Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:43, дипломная работа
Цель нашей работы выявить влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Для достижения цели решались следующие задачи:
Провести теоретический анализ психологической природы тревожности.
Экспериментально выявить уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Показать влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Выявление уровня сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
.2 Использование предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
.3 Исследование эффективности системы организации предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
На современном этапе дошкольный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие.
Проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе развития является актуальной.
Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результат его деятельности. На наш взгляд, исследование в данном направлении поможет решить ряд проблем дошкольного возраста. В нашей работе представлены как теоретические, так и прикладные аспекты проблемы детской тревожности и метода игротерапии.
Тревожность - одна из наиболее
сложных и актуальных проблем
современной психологической
Многие авторы рассматривают
возможность коррекции уровня тревожности
у детей методом
Г.Л. Лэндрет, Л.М. Костина, Е.К.
Лютова, Г.Б. Монина предлагают для коррекции
уровня тревожности у детей
В работах Л.М. Костиной, Г.Б.
Мониной, Т.Д. Марцинковской, В.К. Виллюнаса,
Е.К. Лютовой и др. констатируется
неблагоприятное влияние
А.И. Захаров, А.М. Прихожан отмечают,
что при неоднократном
Анализ исследований различных
авторов позволил рассматривать
факты проявления детской тревожности
как, с одной стороны, психодиагностическую
характеристику, представляемую так
А.И.Захаровым и, с другой стороны,
как условие и результат
В ходе анализа исследований Г.Л. Лэндрета, К. Мустакаса, В. Экслайн и других выяснилось, что наиболее оптимальными методами психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста следует признать рисование, рассказывание сказок и развивающие игры.
Психолого-педагогическая обусловленность
использования игры определяется Д.Б.
Элькониным, В.В. Лебединским, которые
подчеркивают, что при планировании
коррекционных и
Цель нашей работы выявить влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Объект исследования - тревожность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Для достижения цели решались следующие задачи:
Провести теоретический анализ психологической природы тревожности.
Экспериментально выявить
уровень тревожности детей
Показать влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что если в качестве метода коррекции тревожности детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности изменится.
В исследовании был использован комплекс методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, эксперимент, опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьева, Т.И. Титаренко, детский тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо», качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
В своей работе мы опирались на основные принципы психологии: принципы детерминизма, активности сознания, единства психики и деятельности, системности и развития.
В качестве испытуемых привлекались
дети дошкольных образовательных учреждений
с.Маймы экспериментальная
Теоретический анализ литературных источников по проблеме, работа над понятийным аппаратом, определение цели, задач, формулирование гипотезы исследования.
Подбор методик для определения уровня тревожности и работа над программой коррекции тревожности, формирование контрольной и экспериментальной групп. Проведение экспериментального исследования влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Анализ и обобщение полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по работе с тревожными детьми, по профилактике и преодолению тревожности для воспитателей и родителей, литературное оформление квалификационной работы.
Практическая значимость заключается в анализе большого количества литературных источников, с целью систематизации научного материала по данной теме, рекомендаций для воспитателей по работе с тревожными детьми в разработке программы коррекции, для родителей тревожных детей по профилактике и преодолению тревожности. Материалы могут быть использованы в детских садах и в центрах детского творчества.
Введение
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
На современном этапе дошкольный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие.
Проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе развития является актуальной.
Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результат его деятельности. На наш взгляд, исследование в данном направлении поможет решить ряд проблем дошкольного возраста. В нашей работе представлены как теоретические, так и прикладные аспекты проблемы детской тревожности и метода игротерапии.
Тревожность - одна из наиболее
сложных и актуальных проблем
современной психологической
Многие авторы рассматривают
возможность коррекции уровня тревожности
у детей методом
Г.Л. Лэндрет, Л.М. Костина, Е.К.
Лютова, Г.Б. Монина предлагают для коррекции
уровня тревожности у детей
В работах Л.М. Костиной, Г.Б.
Мониной, Т.Д. Марцинковской, В.К. Виллюнаса,
Е.К. Лютовой и др. констатируется
неблагоприятное влияние
А.И. Захаров, А.М. Прихожан отмечают,
что при неоднократном
Анализ исследований различных
авторов позволил рассматривать
факты проявления детской тревожности
как, с одной стороны, психодиагностическую
характеристику, представляемую так
А.И.Захаровым и, с другой стороны,
как условие и результат
В ходе анализа исследований Г.Л. Лэндрета, К. Мустакаса, В. Экслайн и других выяснилось, что наиболее оптимальными методами психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста следует признать рисование, рассказывание сказок и развивающие игры.
Психолого-педагогическая обусловленность
использования игры определяется Д.Б.
Элькониным, В.В. Лебединским, которые
подчеркивают, что при планировании
коррекционных и
Цель нашей работы выявить влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Объект исследования - тревожность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Для достижения цели решались следующие задачи:
Провести теоретический анализ психологической природы тревожности.
Экспериментально выявить
уровень тревожности детей
Показать влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что если в качестве метода коррекции тревожности детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности изменится.
В исследовании был использован комплекс методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, эксперимент, опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьева, Т.И. Титаренко, детский тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо», качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
В своей работе мы опирались на основные принципы психологии: принципы детерминизма, активности сознания, единства психики и деятельности, системности и развития.
В качестве испытуемых привлекались
дети дошкольных образовательных учреждений
с.Маймы экспериментальная
Теоретический анализ литературных источников по проблеме, работа над понятийным аппаратом, определение цели, задач, формулирование гипотезы исследования.
Подбор методик для определения уровня тревожности и работа над программой коррекции тревожности, формирование контрольной и экспериментальной групп. Проведение экспериментального исследования влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Анализ и обобщение полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по работе с тревожными детьми, по профилактике и преодолению тревожности для воспитателей и родителей, литературное оформление квалификационной работы.
Практическая значимость заключается в анализе большого количества литературных источников, с целью систематизации научного материала по данной теме, рекомендаций для воспитателей по работе с тревожными детьми в разработке программы коррекции, для родителей тревожных детей по профилактике и преодолению тревожности. Материалы могут быть использованы в детских садах и в центрах детского творчества.
Глава 1. Основные направления изучения проблемы тревожности
.1 Природа тревожности
В ряду различных психических
состояний, являющихся предметом научного
исследования, наибольшее внимание уделяется
состоянию, обозначаемому на английском
языке термином «anxiety», что переводится
на русский как «беспокойство», «тревога».
В русском языке слово
В психологическом словаре
дано следующее определение
По мнению Н. Кравцовой «Тревожность - это устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности» (18, с.6).
Две тысячи лет назад Цицерон
в трактате «Тускуланские беседы»
писал: «Тревожность как черта характера
(anxietas) отличается от состояния тревоги
(angor) в том смысле, что тот, кто
иногда испытывает страх, не обязательно
всегда встревожен, а тот, кто тревожен,
не обязательно во всех случаях испытывает
страх». Анализируя это суждение, Г.
Айзенк указывает: «Из контекста
видно, что под тревожностью как
чертой характера Марк Тулий Цицерон
понимает относительно постоянное состояние
сильного возбуждения симпатической
нервной системы, страха и повышенной
эмоциональности, в то время как
состояние тревожности
Информация о работе Влияние тревожности на познавательную активность