Влияние стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрыто понятие «педагогическое общение» и его основные стили. Рассмотрены особенности развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Определено влияние стиля педагогического общения учителя на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. А также проведено эмпирическое исследование влияния стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования влияния
стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей
младшего школьного возраста……………………………………………….5
1.1 Понятие «педагогическое общение» и его основные стили……………5
1.2 Особенности развитие эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста…………………………………………………………...11
1.3 Влияние стиля педагогического общения учителя на развитие
эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста……………17
Выводы…………………………………………………………….…………24
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста…...25
2.1 Организация и методы исследования……………………………….…25
2.2 Анализ результатов исследования влияния стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста….32
2.3 Рекомендации по результатам исследования влияния стилей общения педагога на эмоциональную сферу младших школьников……………….38
Выводы……………………………………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………………………45
Приложения………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Курсовая_писхология_Влияние стиля общения на эмоции.doc

— 532.00 Кб (Скачать файл)

В силу преобладания у младшего школьника процессов возбуждения, чувства как мотивы поведения все еще занимают значимое место в его жизни. Поэтому при осуществлении самоконтроля младшие школьники проявляют большую зависимость от взрослых даже в тех случаях, когда операционная составляющая контрольного действия не вызывает у них затруднений. Одной из причин этого также является то, что смысловая сторона контроля, в отличие от операционно-технической, не раскрывается ребенку и приобретает смысл лишь в ситуации сотрудничества со взрослым. Таким образом, успешное становление функций саморегуляции у младшего школьника во многом определяется деятельностью учителя. Это особенно важно в контексте того, что связи с учителем и коллективом класса для ребенка - первоклассника являются социально значимыми.

Более того, Г.М. Бреслав пишет о том, что при нормальном ходе формирования личности младшего школьника положительное эмоциональное отношение к учителю как к носителю наиболее важных и обязательных социальных способов деятельности можно рассматривать как одно из центральных социальных чувств ученика. Это чувство проявляется индивидуально, и в силу еще значительной импульсивности школьника может привести к излишнему сокращению дистанции между учеником и учителем [7, с. 208].

Высокая эмоциональная валентность фигуры педагога приводит к известному эффекту генерализации оценки учителя учеником. Хорошая оценка начинает рассматриваться ребенком не только в своем специфическом качестве - как оценка конкретных знаний, сколько как общая оценка его достоинств. Психология восприятия ребенком оценок учителя такова, что очень быстро знаки его успеха (неуспеха) в познавательной деятельности превращаются в знак, оценивающий его личность в целом. Низкая оценка травмирует психику, создает комплекс неполноценности, формирует образ «неудачника». Эмоциональное отношение к оценке усиливает или ослабляет мотивы к учению, меняет самооценку и уровень притязаний. Равнодушие, а не болезненная эмоциональная реакция младшего школьника на плохую оценку является свидетельством потери субъективного значения учения и школы в целом.

В целом для нормального хода формирования личности младшего школьника типично подчинение основных взаимоотношений не столько спонтанным личным симпатиям, сколько социальным требованиям и нормам. Л.С. Выготский пишет о том, что в 6 - 7 лет происходит «потеря непосредственности», то есть осуществляется переход от непосредственных отношений с действительностью к таким, которые опосредованы социально выработанными нормами и способами действий [9, с. 32].

А.А. Венгер считает, что в системе социальных эмоций существуют позитивные и негативные этические эталоны, с которыми ребенок соотносит свои поступки. Эти эталоны соответствуют различным видам эмоциональных отношений к другим людям, предметам и ситуациям. Так, существует эталон привлекательного человека, человека, заслуживающего презрения, сочувствия и т.д. [10, с. 267].

Общение с учителем начинает играть ориентировочную роль. Большую роль в этом играет эмоциональное предвосхищение отдаленных последствий своих поступков. В процессе такого воображения происходит своеобразное проигрывание данной ситуации.

Ребенок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей, а, следовательно, и для него самого. Так, он стремится определить направление своего последующего поведения, избегая тех поступков, которые может совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.

При авторитарном стиле общения педагога эмоциональное развитие ребенка затруднено тем, что учитель не доверяет ученикам, чем сковывает проявление эмоций и их развитие. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для их обучения. Авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, при этом каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе.

Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Более того, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как «умение выходить сухим из воды», «умение использовать других для выполнения того, что должен сделать сам», «умение заставить других беспрекословно подчиняться», «внешняя привлекательность и физическая сила» и т.п. [22, с. 78].

Попустительский стиль общения педагога для младших школьников является формальным. Дети неуверенно чувствуют себя в школе, во всем доверяют учителю, поэтому такой стиль, во-первых, недопустим, а во-вторых, он развивает в детях тревожность. Попустительский стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. Этот стиль не обеспечивает детям возможности пережить радость совместной деятельности, учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками и шалостями. Ребенок не осознает своих обязанностей.

