Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:43, дипломная работа
Цель нашей работы выявить влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Для достижения цели решались следующие задачи:
Провести теоретический анализ психологической природы тревожности.
Экспериментально выявить уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Показать влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Выявление уровня сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
.2 Использование предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
.3 Исследование эффективности системы организации предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
далека от того легкомысленного,
увеселительного
В терапевтических целях
игру впервые использовал Зигмунд
Фрейд. С того момента берет свое
начало такое направление
Теоретической основой изучения
темы в нашем исследовании стали
работы следующих авторов А.А.
Анализ научной литературы показывает, что проблема детской тревожности и ее коррекция в настоящее время остается весьма актуальной.
Цель нашей работы исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста. Для того чтобы достичь цели исследования мы поставили ряд задач. Поставленные задачи решались следующим образом:
Для решения первой задачи мы провели теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования. Анализ литературы показывает, что проблема тревожности и ее коррекции в настоящее время остается весьма актуальной.
Вторая задача была решена с помощью констатирующего и формирующего эксперимента.
Третья задача была решена с помощью повторно проведенного констатирующего эксперимента, результаты которого и показали влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
При исследовании использовались такие методы как наблюдение, опрос, констатирующий и формирующий эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
В качестве испытуемых привлекались дети муниципальных дошкольных образовательных учреждений села Маймы, Республики Алтай.
Наше исследование проходило в 3 этапа:
На первом этапе мы занимались
разработкой понятийного
Второй этап заключался в
подборе методик и разработке
программы коррекции
На третьем этапе мы анализировали и обобщали полученные с помощью эксперимента данные, формулировали выводы, составляли рекомендации по работе с тревожными детьми и по профилактике и преодолению тревожности для воспитателей и родителей, а также занимались литературным оформлением квалификационной работы.
В результате своего исследования, мы, выявили, что в процессе формирующего эксперимента в экспериментальной группе, после психотерапевтического воздействия, уровень тревожности снизился по сравнению с контрольной группой.
Можно сделать вывод о гармонизирующем, коррекционном влиянии игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста, на психическое состояние в целом.
Таким образом, наше предположение, о том, что если в качестве метода коррекции тревожности детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности изменится, подтвердилось.
Литература
1.Альманах психологических тестов. - М., 2005 г.
2.Аникеева М.П. Воспитание игрой. - М., 1987 г.
.Афтанас Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. Новосибирск, 2000 г.
.Батаршев А.В. Темперамент и характер. - М., 2001 г.
.Бреслав Г.М. Эмоциональные
особенности формирования
.Бурменская В.Г. Возрастно-
.Виллюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976 г.
.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2001 г.
.Детский практический психолог: Программы и методические материалы // Под ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А. - М., 2001 г.
.Дьяченко О.М. Психология детства. - М., 1984 г.
.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб., 2000 г.
.Захаров А.И. Предупреждение
отклонений в поведении
.Заньковский В.В. Психология детства. - М., 1996 г.
.Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., 1999 г.
.Изард К.Э. Эмоции человека. - М., 1980 г.
.Карабанова О.А. Игра
в коррекции психического
.Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - М., 2000 г.
.Кравцова Н. Тревожные дети.// Школьный психолог.-2003 г. - №19,с 6.
.Кулагина И.Ю., Колюцкий
В.Н. Возрастная психология: развитие
человека от рождения до
.Лебединский В.В.
.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994 г.
.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. - М., 2002 г.
.Максакова В.И.
.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. - М., 2000 г.
.Миллер С. Психология игры. - СПб., 1999 г.
.Мустакас К. Игровая терапия. - СПб., 2003 г.
.Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1996 г.
.Немов Р.С. Психология. - М., 2001 г. - кн. 1.
.Немов Р.С. Психология. - М., 2001 г. - кн. 3.
.Никольская Н.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб., 2001 г.
.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,2004 г
.Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2001 г.
.Основы психологии семьи и семейного консультирования. // Под ред. Посысоева Н.Н. - М., 2004 г.
.Педагогика здоровья. - М., 1990 г.
.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000 г.
.Прихожан А.М.
