Влияние стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрыто понятие «педагогическое общение» и его основные стили. Рассмотрены особенности развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Определено влияние стиля педагогического общения учителя на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. А также проведено эмпирическое исследование влияния стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования влияния
стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей
младшего школьного возраста……………………………………………….5
1.1 Понятие «педагогическое общение» и его основные стили……………5
1.2 Особенности развитие эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста…………………………………………………………...11
1.3 Влияние стиля педагогического общения учителя на развитие
эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста……………17
Выводы…………………………………………………………….…………24
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста…...25
2.1 Организация и методы исследования……………………………….…25
2.2 Анализ результатов исследования влияния стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста….32
2.3 Рекомендации по результатам исследования влияния стилей общения педагога на эмоциональную сферу младших школьников……………….38
Выводы……………………………………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………………………45
Приложения………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Курсовая_писхология_Влияние стиля общения на эмоции.doc

— 532.00 Кб (Скачать файл)

Возможно, такой высокий уровень учителей с авторитарным стилем общения связан с особенностями образовательной программы, с которой они работают. Программа «Школа 2100» многими родителями и учителями признается как сложная и требует большей отдачи от учителей и учеников её изучающих. Для того чтобы добиться более высоких результатов учителя вынуждены быть более строгими в общении с учениками.

Для того чтобы оценить достоверность данного предположения оценим распределение ответов на вопросы (таблица 5). Так на первый вопрос «Считаете ли вы, что ребёнок должен:?» 63 % (5 из 8) учителей ответили с демократической точки зрения выбрав ответ – б) говорить вам только то, что сам захочет. Авторитарную точку зрения выбрали 25% учителей (2 из 8), а попустительскую точку зрения – только один педагог.

Примечательно то, что на вопросы с 4 по 10 респонденты отвечали, выбирая либо демократический, либо авторитарный тип ответа, игнорируя попустительский вариант. Это говорит о том, что учителей начальных классов редко встречаются педагоги с попустительским стилем общения, из-за их более высокой ответственности.

Интересной является почти единодушная авторитарная позиция учи-

телей по некоторым вопросам. Например, на вопрос 4 – как вы поступите, если ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами? 88% (7 из 8) учителей выбрали ответ а – «заставите его громко, при всех поздороваться с вами». Также с ответом на 8 вопрос «Как вы относитесь к активности самого ребёнка?» 75% (6 из 8) учителей выбрали пункт в – «положительно, но только тогда, когда она согласована с педагогом».

Таблица 5.

Распределение ответов на вопросы теста учителей

 

Количество ответов, ед.

Количество ответов, %

Вопросы

А

Б

В

А

Б

В

1

2

5

1

25

63

13

2

5

1

2

63

13

25

3

2

4

2

25

50

25

4

7

 

1

88

0

13

5

3

3

2

38

38

25

6

 

5

3

0

63

38

7

3

5

 

38

63

0

8

2

 

6

25

0

75

9

 

6

2

0

75

25

10

4

 

4

50

0

50


 

Таким образом, учителям 2 Б класса в больше степени присуща открытую профессиональная позиция и предпочтение демократического стиля общения, а учителям 2 В класса - авторитарная педагогическая позиция и авторитарный стиль общения.

Далее рассмотрим результаты второго этапа эксперимента, а именно оценку эмоционального развития учеников 2 Б и 2 В классов. В процессе эксперимента нами был прочитан рассказ «Подарок», проведен устный и письменный опрос учеников, в ходе которого они написали свои эмоции от рассказа. Результаты выявленного уровня развития эмоциональной сферы детей даны в таблицах 6, 7 (Приложения Г, Д). Каждому ученику на основании результатов исследования был присвоен уровень развитие эмоциональной сферы.

Таблица 8.

Уровень развитие эмоциональной сферы учеников

2 Б класс

2 В класс

Дети

Баллы

Уровень

Дети

Баллы

Уровень

Ребенок 1

5

В

Ребенок 1

3

С

Ребенок 2

4

В

Ребенок 2

3

С

Ребенок 3

5

В

Ребенок 3

3

С

Ребенок 4

5

В

Ребенок 4

3

С

Ребенок 5

3

С

Ребенок 5

1

Н

Ребенок 6

5

В

Ребенок 6

3

С

Ребенок 7

5

В

Ребенок 7

5

В

Ребенок 8

4

В

Ребенок 8

3

С

Ребенок 9

5

В

Ребенок 9

2

Н

Ребенок 10

5

В

Ребенок 10

4

В

Ребенок 11

5

В

Ребенок 11

2

Н

Ребенок 12

3

С

Ребенок 12

5

В

Ребенок 13

4

В

Ребенок 13

3

С

Ребенок 14

3

С

Ребенок 14

3

С

Ребенок 15

5

В

Ребенок 15

3

С

Ребенок 16

5

В

Ребенок 16

3

С

Ребенок 17

5

В

Ребенок 17

2

Н

Ребенок 18

5

В

Ребенок 18

3

С

Ребенок 19

3

С

Ребенок 19

3

С

Ребенок 20

5

В

Ребенок 20

2

Н

Ребенок 21

5

В

Ребенок 21

1

Н

Ребенок 22

5

В

Ребенок 22

5

В

Ребенок 23

4

В

Ребенок 23

4

В

Ребенок 24

3

С

Ребенок 24

2

Н

Ребенок 25

4

В

Ребенок 25

3

С

Ребенок 26

5

В

Ребенок 26

2

Н

Ребенок 27

4

В

Ребенок 27

3

С

Ребенок 28

5

В

Ребенок 28

4

В

Ребенок 29

5

В

Ребенок 29

3

С

Ребенок 30

5

В

Ребенок 30

3

С


 

Данные таблицы 8 показывают, что во 2Б классе 83% детей (25 человек) имеют высокий уровень эмоционального развития и 37% (5 человека) – средний уровень. Получается, что демократический стиль общения классного руководителя, который преподает большинство предметов и оказывает наиболее сильное воздействие на детей положительно повлиял на развитие их эмоциональной сферы. Большинство детей находятся в сильном или слабом положительном эмоциональном состоянии, испытывая радость, восторг, удовольствие.

Во 2 В классе ситуация несколько иная. Здесь 50% (15) детей имеют средний уровень развития эмоциональной сферы, 30% (9) – низкий и 20% (6) – высокий. Получается, что большая часть детей находятся в нейтральном, либо отрицательном эмоциональном состоянии. Только 6 детей имеют высокий уровень развития эмоциональной сферы и отличаются жизнерадостностью.

Таким образом, проведенный эксперимент выявил взаимозависимость между стилем общения учителей и развитием эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Уровень эмоционального развития учеников 2 Б и 2 В

 

Найдя среднее арифметическое от суммы всех баллов каждого класса, можно определить коэффициент, который соответствует уровню эмоционального развития младших школьников для авторитарного и демократического стиля общения учителей.

Для демократического стиля общения коэффициент уровня эмоцио-

нального развития младших школьников равен - 4,46; для авторитарного стиля общения – 3,06.

Характеристика эмоциональной сферы младших школьников во 2 Б

классе, где преобладает демократический стиль общения учителей, состоит в том, что дети:

– открыто проявляют эмоции, как положительные, так и отрицательные;

– диапазон эмоционального проявления широкий и ярко выраженный;

– проявление эмоций сильное («Нельзя приносить диких животных домой!»);

– в предложенном рассказе увидели больше положительного (рассказ поучительный).

Во 2 В классе, где преобладает авторитарный стиль общения учителей, дети не выражают ярко свои эмоции. В классе преобладает нейтральное эмоциональное состояние, со слабой выраженностью отрицательных эмоций у некоторых детей. Характерным для этого класса учеников были высказывания, где они

– пересказывали сюжет рассказа, не давая оценки своему состоянию и поступку Сережи;

– оценивали плохие поступки, как хорошие («Мне понравился Сережа, он ловит птиц, и еще понравился Сережин дядя – он подарил ему сетку для ловли птиц. Ну, мне понравилась Сережина мама – она ему говорила: «Выпусти Чижика на волю». И мне потом понравилось, что Сережа больше никогда не ловил птиц».).

Можно сделать выводы, что демократический стиль общения учителя располагает к более интенсивному и  положительному развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. В начальных классах, где классному руководителю присущ демократический стиль общения, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между учителем и учеником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

 

2.3 Рекомендации  по результатам исследования влияния стилей

общения педагога на эмоциональную сферу младших школьников

Индивидуальный стиль деятельности – одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой – о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Педагогическая деятельность – сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т.е. педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других [18, с. 56].

В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерас-

тают в компоненты профессионально-творческие.

От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и «въесться» в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.

Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:

– взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;

– наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;

– ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;

– отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;

– использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;

– единством делового и личностного общения;

– включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее:

1. Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педаго-

га к детям - выражение общественных требований;

2. Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога – залог прочных контактов с воспитанниками;

3. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик;

4. Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности;

5. Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо;

6. Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения;

7. Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя – важный показатель мастерства общения учителя;

8. Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд;

Информация о работе Влияние стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста