Влияние тревожности на познавательную активность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:43, дипломная работа

Описание работы

Цель нашей работы выявить влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Для достижения цели решались следующие задачи:
Провести теоретический анализ психологической природы тревожности.
Экспериментально выявить уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Показать влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Выявление уровня сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
.2 Использование предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
.3 Исследование эффективности системы организации предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 106.66 Кб (Скачать файл)

Таким образом, по данным опроса родителей, самые высокие показатели соответствуют высокому уровню тревожности. В экспериментальной группе они  составили 66, 6 %; в контрольной группе - 70 %; Средний уровень тревожности, как показано в таблице 4, в экспериментальной  группе составил 27, 8 %; в контрольной  группе - 25 %; Показатели низкого уровня тревожности в экспериментальной  группе - 5,6 %; в контрольной группе - 5 %;

Данные проведенного теста  с детьми и опроса родителей практически  совпадают и позволяют сделать  вывод, что фактически у каждого  ребенка уровень тревожности  превышает средний и, следовательно, дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической  поддержке.

Т.И. Чиркова предлагает ряд  рекомендаций для работы по снижению тревожности у ребенка. Она считает, что необходимо помнить и учитывать  некоторые условия и закономерности возникновения тревожности.

Уровень тревожности возрастает в новом виде деятельности, там, где  еще нет прочных знаний, умений и навыков. Следовательно, работу надо вести не по снятию тревожности, а  по формированию знаний, умений. Тревожность  при этом снизится сама как следствие  овладения ребенком средствами деятельности.

При снятии тревожности нужно  помнить, что только активная деятельность самого ребенка, организованная взрослыми  и в начале совместная, а затем  самостоятельная может снять  чувство повышенной тревоги.

При неправильном отношении  к тревожности детей можно  уничтожить ее положительные стороны  как одного из первичных механизмов саморегуляции, превратить ее в боязливость, робость, нерешительность, неуверенность. Очень важно, чтобы тревожность  имела естественные границы и  правильно реализовалась. И в  тоже время нельзя допускать, чтобы  тревожность перерастала в сильное  отрицательное чувство.

При проведении экспериментального исследования мы опирались на данные рекомендации, так как процесс  коррекции требует предварительной  осведомленности об условиях и закономерностях  возникновения тревожности.

Высокий уровень тревожности  отрицательно влияет на развитие ребенка  и на результативность его деятельности. Поэтому необходимость коррекции  высокого уровня тревожности не вызывает сомнений.

В целях более успешного  проведения коррекционной работы из 18 испытуемых экспериментальной группы было создано 3 подгруппы по 6 человек (А, Б и В). Занятия в подгруппах проходили в одни и те же дни, но в разное время.

Как уже отмечалось в 1 параграфе 2 главы, в качестве программы коррекции  тревожности мы использовали программу  директивной игротерапии «От  сердца к сердцу».

В самом начале занятий  первого цикла дети вели себя очень  осторожно, оглядывались по сторонам. Они испытывали страх и тревогу  перед новым человеком. На данном этапе необходимо эмоциональное  принятие, одобрение и поддержка  каждому ребенку со стороны психолога. Этому способствуют игры на знакомство, на установление позитивно - эмоционального контакта. На третьем занятии стали  намного смелее, с удовольствием  играли в предложенные психологом игры.

На занятиях второго цикла  дети вели себя значительно раскованней. На этом этапе дети, чувствуя себя в  безопасности, стремились проявить индивидуальность, самоутвердиться.

На наш взгляд третий цикл занятий для детей был наиболее легким, так как они преодолели стеснение и зажатость, а этому  способствовали игры на снятие мышечного  напряжения, которые проводились  на протяжении всех циклов программы. Дети вели себя очень эмоционально, раскованно, обсуждали проблемную ситуацию. В целом данный этап программы прошел успешно.

Можно утверждать, что многие из предложенных в программе игр  являются полифункциональными, т. е. при  их применении можно решать самые  разные задачи, причем одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого - оказывать тонизирующий эффект, для третьего - являться уроком коллективных отношений.

 

.3 Анализ результатов  исследования

 

После завершения коррекции  уровня тревожности у детей методом  игротерапии директивного типа в  экспериментальной и в контрольной  группах нами была проведена повторная  диагностика тревожности у детей, т. е. мы повторно провели констатирующий эксперимент.

