момент их психического развития. На основе анализа и обобщения различных исследований, посвященных изучению мышления дошкольников, можно сделать вывод о том, что наглядно-образное мышление возникает и развивается в процессе взаимодействия предметных действий, речи, подражания, игровой, продуктивной деятельности и т. д. Причем умение оперировать конкретными образами предметов в процессе совершенствования наглядно-образного мышления сменяется преобразованием обобщенных образов предметов.

Характеристике отдельных  форм мышления посвящено большое количество работ. Но также важно изучение переходных периодов развития мышления наиболее важно в исследовании умственного развития дошкольника. Переходные периоды — узловые пункты в развитии мыслительной деятельности детей, и их изучение может пролить свет на особенности возникновения и развития той или иной формы мышления. Так, по мнению А. А. Люблинской, переход от действий с реальными объектами к оперированию образами значительно сложнее и глубже, чем просто «свертывание» внешнего действия и его преобразование в умственное. 
А. Валлон  и Ж. Пиаже исследовали условия перехода от сенсомоторного (наглядно-действенного) к допонятийному интеллекту (образному мышлению). А. Валлон, в частности, утверждал, что в процессе развития сенсомоторного интеллекта ребенка формируются сенсомоторные схемы, обеспечивающие отражение существенных свойств окружающих предметов и явлений. Тем самым создаются предпосылки для перехода к наглядно-образному мышлению. Ведущую роль в формировании такой возможности А. Валлон отводит внутренней имитирующей деятельности, подражанию . Воспроизводя действия взрослого, ребенок моделирует их и, следовательно, строит их образ [17, 224].

Исследованиями советских  психологов показано, что умение оперировать  своими представлениями (уровень образного  мышления) в значительной степени  зависит от содержания и методов обучения (П. Я. Гальперин, Я. А. Пономарев). Установлено, что дети 4—5 лет могут представить себе перемещение различных объектов по окружности, воспроизвести предметы в различных пространственных положениях (Н. Н. Поддьяков, 1977). Решающую роль в формировании этих умений, как выяснилось, играли своеобразные модели и схемы,  с помощью которых дети сначала в плане внешней развернутой деятельности воспроизводили перемещение предмета в пространстве, а затем предвосхищение таких перемещений осуществлялось ими в плане представлений, т. е. у детей формировалось умение произвольно оперировать своими представлениями в процессе решения соответствующих задач.

Известно, что наглядно-образное мышление — чрезвычайно сложное образование, выступающее как определенная система взаимосвязанных разнородных элементов. Ведущими в системе являются различные виды детских представлений и умение оперировать ими.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а  потом и более сложных задач  с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних  проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка знакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получить необходимый результат в уме.

При решении задач с  косвенным результатом начинает складываться новая, более высокая  форма наглядно-образного мышления, которую можно назвать наглядно-схематической. Наглядно-схематическая форма мышления впервые дает возможность отображать связи и отношения, существующие объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Ребенок не создает эти связи сам, как, например, в орудийном действии, а выявляет и учитывает их при решении стоящей перед ним задачи. Отображение объективных связей – необходимое условие усвоения знаний, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и их свойствами. Наглядно - схематическое мышление сохраняет образный характер, но сами образы становятся другими: в них отображаются не отдельные предметы и их свойства, а связи и отношения между предметами и свойствами [11, 207].

    1. Краткие выводы по главе 1

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения  и преобразования человеком действительности. Это своего рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Мышление совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Кроме рассмотренных  операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция и дедукция. Суждение это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных.

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления средних дошкольников