Влияние стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрыто понятие «педагогическое общение» и его основные стили. Рассмотрены особенности развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Определено влияние стиля педагогического общения учителя на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. А также проведено эмпирическое исследование влияния стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования влияния
стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей
младшего школьного возраста……………………………………………….5
1.1 Понятие «педагогическое общение» и его основные стили……………5
1.2 Особенности развитие эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста…………………………………………………………...11
1.3 Влияние стиля педагогического общения учителя на развитие
эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста……………17
Выводы…………………………………………………………….…………24
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста…...25
2.1 Организация и методы исследования……………………………….…25
2.2 Анализ результатов исследования влияния стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста….32
2.3 Рекомендации по результатам исследования влияния стилей общения педагога на эмоциональную сферу младших школьников……………….38
Выводы……………………………………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………………………45
Приложения………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Курсовая_писхология_Влияние стиля общения на эмоции.doc

— 532.00 Кб (Скачать файл)

– оценить уровень развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста;

– определить характер взаимосвязи между стилем общения педагога и развитием эмоциональной сферы детей.

Гипотеза исследования – влияние стиля общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста будет наиболее эффективным при демократическом стиле общения.

Экспериментальное исследование  проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Нижнекамска Республики Татарстан в ноябре 2013 г.

В эксперименте принимали участие 8 учителей начальной школы в возрасте от 37 до 54 лет. В исследовании принимали участие учителя - женщины. Исследованная нами группа - это единый педагогический коллектив, классные руководители и учителя предметники.

Также в эксперименте приняли участие младшие школьники 2 Б и 2 В классов, обучающиеся по образовательной программе «Школа 2100». Считается, что дети, обучающиеся по этой программе отличаются образной речью и мышлением, у них лучше развиты рассудительность и кругозор, а также они быстрее и глубже усваивают программный материал. Иными словами, эти дети могут более осознанно отвечать на поставленные вопросы. Кроме того, обучением детей по программе «Школа 2100», обычно занимаются более молодые педагоги, зачастую не лишенные амбиций и более склонные к авторитарному стилю общения. Этот факт позволит сделать эксперимент более точным.

Общее количество детей, участвующих в эксперименте – 60 человек.

Выбор классов из параллели вторых классов школы осуществлялся на основе изучения профессиональной позиции учителя в педагогическом общении. Таким образом, мы смогли выявить учителей с авторитарным и демократическим стилем общения и оценить влияние стиля общения на развития эмоциональной сферы детей.

Констатирующее экспериментальное исследование было разбито нами на 2 этапа, каждый из которых предполагал использование конкретных методов.

Для первого этапа был выбран «Тест для изучения профессиональной позиции учителя в педагогическом общении».

Для второго этапа использовалась Методика «Оценка эмоционального состояния». Стимульным материалом послужил рассказ «Подарок». В каждом классе был прочитан рассказ и предложено детям письменно оценить поступок мальчика. Текст рассказа приведен в Приложении Б.

Рассмотрим содержание каждой методики более подробно.

Методика № 1: «Тест для изучения профессиональной позиции учи-

теля в педагогическом общении».

Инструкция по выполнению

Внимательно прочтите вопросы, проанализируйте свои мнения, выберите наиболее подходящие варианты ответов. На бланке (таблица 1) под номером вопроса поставьте крестик в соответствующей клеточке.

1. Считаете ли вы, что  ребёнок должен:

а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.

б) говорить вам только то, что он сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе?

2. Если ребёнок взял  у другого ребёнка без разрешения  игрушку или карандаш, то вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;

б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда  недисциплинированный ребёнок сегодня  на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите?

а) похвалите его и всем детям покажете его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

в) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался!»

4. Ребёнок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите?

а) заставите его громко, при всех поздороваться с вами;

б) не обратите на это внимания;

в) сразу же начнёте общаться с ребёнком, не упоминая о его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что

предпочтёте делать?

а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они общаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займётесь своими делами.

6. Какая точка зрения  вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро преходящи, и на них не стоит обращать особого внимания.

б) эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребёнка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом?

7. Ваша исходная позиция  в работе с детьми:

а) ребёнок слаб, не разумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать его;

б) у ребёнка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого на максимальное повышение активности самого ребёнка;

в) ребёнок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная задача, чтобы он был здоров и не нарушал дисциплину.

8. Как вы относитесь  к активности самого ребёнка?

а) положительно – без неё невозможно полноценное развитие;

б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

в) положительно, но только тогда, когда она согласована с педагогом.

9. Ребёнок не захотел  выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:

а) сказали бы: «Ну и не надо»;

б) заставили бы выполнить работу;

в) предложили бы другое задание.

10. Какая позиция, по вашему  мнению, более правильная?

а) ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём;

б) если он не осознаёт заботу о нём, не ценит её, то это его дело, когда-нибудь пожалеет.