Данные повторной диагностики  по методике «Выбери нужное лицо»  представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4 - Уровень тревожности  дошкольников после проведения эксперимента (экспериментальная группа)

ИспытуемыйУРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ№Код  Ф. И.высокийсреднийнизкий1Н.А.57 %2С.О.71 %3И.Ж.28 %4Ц. М.43 %5О.П71 %6М.А57 %7Ш.Д64 %8С.Л.64 %9С.Н.14 %10П.С.14 %11П.А.78 %12К.Н.57 %13К.П.64 %14Т.Э.43 %15С.П.43 %16Г.В43 %17Н.Н.78 %18Д.А.71 %Средний результат61, 1 %27, 8 %11, 1 %

Таблица 5 - Уровень тревожности  дошкольников после проведения эксперимента (контрольная группа)

ИспытуемыйУРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ№Код  Ф. И.высокийсреднийнизкий1Г. С.85 %2П. С.57 %3О.Л.57 %4Г.Н.28 %5О. В.64 %6К. Г.71 %7Е. Е.85 %8Г. Т.78 %9Т. И.14 %10С. Л.64 %11С. Н.57 %12Б. Е.64 %13Я. Б.71 %14Ю. Э.85 %15З.Ж21 %16Л.В.78 %17К.Л71 %18Н.М14 %19Н.Н.64 %20К.Р.43 %Средний результат75 %15 %10 %

Мы видим, что если до эксперимента показатели высокого уровня тревожности  в экспериментальной группе составляли 77,7 %, то после проведения эксперимента они изменились и составили 61,1 %, т. е. показатели высокого уровня тревожности  снизились. И как следствие этого  возросли результаты среднего и низкого  уровня тревожности.

До эксперимента средний  уровень тревожности был 16, 7 %, после  эксперимента стал 27, 8 %; Низкий уровень  тревожности до эксперимента составлял 5,6 %, после проведения эксперимента составил 11,1 %;

Итак, до применения коррекционной  программы показатели большего количества детей соответствовали высокому уровню тревожности, после ее применения наблюдался рост среднего и низкого  уровней тревожности. Показатели уровня тревожности в контрольной группе остались прежними.

На основе наблюдений и  беседы с родителями можно отметить, что дети этой группы показали некоторые  изменения в поведении дома и  в детском саду, а также и  в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Дети научились налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появилось больше доверия  к окружающим.

Они стали более самостоятельными, активными, решительными, и менее  капризными и беспокойными, научились  менее эмоционально воспринимать неудачи  и не бояться новых видов деятельности.

Хотя у детей пока отсутствует  внутренний источник оценки, и они  все еще ориентированы на реакцию  окружающих, теперь у этих детей  нет постоянного ожидания негативной оценки их поведения и результатов  деятельности.

Результаты опроса родителей  после проведения эксперимента в  экспериментальной группе также  изменились, они представлены в таблице 6.

 

Таблица 6 - Уровень тревожности  дошкольников по данным опроса родителей (экспериментальная и контрольная  группа)

Уровень тревожностиГруппы  испытуемыхЭкспериментальнаяКонтрольнаяВысокий55, 6 %70 %Средний33,3 %25 %Низкий11,1 %5 %

До применения программы  коррекции 66,6 % родителей набрали  то количество баллов, которое соответствует  высокому уровню тревожности, а после  применения программы эта цифра  составила 55,6 %; Мы также можем констатировать факт роста показателей среднего и низкого уровня тревожности. Средний  уровень тревожности до эксперимента - 27,8 %; после эксперимента - 33,3 %; Низкий уровень тревожности до эксперимента - 5,6 %; после эксперимента - 5 %; В контрольной  группе видимых изменений не произошло. Эти данные подтверждают успешность использования игротерапии в  работе с тревожными детьми.

После применения программы  коррекции в экспериментальной  группе, показатели уровня тревожности, по результаты проведенного теста с  детьми и по данным опроса родителей, изменились в лучшую сторону.

Таким образом, наше предположение  о том, что если в качестве метода коррекции тревожности детей  дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности  изменится, подтвердилось.

Полученные результаты позволяют  говорить об эффективности игротерапии  для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному  развитию дошкольников. Применение в  работе психолога разных видов игр  и специально разработанных программ психокоррекции с использованием игры является весьма ценным.

На основе вышесказанного мы сделали некоторые выводы:

Диагностику уровня тревожности  необходимо проводить, начиная с  детского сада, так как дошкольный возраст является одним из важных этапов формирования личности человека. Тревожность влечет за собой постоянное нервно - психическое напряжение, эмоциональную неустойчивость, неуверенность в себе и как следствие - задержку психического развития на этапе формирования личности.

Коррекцию высокого уровня тревожности следует проводить  по специально разработанным программам. И после ее проведения периодически использовать упражнения и игры на преодоление тревожности, на формирование чувства доверия и уверенности  в себе, на снятие мышечного напряжения и др.

Должное внимание необходимо отдать работе с родителями тревожных  детей; Ни один родитель не желает, чтобы  его ребенок был «тревожным», но, к сожалению, многие из них не знают, что именно из - за их неадекватного  отношения к ребенку он и становится «тревожным».

Мы предлагаем ряд рекомендаций по работе с тревожными детьми для  воспитателей, и по профилактике и  преодолению тревожности для  родителей. и считаем, что данные рекомендации помогут родителям  и воспитателям в общении с  детьми.

а) Рекомендации родителям  по профилактике тревожности.

Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

Будьте последовательны  в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что  вы разрешали раньше.

Учитывайте возможности  детей, не требуйте от них того, что  они не могут выполнить.

Необходимо ежедневно  отмечать успехи вашего ребенка, сообщая  о них в его присутствии, другим членам семьи.

Полезно снизить количество замечаний.

Ласковые прикосновения  помогут ребенку обрести чувство  уверенности.

Доверяйте ребенку, будьте с  ним честными и принимайте таким, какой он есть.

б) Рекомендации для родителей  по преодолению тревожности.

Необходимо понять и принять  тревогу ребенка, он имеет на нее  полное право.

Помочь ребенку в преодолении  тревоги - значит, создать условия, в  которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете  ему, как можно решать тревожные  ситуации.

Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени (боялся, но потом удалось сделать  …….).

Надо готовить ребенка  к переменам, рассказывать, что его  ждет.

Если ребенка не удается  вызвать на разговор, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте  с ним.

Будьте более оптимистичны, следите за выражением своего лица, чаще улыбайтесь. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.

Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить  что-то приятное.

в) Рекомендации для воспитателей по работе с тревожными детьми.

Избегайте состязаний, и  каких - либо видов работ, учитывающих  скорость.

Не сравнивайте ребенка  с другими детьми.

Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Способствуйте повышению  самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

Чаще обращайтесь к  ребенку по имени.

Демонстрируйте образцы  уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

Не предъявляйте к ребенку  завышенных требований.

Будьте последовательны  в воспитании ребенка.

Старайтесь делать ребенку  как можно меньше замечаний.

Используйте наказание лишь в крайних случаях, не унижайте ребенка, наказывая его.

Надеемся, что данные рекомендации помогут родителям и воспитателям в общении и работе с детьми дошкольного возраста, так как  благополучие ребенка во многом зависит  от социальной ситуации развития.

Заключение

 

В современной психологии проблема тревоги и тревожности  является одной из наиболее разрабатываемых  и сложных. Но, несмотря на это, многочисленные авторы не приходят к единому мнению относительно статуса самого понятия  тревожности или точнее явления, которое обозначается им. Тревожность  характеризуется двумя видами проявлений: психическими и физическими.

Многие авторы (Л.М. Костина, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, А.М. Прихожан, Т.И. Чиркова и др.) в своих работах  отмечают, что высокий уровень  тревожности оказывает неблагоприятное  влияние на состояние здоровья, деятельность и поведение индивида.

Чтобы тревожность не стала  устойчивой личностной чертой необходима ее ранняя диагностика и коррекция.

Д.Б. Эльконин и А.И. Захаров  подчеркивают, что при проведении коррекционной работы следует делать упор на ведущую в данном возрасте деятельность. Ведущей деятельностью  в дошкольном возрасте является игра.

Игру детей можно оценить  более полно, если признать, что она  является для них средством коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют  себя более комфортно. Игра является для ребенка тем же, чем речь для взрослого; она предоставляет  в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный  опыт ребенка гораздо больше, чем  то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы  выразить то, что переживает.

В то же время игра для  ребенка - это и одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты  и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет  опробовать различные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень 

Информация о работе Влияние тревожности на познавательную активность