.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. // Под ред. Дубровиной А.Н. - М, 1998 г.
.Психология (словарь).// Под
ред. А.В. Петровского, М.Г.
.Психологические тесты. - М., 2003 г.
.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 2002 г.
.Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. - М., 2003 г.
.Самоукина Н.В. Игры
в школе и дома: психотехнические
упражнения и коррекционные
.Степанов С. Беспокойство - его причины и следствия.// Школьный психолог. - 2004 г. - №8, - с 2 - 3.
.Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 1997 г.
.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 2001 г.
.Хозиева М.В. Практикум
по возрастно-психологическому
.Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., 1988 г.
.Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М.., 2001 г.
.Экслайн В. Игровая терапия в действии. - М., 2003 г.
.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1999 г.
Приложение 1
Детский тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Теммпл, М. Дорки, В. Амен)
Цель: Исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.
Психодиагностический материал представлен серией рисунков размером 8,5 на 11 см. Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Каждый рисунок выполнен в 2-х вариантах: для мальчиков и для девочек.
Рис. 1. Игра с младшими детьми (ребенок играет с малышом).
Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).
Рис. 3. Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника).
Рис. 4. Одевание (ребенок сидит на стуле и надевает ботинки).
Рис. 5. Игра со старшими детьми (ребенок играет со старшими детьми).
Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).
Рис. 7. Умывание (ребенок умывается в ванной комнате).
Рис. 8. Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).
Рис. 9. Игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве).
Рис. 10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку).
Рис. 11. Собирание игрушек (мать и ребенок убирают игрушки).
Рис. 12. Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).
Рис. 13. Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом).
Рис. 14. Еда в одиночестве (ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан).
Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке. Показав ребенку рисунок, психолог дает инструкцию следующего содержания:
Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) одевается».
Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?».
Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и па пой».
Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Образец протокола к методике «Выбери нужное лицо».
Имя ребенка: Возраст ребенка:
Дата проведения обследования:Данные
обследованияНомер и содержание
рисункаВысказывание
Опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)
Инструкция: Вам предложен опросник, который состоит из 20 утверждений. Каждое утверждение является признаком тревожности. Необходимо напротив каждого утверждения поставить знак «+» (если вы согласны с утверждением) и знак «-» (если вы не согласны с утверждением).
Признаки тревожности
Ребенок:
Не может долго работать, не уставая.
Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
Смущается чаще других.
Часто говорит о напряженных ситуациях.
Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
Жалуется, что ему снятся страшные сны.
Руки у него обычно холодные и влажные.
У него нередко бывает расстройство стула.
Сильно потеет, когда волнуется.
Не обладает хорошим аппетитом.
Спит беспокойно, засыпает с трудом.
Пуглив, многое вызывает у него страх.
Обычно беспокоен, легко расстраивается.
Часто не может сдержать слезы.
Плохо переносит ожидание.
Не любит браться за новое дело.
Не уверен в себе, в своих силах.
Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность - 15 - 20 баллов.
Средняя тревожность - 7 - 14 баллов.
Низкая тревожность - 1 - 6 баллов.
Приложение 3
Программа коррекции
тревожности методом
тревожность коррекция игротерапия ребенок
Цель программы - снижение уровня тревожности дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Тематический план программы «От сердца к сердцу».
(продолжительность занятий не должна превышать 30 мин.)
Первый цикл
Занятие 1:
Игра «Потерялся!».
Игра «Подарок под елкой».
Игра «Дудочка».
Занятие 2:
Игра «Корабль и ветер».
Игра «Фу, убирай!».
Игра «Сосулька».
Занятие 3:
. Игра «Винт».
. Игра «Зайки и слоники».
Второй цикл
Занятие 4:
Игра «Гусеница».
. Игра «Шалтай-болтай».
. Игра «Штанга» (1).
Занятие 5:
Игра «Дракон кусает свой хвост».
Игра « Воздушный шарик».
Занятие 6:
Игра «Клеевой дождик».
Игра «Разрывание бумаги».
Игра «Сосулька» (повтор).
Третий цикл
Занятие 7:
Игра «Нарисуй свой страх».
Игра «Штанга» (2).
Информация о работе Влияние тревожности на познавательную активность