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Таблица 1.

Бланк ответов на тест

Варианты ответа

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

                   

б

                   

в

                   

 

Обработка результатов осуществляется по следующему алгоритму: ответ, отмеченный в соответствующей клетке, оценивается указанной в ней суммой баллов, в соответствии с «Ключом» теста (таблица 2). Общая сумма, характеризующая позицию педагога в общении, равна арифметической сумме всех полученных баллов.

Таблица 2.

Ключ теста для изучения профессиональной позиции учителя

в педагогическом общении

Ответ

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

в

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3


 

Критерии оценки:

25 – 30 баллов – открытая  профессиональная позиция, предпочтение  демократического стиля общения.

20-24 балла – авторитарная  педагогическая позиция.

10-19 баллов – отстранённая  позиция, выраженность либерального стиля общения.

Далее рассмотрим содержание методики № 2 направленной на оценку эмоционального состояния детей младшего школьного возраста.

Порядок работы. Стимульный материал (рассказ) зачитывается всему классу одновременно. После чтения рассказа, дети описывают свое впечатление от прочитанного рассказа, оценивая эмоции, как героя рассказа, так и свои собственные.

Инструкция: «Вам будет прочитан рассказ. Ваша задача в процессе прослушивания оценить возникшие у вас эмоции, затем описать свои эмоции в небольшом рассказе».

Обработка результатов проводится по упрощенной системе: прочитываются количество отмеченных и проявленных эмоций – отрицательных и положительных в соответствии со «шкалой эмоциональных состояний» (Е.А. Зинченко) [11, с. 306]:

  1. сильное отрицательное: сильное неудовольствие, ярость, отчаяние, ужас;
  2. слабое отрицательное: слабое неудовольствие, гнев, огорчение, обида, тревога, страх;
  3. нейтральное: спокойствие, уверенность;
  4. слабое положительное: слабое удовольствие, удовольствие;
  5. сильное положительное: сильное удовольствие, радость, восторг.

Чем выше баллы, тем более развита эмоциональная сфера учащихся:

5, 4 баллов – высокий;

3 балла – средний;

2,1 балла – низкий.

Таким образом, для проведения исследования влияния стиля педагогического общения на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста нами были выбраны две методики. Перовая методика направлена на определение преобладающего стиля общения педагога в его профессиональной деятельности. Вторая методика позволяет оценить развитие эмоциональной сферы детей, обучающихся у исследованных нами педагогов. Анализ результатов позволит нам оценить правильность нашей гипотезы, которая заключается в следующем: влияние стиля общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста будет наиболее эффективным при демократическом стиле общения.

 

2.2 Анализ результатов  исследования влияния стилей  общения 

педагога на развитие эмоциональной сферы детей

Анализ и обобщение итогов констатирующего эксперимента начнем с оценки результатов теста для изучения профессиональной позиции учителя в педагогическом общении. Учителям начальной школы, работающим с учениками 2 Б и 2 В классов, было предложено ответить на вопросы теста, заполнив таблицу ответов (таблица 1).

В Приложении В приведена таблица 3 результатов тестирования учителей. Для удобства вместо маркировки ответов в таблице были указаны баллы по ответам согласно ключу (таблица 2) и подсчитана сумма баллов. В результате тестирования учителя набрали количество баллов от 20 до 27 (таблица 4).

Таблица 4.

Сумма баллов по тесту для определения профессиональной позиции

 учителя в  педагогическом общении

№ п/п

Учитель 1

Учитель 2

Учитель 3

Учитель 4

Учитель 5

Учитель 6

Учитель 7

Учитель 8

Баллы

27

21

26

23

25

23

23

20

Стиль

общения

Демокра-тический

Автори-тарный

Демокра-тический

Автори-тарный

Демокра-тический

Автори-тарный

Автори-тарный

Авторитарный

Обучаемый класс

2 Б

2 В

2 Б

2 В

2 Б и

2 В

2 Б и

2 В

2 Б и

2 В

2 Б и

2 В


 

Открытую профессиональную позицию и предпочтение демократии-

ческого стиля общения имеют 3 преподавателя из 8 тестированных, т.е. 37,5% учителей из экспериментальной группы. Авторитарная педагогическая позиция и авторитарный стиль общения определен у 5 преподавателей, т.е. у 62,5% учителей из экспериментальной группы.

При этом 4 учителя преподают в обоих исследуемых классах и 4 только в одном из них. Результаты тестирования показывают, что 3 учителей (из 6) во 2 Б классе предпочитают демократический стиль общение. Получается, что уровень влияния на детей во 2 Б классе учителей с демократическим и авторитарным стилями общения примерно равный. Во 2 В классе ситуация отличается, в нем преподают учителя с преимущественно авторитарным стилем общения – 5 из 6 обучающих учителей.

Информация о работе Влияние стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста