Влияние тревожности на познавательную активность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:43, дипломная работа

Описание работы

Цель нашей работы выявить влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Для достижения цели решались следующие задачи:
Провести теоретический анализ психологической природы тревожности.
Экспериментально выявить уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Показать влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Выявление уровня сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
.2 Использование предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
.3 Исследование эффективности системы организации предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 106.66 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Необходимость регулярного  и как можно более раннего  контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших  нарушений давно признана в отечественной  психологии.

На современном этапе  дошкольный возраст становится одним  из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются  в данный период жизни. От того, как  они будут заложены, зависит все  последующее развитие.

Проблема детской тревожности  и ее своевременной коррекции  на раннем этапе развития является актуальной.

Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет определить ее влияние  на дальнейшее развитие личности ребенка  и результат его деятельности. На наш взгляд, исследование в данном направлении поможет решить ряд  проблем дошкольного возраста. В  нашей работе представлены как теоретические, так и прикладные аспекты проблемы детской тревожности и метода игротерапии.

Тревожность - одна из наиболее сложных и актуальных проблем  современной психологической науки.

Многие авторы рассматривают  возможность коррекции уровня тревожности  у детей методом последовательной десенсибилизации, методом «отреагирования» страха, тревоги, напряжения, методом  сочинения историй - Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, А.Н. Дубровина, Е.И. Рогов.

Г.Л. Лэндрет, Л.М. Костина, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина предлагают для коррекции  уровня тревожности у детей использование  метода игротерапии.

В работах Л.М. Костиной, Г.Б. Мониной, Т.Д. Марцинковской, В.К. Виллюнаса, Е.К. Лютовой и др. констатируется неблагоприятное влияние тревожности  на состояние здоровья, деятельность и поведение человека.

А.И. Захаров, А.М. Прихожан отмечают, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие  значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию данного  состояния. Постоянные переживания  тревоги фиксируются и становятся личным новообразованием - тревожностью.

Анализ исследований различных  авторов позволил рассматривать  факты проявления детской тревожности  как, с одной стороны, психодиагностическую характеристику, представляемую так  А.И.Захаровым и, с другой стороны, как условие и результат социализации А.М.Прихожан, Т.И. Чирковой. Другими  словами, причины формирования тревожности  кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так, и - причем в большей степени - в социальных, раскрывающихся условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности трудно доступен для  коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность  создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.

В ходе анализа исследований Г.Л. Лэндрета, К. Мустакаса, В. Экслайн  и других выяснилось, что наиболее оптимальными методами психокоррекции в работе с детьми дошкольного  возраста следует признать рисование, рассказывание сказок и развивающие  игры.

Психолого-педагогическая обусловленность  использования игры определяется Д.Б. Элькониным, В.В. Лебединским, которые  подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую  в данном возрасте деятельность. Поэтому  при работе с дошкольниками большое  распространение получили различные  варианты игротерапии - метода коррекции, в основе которого лежит игра.

Цель нашей работы выявить  влияние игротерапии на уровень  тревожности детей дошкольного  возраста.

Объект исследования - тревожность  детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - влияние  игротерапии на уровень тревожности  детей дошкольного возраста.

Для достижения цели решались следующие задачи:

Провести теоретический  анализ психологической природы  тревожности.

Экспериментально выявить  уровень тревожности детей дошкольного  возраста.

Показать влияние игротерапии  на уровень тревожности детей  дошкольного возраста.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что если в качестве метода коррекции тревожности  детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности  изменится.

В исследовании был использован  комплекс методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, эксперимент, опросник для родителей  и воспитателей «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьева, Т.И. Титаренко, детский  тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо», качественный и количественный анализ экспериментальных  данных.

В своей работе мы опирались  на основные принципы психологии: принципы детерминизма, активности сознания, единства психики и деятельности, системности  и развития.

В качестве испытуемых привлекались дети дошкольных образовательных учреждений с.Маймы экспериментальная группа детский сад « Медвежонок», контрольная  группа детский сад «Олененок» Республики Алтай. В соответствии с целью  и задачами эксперимента в ходе нашей  работы было проведено 3 этапа исследования:

Теоретический анализ литературных источников по проблеме, работа над  понятийным аппаратом, определение  цели, задач, формулирование гипотезы исследования.

Подбор методик для  определения уровня тревожности  и работа над программой коррекции  тревожности, формирование контрольной  и экспериментальной групп. Проведение экспериментального исследования влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.

Анализ и обобщение  полученных данных, формулирование выводов  и практических рекомендаций по работе с тревожными детьми, по профилактике и преодолению тревожности для  воспитателей и родителей, литературное оформление квалификационной работы.

Практическая значимость заключается в анализе большого количества литературных источников, с целью систематизации научного материала по данной теме, рекомендаций для воспитателей по работе с тревожными детьми в разработке программы коррекции, для родителей тревожных детей  по профилактике и преодолению тревожности. Материалы могут быть использованы в детских садах и в центрах  детского творчества.

Введение

 

Необходимость регулярного  и как можно более раннего  контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших  нарушений давно признана в отечественной  психологии.

На современном этапе  дошкольный возраст становится одним  из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются  в данный период жизни. От того, как  они будут заложены, зависит все  последующее развитие.

Проблема детской тревожности  и ее своевременной коррекции  на раннем этапе развития является актуальной.

Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет определить ее влияние  на дальнейшее развитие личности ребенка  и результат его деятельности. На наш взгляд, исследование в данном направлении поможет решить ряд  проблем дошкольного возраста. В  нашей работе представлены как теоретические, так и прикладные аспекты проблемы детской тревожности и метода игротерапии.

Тревожность - одна из наиболее сложных и актуальных проблем  современной психологической науки.

Многие авторы рассматривают  возможность коррекции уровня тревожности  у детей методом последовательной десенсибилизации, методом «отреагирования» страха, тревоги, напряжения, методом  сочинения историй - Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, А.Н. Дубровина, Е.И. Рогов.

Г.Л. Лэндрет, Л.М. Костина, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина предлагают для коррекции  уровня тревожности у детей использование  метода игротерапии.

В работах Л.М. Костиной, Г.Б. Мониной, Т.Д. Марцинковской, В.К. Виллюнаса, Е.К. Лютовой и др. констатируется неблагоприятное влияние тревожности  на состояние здоровья, деятельность и поведение человека.

А.И. Захаров, А.М. Прихожан отмечают, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие  значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию данного  состояния. Постоянные переживания  тревоги фиксируются и становятся личным новообразованием - тревожностью.

Анализ исследований различных  авторов позволил рассматривать  факты проявления детской тревожности  как, с одной стороны, психодиагностическую характеристику, представляемую так  А.И.Захаровым и, с другой стороны, как условие и результат социализации А.М.Прихожан, Т.И. Чирковой. Другими  словами, причины формирования тревожности  кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так, и - причем в большей степени - в социальных, раскрывающихся условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности трудно доступен для  коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность  создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.

В ходе анализа исследований Г.Л. Лэндрета, К. Мустакаса, В. Экслайн  и других выяснилось, что наиболее оптимальными методами психокоррекции в работе с детьми дошкольного  возраста следует признать рисование, рассказывание сказок и развивающие  игры.

Психолого-педагогическая обусловленность  использования игры определяется Д.Б. Элькониным, В.В. Лебединским, которые  подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую  в данном возрасте деятельность. Поэтому  при работе с дошкольниками большое  распространение получили различные  варианты игротерапии - метода коррекции, в основе которого лежит игра.

Цель нашей работы выявить  влияние игротерапии на уровень  тревожности детей дошкольного  возраста.

Объект исследования - тревожность  детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - влияние  игротерапии на уровень тревожности  детей дошкольного возраста.

Для достижения цели решались следующие задачи:

Провести теоретический  анализ психологической природы  тревожности.

Экспериментально выявить  уровень тревожности детей дошкольного  возраста.

Показать влияние игротерапии  на уровень тревожности детей  дошкольного возраста.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что если в качестве метода коррекции тревожности  детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности  изменится.

В исследовании был использован  комплекс методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, эксперимент, опросник для родителей  и воспитателей «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьева, Т.И. Титаренко, детский  тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо», качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

В своей работе мы опирались  на основные принципы психологии: принципы детерминизма, активности сознания, единства психики и деятельности, системности  и развития.

В качестве испытуемых привлекались дети дошкольных образовательных учреждений с.Маймы экспериментальная группа детский сад « Медвежонок», контрольная  группа детский сад «Олененок» Республики Алтай. В соответствии с целью  и задачами эксперимента в ходе нашей  работы было проведено 3 этапа исследования:

Теоретический анализ литературных источников по проблеме, работа над  понятийным аппаратом, определение  цели, задач, формулирование гипотезы исследования.

Подбор методик для  определения уровня тревожности  и работа над программой коррекции  тревожности, формирование контрольной  и экспериментальной групп. Проведение экспериментального исследования влияния  игротерапии на уровень тревожности  детей дошкольного возраста.

Анализ и обобщение  полученных данных, формулирование выводов  и практических рекомендаций по работе с тревожными детьми, по профилактике и преодолению тревожности для  воспитателей и родителей, литературное оформление квалификационной работы.

Практическая значимость заключается в анализе большого количества литературных источников, с целью систематизации научного материала по данной теме, рекомендаций для воспитателей по работе с тревожными детьми в разработке программы коррекции, для родителей тревожных детей  по профилактике и преодолению тревожности. Материалы могут быть использованы в детских садах и в центрах  детского творчества.

Глава 1. Основные направления изучения проблемы тревожности

 

.1 Природа тревожности

 

В ряду различных психических  состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется  состоянию, обозначаемому на английском языке термином «anxiety», что переводится  на русский как «беспокойство», «тревога». В русском языке слово тревожность  редко употребляемое. Гораздо чаще, когда заходит речь про обозначаемое им явление используется существительное  тревога и производные от него - глагол тревожиться и прилагательное тревожный. Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Однако в профессиональном лексиконе психологов слово тревожность  используется довольно часто.

В психологическом словаре  дано следующее определение тревожности: это «склонность индивидуума  к переживанию тревоги, характеризующаяся  низким порогом возникновения реакции  тревоги» (38, с.407-408).

По мнению Н. Кравцовой  «Тревожность - это устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, переживание  эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности» (18, с.6).

Две тысячи лет назад Цицерон  в трактате «Тускуланские беседы»  писал: «Тревожность как черта характера (anxietas) отличается от состояния тревоги (angor) в том смысле, что тот, кто  иногда испытывает страх, не обязательно  всегда встревожен, а тот, кто тревожен, не обязательно во всех случаях испытывает страх». Анализируя это суждение, Г. Айзенк указывает: «Из контекста  видно, что под тревожностью как  чертой характера Марк Тулий Цицерон  понимает относительно постоянное состояние  сильного возбуждения симпатической  нервной системы, страха и повышенной эмоциональности, в то время как  состояние тревожности представляет собой состояние человека в конкретный момент, независимое от уровня эмоциональности, обычного для данного человека».

Информация о работе Влияние тревожности на познавательную активность