Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:43, дипломная работа
Цель нашей работы выявить влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Для достижения цели решались следующие задачи:
Провести теоретический анализ психологической природы тревожности.
Экспериментально выявить уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Показать влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Выявление уровня сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
.2 Использование предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
.3 Исследование эффективности системы организации предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В упомянутом трактате Цицерона
также сформулирована идея, предвосхитившая
современное представление о
тревожности как результат
Цицерон предвосхищает концепцию
исчезновения тревожности, которая
гласит: если условный стимул предъявляется
без безусловного и типичного
ответа на него, то условная реакция
исчезнет, а, следовательно - если убрать
болезненную безусловную
Принято считать, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и подвергалась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда. При этом необходимо отметить, что взгляды Фрейда во многом близки к философской традиции, берущей свое начало от С. Кьеркегора.
Эта близость особенно интересна
в понимании тревоги и страха.
И С. Кьеркегор, и З. Фрейд признавали
необходимость разграничения
З.Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности - чувства неопределенности и беспомощности.
З. Фрейд писал: «Проблема тревожности - узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь» (43, с.2-3)..
Одним из следствий неоднозначности трактовки понятия «тревога», является то, что некоторые авторы, особенно в отечественной психологии, данному понятию предпочитают другое - психическая напряженность. По мнению Н.И. Наенко, это удобно, поскольку данный термин «свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях». Поэтому Спилберг подчеркивает, что достичь согласия в определении данного понятия достаточно сложно, в частности из-за того, что исследователи тревоги часто используют различные термины в своих работах.
Тревога как состояние
в норме переживается каждым здоровым
человеком в случаях, предполагающих
предвосхищение негативных результатов.
Данное состояние возникает, когда
индивид воспринимает определенные
раздражители или ситуацию, несущую
в себе элементы угрозы, опасности,
вреда. Чаще всего термин «тревога»
используется для описания неприятного
по своей окраске психического состояния,
которое характеризуется
Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связывая ее с переживаниями стресса. Ю.Л. Ханин отмечает, что тревога как состояние - это реакция на различные стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.
Л.М. Костина предлагает несколько подходов рассмотрения состояния тревоги:
а) Системно - структурный подход, предполагает рассмотрение тревоги как цельного, интегрального явления.
б) Системно - функциональный
подход рассматривает состояние
тревоги как специфическую
в) Системно - исторический подход раскрывает причинность тревоги в социальном, психологическом и физиологическом аспектах (17, с.11).
Причины, вызывающие тревогу
многообразны и могут лежать во всех
сферах жизнедеятельности человека.
Условно их разделяют на субъективные
и объективные причины. Субъективные
- это причины информационного
характера, связанные с неверным
представлением об исходе предстоящего
события и причины
В ряде работ описывается
немотивированная тревожность, характеризующаяся
беспричинными или плохо
Некоторые авторы считают, что
немотивированная тревожность может
быть признаком психического расстройства.
По мнению В.М. Астапова, она имеет
непосредственное отношение к
Сигнальная функция состояние
тревоги заключается в
Разделяя потребности человека на два основных вида - «нужды» и «роста» в рамках потребностно-информационной теорией эмоций, П.В. Симонов считает источником тревоги низкую вероятность удовлетворения какой - либо из потребностей нужды - например, в пище, жилище, средствах защиты от вредных воздействий, обеспечении своего индивидуального существования и пр.
Возникновение эмоции тревоги
сопровождается возрастанием ощущений
психологической
Важной функцией тревоги
является функция оценки сложившейся
ситуации. Негативно окрашенные эмоциональные
переживания тревоги возникают
тогда, когда индивид оценивает
ситуацию как опасную и не располагает
готовыми, достаточно надежными, на его
взгляд, способами ее разрешения. Результат
оценки сложившейся ситуации определяет
не только степень выраженности эмоций
тревоги, но и форму соответствующей
поведенческой реакции или
Л.И. Афтанас, в своей работе
«Эмоциональное пространство человека:
психофизиологический анализ», пишет:
«При достаточной неопределенности
термина «тревога» в
В настоящее время принято использовать термин «ситуативная тревога» для описания неприятного эмоционального состояния, которое возникает в ситуации неопределенной опасности или угрозы, характеризуется субъективными ощущениями напряжения, ожидание неблагополучного развития событий и сочетается с симптомами активации вегетативной нервной системы. Ситуативная тревога варьирует по интенсивности и изменяется во времени как функция воспринимаемой осознаваемой или неосознаваемой физической или психологической угрозы (3, с.63).
А.В. Батаршев определяет ситуативную
тревожность как устойчивое внутреннее
состояние тревожности как
Существует термин «личностная
тревожность». Он используется для
обозначения относительно устойчивых
индивидуальных различий в склонности
индивида испытывать состояние тревоги.
В данном случае тревожность означает
свойство личности. Уровень личностной
тревожности определяется исходя из
того, как часто и как интенсивно
у индивида возникает состояние
тревоги. Тревожность рассматривается
в качестве устойчивой характеристики
личности, как ее свойства, которое
отражает потенциальную
Функциональный аспект исследования личностной тревожности предполагает рассмотрение ее как системного свойства, которое проявляется на всех уровнях активности человека. В ряде работ раскрывается роль данного свойства в социальной сфере, где тревожность оказывает влияние на эффективность в общении, на социально - психологические показатели эффективности деятельности руководителя, на взаимоотношения с руководителем, на взаимоотношения с товарищами, сверстниками, порождая конфликты.
В психологической сфере
тревожность проявляется в
Л.М. Костина рассматривает основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности:
Личность с высоким уровнем тревожности склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.
Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний.
Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат деятельности.
Тревожность в числе некоторых индивидуально - психологических особенностей личности оказывает существенное влияние на профессиональную направленность.
Тревожность по-разному сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля (17, с.16-18).
Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности. В настоящее время существуют исследования, показывающие, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в семимесячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью - то есть устойчивым свойством личности. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать ряд трудностей, указанных выше.
1.2 Проблема тревожности в дошкольном возрасте
Эмоции, которые они испытывают
дети, легко прочитываются на лице,
в позе, жесте, во всем поведении. Для
практического психолога
Н.М. Никольская и Р.М. Грановская
подчеркивают, что если в дошкольном
возрасте ребенок перенесет психическую
травму, тяжелую болезнь либо просто
будет находиться в хронической
ситуации нервно - психического напряжения
в детском саду или дома по самым
разным причинам - у него может произойти
задержка развития на этапе формирования
личности. И в дальнейшем в ее
структуре сохраняется, и будут
преобладать такие черты, как
эмоциональная неустойчивость, неуверенность
в себе, робость, тревожность. Эти
черты характера могут не только
затруднить адаптацию ребенка к
социальной среде, снизить способность
к правильной оценке ситуации, но и
выступить в ряде случаев в
качестве фактора риска развития
пограничных психических
По мнению В.В. Заньковского, тревожные дети - это неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу.
Информация о работе Влияние тревожности на познавательную активность