Демократический стиль общения в начальной школе развивает в детях инициативу, общительность, доверительность в личных взаимоотношениях. Как у учителя, так и у учеников обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, они сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает сорадость при достижении успеха. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. В то же время именно этот стиль придает значение особой важности личной деятельности — каждый хочет сам выполнять задание учителя, сам дисциплинировать самого себя. Эмоциональное развитие младших школьников происходит гармонично.

Итак, авторитарный стиль управляет дисциплиной, но искажает развитие личности ребенка. Демократический стиль требует большего профессионального мастерства для организации дисциплины, но является единственно приемлемым для воспитания позитивных качеств личности ребенка при организации его познавательной активности. Либерально-попустительский стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности.

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью учителя в начальной школе, эмоциональный настрой, должна иметь меру, не превращаясь в панибратство. Ученики, привыкшие к такому стилю общения учителя, порой испытывают трудности в приложении усилий в учебе. На фоне этого эмоциональная сфера ребенка не развивается, так как в ней присутствуют нарочито созданные положительные эмоции, яркие краски.

Общение-дистанция. Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся, развивает в детях неуверенность, эмоциональную заторможенность.

Общение-устрашение может вызвать в учениках начальной школы

страх, неуверенность, нежелание посещения школы, психические расстройства.

Педагогическое общение – заигрывание так же бесперспективно для развития эмоциональной сферы детей, так как в конечном результате оно приводит учителя к противоположному общению – запугиванию или авторитарному стилю общения.

Учение и коллективная деятельность способствуют развитию у детей высших чувств. У младшего школьника интенсивно формируются такие моральные чувства, как чувство коллективизма, товарищества. Выполнение предметных обязанностей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом при водят к тому, что учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллективе.

Учитель должен стремиться к тому, чтобы ребята обогащались эмоциональными переживаниями, которые имеют положительное жизненное значение. Упражнение эмоций содействует формированию более совершенных отношений человека к окружающему миру, природе, человеческому обществу.

Таким образом, стиль общения учителя непосредственно влияет и на эмоциональное состояние младших школьников. Авторитарный стиль снижает настроение, способствует появлению у детей эмоциональной тревоги, обеспокоенности, обиды, неприязни. Демократический стиль повышает настроение, рождает эмоциональную радость, чувства удовлетворения и уверенности в своих силах. Либерально-попустительский стиль, с одной стороны, порождает безосновательное веселье, с другой, - чувства неудовлетворения, ограничения, безразличия, равнодушия. Учителей такого стиля обучения (то они очень мягкие, потакающие учащимся, то, когда чувствуют, что власть от них уходит, очень жесткие) дети не любят больше всего, поскольку к нему трудно приспособиться.

Выводы

Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.

В научной литературе выделяют классификацию стилей К.Левина, В.А. Кан-Калика, М. Талена и др. Наиболее широкое распространение получило разделение стилей на авторитарный, попустительский и демократический.

При авторитарном стиле общения педагога эмоциональное развитие ребенка затруднено тем, что учитель не доверяет ученикам, чем сковывает проявление эмоций и их развитие. Авторитарный стиль общения порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми.

Попустительский стиль общения педагога для младших школьников является формальным. Дети неуверенно чувствуют себя в школе, во всем доверяют учителю, поэтому такой стиль, во-первых, недопустим, а во-вторых, он развивает в детях тревожность.

Демократический стиль общения в начальной школе развивает в детях инициативу, общительность, доверительность в личных взаимоотношениях. Как у учителя, так и у учеников обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, они сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей общения

педагога на развитие эмоциональной сферы

детей младшего школьного возраста

 

2.1 Организация  и методы исследования 

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Когда ребенок приходит в школу происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. Ребенок попадает в новую, для него, социальную ситуацию развития, которая требует, от него, особой деятельности. Эта деятельность называется учебной. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Система «ребенок – учитель» становится центром жизни младшего школьника, пронизывает всю его жизнь, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Все эти изменения требуют чуткого и внимательного отношения к школьнику со стороны взрослых.

Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности. Важной характеристикой профессионально-педагогического общения и личности учителя является стиль. Стиль представляет собой индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. В стиле общения учителя находит выражение его личность.

Для нашего исследования значимым представляется изучение влияния стиля педагогического общения на эмоциональную сферу детей, которые итак находятся в непривычных для себя условиях. Практическая значимость данной работы заключается в том, чтобы помочь учителям осознать свои личностные особенности, которые выражаются в стиле их педагогического общения. Зная свои сильные и слабые стороны, педагог может развивать свои достоинства, компенсируя недостатки. Тем самым учитель может сделать процесс общения с младшими школьниками более полезным и комфортным.

Для определения степени влияния стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста было проведено экспериментальное исследование. Объектом исследования выступил процесс педагогического общения, а предметом – влияние стиля общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Целью констатирующего эксперимента является: выявить влияние стиля общения учителя на развитие эмоциональной сферы детей начальной школы.

В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи:

– изучить профессиональную позицию педагогов в педагогическом общении;

Информация о работе Влияние стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста