Влияние стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрыто понятие «педагогическое общение» и его основные стили. Рассмотрены особенности развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Определено влияние стиля педагогического общения учителя на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. А также проведено эмпирическое исследование влияния стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования влияния
стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей
младшего школьного возраста……………………………………………….5
1.1 Понятие «педагогическое общение» и его основные стили……………5
1.2 Особенности развитие эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста…………………………………………………………...11
1.3 Влияние стиля педагогического общения учителя на развитие
эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста……………17
Выводы…………………………………………………………….…………24
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста…...25
2.1 Организация и методы исследования……………………………….…25
2.2 Анализ результатов исследования влияния стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста….32
2.3 Рекомендации по результатам исследования влияния стилей общения педагога на эмоциональную сферу младших школьников……………….38
Выводы……………………………………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………………………45
Приложения………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Курсовая_писхология_Влияние стиля общения на эмоции.doc

— 532.00 Кб (Скачать файл)

9. Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений;

10. Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.

Сознательное формирование своего стиля педагогического общения возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.

Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно – индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.

В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.

 

Выводы

Для оценки влияния стиля педагогического общения на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста нами было проведено эмпирическое исследование на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Нижнекамска. В эксперименте принимали участие 8 учителей начальной школы и 60 учеников вторых классов.

Для проведения исследования были выбраны две методики: «Тест для изучения профессиональной позиции учителя в педагогическом общении», «Оценки эмоционального состояния детей младшего школьного возраста» Е.А. Зинченко. Применение первой методики позволило выявить стиль общения педагогов, а вторая оценить его влияние на эмоциональную сферу детей.

Анализ результатов эксперимента подтвердил правильность гипотезы исследования, которая заключалась в следующем: влияние стиля общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста будет наиболее эффективным при демократическом стиле общения.

Действительно, дети, обучающиеся в классе классный руководитель, которого использует демократический стиль общения, обладают более высоким уровнем развития эмоциональной сферы. В классе с классным руководителем, предпочитающим авторитарный стиль общения, дети имеют преимущественно средний, нейтральный уровень эмоционального развития.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности ученического коллектива. Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

Самое широкое распространение получила классификация стилей предложенная К. Левином: авторитарный, попустительский и демократический. Наиболее предпочтительным в общении с детьми является демократический стиль общения.

Демократический стиль общения в начальной школе развивает в детях инициативу, общительность, доверительность в личных взаимоотношениях. Как у учителя, так и у учеников обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, они сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся.

Стиль общения педагога оказывает сильное влияние на развитие

эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Это было подтверждено нами при проведении эмпирического исследования на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Нижнекамска.

Нами были протестированы 8 учителей начальной школы, с целью выявления предпочтения ими того или иного стиля педагогического общения. Кроме этого нами был определен уровень эмоционального развития учеников путем применения методики «Оценки эмоционального состояния детей младшего школьного возраста» Е.А. Зинченко.

Проведенный эксперимент показал, что дети, обучающиеся в классе, классный руководитель, которого применяет демократический стиль общения, эмоционально более развиты, в их эмоциях преобладают, радость, удовольствие восторг. Они более открыто выражают свое мнение и эмоции. Дети из другого класса, где учителя использовали преимущественно авторитарный стиль общения напротив, отличались скованностью. 50% из них имеют средний уровень эмоционального развития, а 29% - низкий.

Для преодоления этой ситуации были сделаны рекомендации как сознательно формировать свой стиль педагогического общения, посредством развития коммуникативных способностей и самоанализа профессиональной деятельности.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.3-е изд. – СПб.: Изд-во Питер, 2009, – 272 с.
  2. Андреева  Г.М. , Янушек Я. Общение и деятельность.2-е изд. – М. Просвещение, 2010. – 210 с.
  3. Асмолов  А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2009. – 416 с..
  4. Асмолов  А.Г. Социальная компетентность классного руководителя. Режиссура совместных действий / Под редакцией А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой. М.: Учебная книга БИС, 2007. – 160 с.
  5. Бодалев А. А. Личность и общение. – М., 2009. – 228 с.
  6. Бодалев А.А. Психология общения. 3-е изд. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 2010. – 267 с.
  7. Бреслав Г. М. Основы психологического исследования. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2010. – 364 с.
  8. Вопросы психологии личности школьника. / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РЧФСР, 1961. – 312 с.
  9. Выготский Л. С.  Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. – 168 с.
  10. Венгер А. А., Мухина В. С. Психология. М. Просвещение, 2010. – 386с.
  11. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Пособие для психолого-педагогических комиссий.- М.: Владос, – 2013. – 562 с.
  12. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 2007. – 304 с.
  13. Канн-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. – Грозный, 2009. – 291с.
  14. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 2007. - 244 с.
  15. Коломинский Я.Л. Основы психологии. – М.: АСТ, 2010. – 183 с.
  16. Коломинский Я. Л.,  Панько Е. А., Игумнов С. А.  Психическое развитие детей в норме и патологии. – СПб.: Питер,2004. – 480 с.
  17. Кондратьева С.В. Учитель – ученик. – М.: Педагогика, 2012. – 418 с.
  18. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя – СПб.: Знание, 2011 — 186 с.
  19. Кэррол Э. Изард Психология эмоций / Перев. с англ. — СПб.: Питер, 2008. — 464 с.
  20. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К.Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Нальчик, 2009. – 243 с.
  21. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 2007. – 185 с.
  22. Маслова Н. Ф. Пути рационального использования времени в учебно-воспитательном процессе : Учеб. пособие к спецкурсу .– М., Владос, 2010. – 214 с.
  23. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива – – М.: ИНФРА-М, 2009. – 342 с.
  24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 528 с.
  25. Пискарёва Т.Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушениями интеллекта // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции.-СПб., 1998.- с. 199-200.
  26. Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2009. — 288 с.
  27. Рогов. В.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие.- М.: Владос,1996.- 529 с.
  28. Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 2008. – 246 с.
  29. Сергеева. В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. – М.: Знание, 2011. – 308 с.
  30. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 2009.  – 412 с.
  31. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2010. – 312 с.
  32. Тарабаркина Л.В. Эмоциональная компетенция педагога как субъекта инновационной образовательной деятельности. – Москва, 2010 // Психология образования: психологическое обеспечение 'Новой школы' : материалы V всероссийской научно-практической конференции 27-29.01.2010 Москва / ред. В.В. Рубцов. – Москва : Федерация психологов образования России , 2010. – С. 255-256.
  33. Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста. М.: Мозаика-синтез, 2009. - 115 с.
  34. Шаповалова О.Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников.// Коррекционная педагогика. – 2006. –  №3(15). – С.28-34..
  35. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л. Психологический инструментарий по работе с младшими школьниками – М.: НИИОПП, 2007. - 239 с.
  36. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации. – М. : Институт практической психологии, 2008. – 304 с.
  37. Янкина Е.И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста. Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 1999» / Под ред. А.А.Крылова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. – 264 с.

 

 

Приложение А

Таблица 1.

Характеристика содержательной и формальной сторон стилей педагогического общения

Формальная сторона

Содержательная сторона

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ

Деловые, краткие распоряжения

Дела в группе планируются заранее во всем их объеме

Запреты без снисхождения, с угрозой

Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны

Эмоции не принимаются в расчет

 

Позиция лидера - вне группы

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Инструкция в форме предложений

Мероприятия планируются не заранее, а в группе

Не сухая речь, а товарищеский тон

За реализацию предложений отвечают все

Похвала и порицание - с советами

Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

Распоряжения и запреты - с дискуссиями

 

Позиция лидера - внутри группы

 

ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ

Тон - конвенциональный

Дела в группе идут сами собой

Отсутствие похвалы, порицаний

Лидер не дает указаний

Никакого сотрудничества

Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера

Позиция лидера - незаметно в стороне от группы

 

 

 

Приложение Б

Подарок

 

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить. Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется. Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:

- Не хороша игрушка. На  что тебе птички? Зачем ты их  мучить будешь?

- Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду  кормить!

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку. Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

- Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

Мать сказала:

- Это чиж. Смотри же, не  мучай его, а лучше пусти.

- Нет, я его кормить  и поить буду. Посадил Серёжа  чижа в клетку, и два дня  сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:

- Вот видишь, ты забыл  про свою птичку, лучше пусти  её.

- Нет, я не забуду, я  сейчас поставлю воды и вычищу  клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

- Серёжа, закрой клетку, а  то вылетит и убьётся твоя  птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:

- Мама! Что мне теперь  делать?

- Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит. Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел. С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Таблица 3.

Результаты тестирования учителей

Варианты ответа

Вопросы

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Учитель 1. (2 Б класс) кл. рук.

27

а

 

3

 

2

3

         

8

б

3

 

3

     

3

 

2

 

11

в

         

3

 

2

 

3

8

Учитель 2 (2 В класс) кл.рук.

21

а

   

2

     

2

   

2

6

б

3

1

   

2

2

   

2

 

10

в

     

3

     

2

   

5

Учитель 3. (2 Б класс)

26

а

 

3

 

2

         

2

7

б

3

 

3

 

2

 

3

     

11

в

         

3

 

2

3

 

8

Учитель 4 (2 В класс)

23

а

   

2

2

3

 

2

     

9

б

3

       

2

   

2

 

7

в

 

2

         

2

 

3

7

Учитель 5 (2 Б и 2 В классы)

25

а

2

3

 

2

3

       

2

12

б

   

3

     

3

 

2

 

8

в

         

3

 

2

   

5

Учитель 6 (2 Б и 2 В классы)

23

а

 

3

 

2

     

3

   

8

б

3

       

2

3

 

2

 

10

в

   

1

 

1

       

3

5

Учитель 7 (2 Б и 2 В классы)

23

а

2

   

2

   

2

3

 

2

11

б

   

3

 

2

2

       

7

в

 

2

           

3

 

5

Учитель 8 (2 Б и 2 В классы)

20

а

 

3

 

2

           

5

б

         

2

3

 

2

 

7

в

1

 

1

 

1

   

2

 

3

8

Информация о работе Влияние стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста