Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:43, дипломная работа
Цель нашей работы выявить влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Для достижения цели решались следующие задачи:
Провести теоретический анализ психологической природы тревожности.
Экспериментально выявить уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Показать влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Выявление уровня сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
.2 Использование предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
.3 Исследование эффективности системы организации предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Цель нашей работы - исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
В своей работе мы опирались на основные методологические принципы психологии: принцип детерминизма, активности сознания, единства психики и деятельности, системности и развития.
В эмпирическом исследовании были использованы такие методы как эксперимент, опрос, наблюдение и метод теста.
Эксперимент - наиболее сложный, наиболее трудоемкий метод.
Р.С. Немов дает следующее определение: «Эксперимент - это метод исследования, предполагающий создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными».
Ж. Пиаже писала: «Экспериментальный метод- это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования».
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский
в психологическом словаре
В тесном взаимодействии с
методом опроса находится метод
наблюдения. М.В. Гамезо и И.А. Домашенко
считают, что «наблюдение - это метод
психологического исследования, рассчитанный
на непосредственное получение нужной
информации через органы чувств». Для
осуществления метода наблюдения необходимо
наличие четкой цели и задач. В
соответствии с целью должен быть
выбран объект, предмет и ситуация
наблюдения. Также необходимо выбрать
способ наблюдения и способ регистрации
наблюдаемого. Затем проводится обработка
и интерпретация полученной информации.
Наблюдение позволяет изучать психические
процессы в естественных условиях,
дает целостную картину
В настоящее время из всех
существующих методик исследования
наиболее распространенными являются
тесты. Тест, по определению Р.С. Немова,
«это стандартизированная
На этапе организации
исследования нами производилось изучение
литературных источников по теме экспериментального
исследования. А также формирование
контрольной и
В нашем экспериментальном исследовании принимали участие дети муниципальных дошкольных образовательных учреждений села Маймы, Республики Алтай, а именно детский сад «Медвежонок» (18 детей) и детский сад «Олененок»(20 детей).
На базе этих детских садов было организовано две группы: экспериментальная (детский сад «Медвежонок») и контрольная (детский сад Олененок»).
В качестве методики для определения уровня тревожности детей нами был выбран детский проективный тест Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо» (см. Приложение 1), так как проективные тесты позволяют проникнуть в неосознаваемые аспекты личности, давая возможность испытуемым при ответах на неопределенные стимулы проецировать на тестовый материал свои чувства.
Тест Р. Тэммпла, В.Амена,
М. Дорки «Выбери нужное лицо»
позволяет определить тревожность
по отношению к ряду типичных для
ребенка жизненных ситуаций взаимодействия
с другими людьми, где соответствующее
свойство личности проявляется в
наибольшей степени. При этом сама тревожность
рассматривается как черта
Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, не обязательно будет точно также проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение, ребенка.
Повышенный уровень личностной
тревожности свидетельствует о
недостаточно хорошей эмоциональной
приспособленности, адаптированности
ребенка к жизненным ситуациям,
вызывающим беспокойство. Психодиагностика
тревожности оценивает
Психодиагностический
В процессе тестирования происходит идентификация ребенком себя с картинкой мальчика или девочки в зависимости от пола испытуемого.
Двусмысленность рисунков в методике имеет «проективную нагрузку»: то, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях, а также на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения. Тест проводится индивидуально с каждым ребенком, результаты заносятся в протокол.
На основе полученных данных проводится количественный анализ и по формуле вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению количества негативных выборов к их общему количеству.
В зависимости от индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%);
Наряду с количественным
предусматривается и
Высокая информативность
методики, достоверность, а также
сравнительно небольшие затраты
времени на диагностику делают ее
доступной для качественного
и количественного анализа
Также с целью выявления
тревожных детей мы использовали
опросник «Признаки тревожности» для
родителей и воспитателей авторов
Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко
(см. Приложение 2). Опросник представляет
собой перечень признаков тревожности
и содержит 20 основных характеристик
этого состояния, разделенных на
три степени выраженности (высокая
тревожность, средняя тревожность,
низкая тревожность). Опрос может
проводиться как в
Для коррекции высокого уровня тревожности дошкольников мы выбрали директивную игротерапию.
В социальном плане данный
тип игротерапии наиболее близок
тому общественному строю и тем
общепринятым формам взаимодействия «ребенок
- взрослый», которые присутствуют в
отечественной системе
Для проведения коррекционной
работы с детьми нами была разработана
программа директивной
Цель данной программы - снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Программа включает 10 занятий по 30 минут. Занятия строятся по трем циклам.
Первый цикл - включает в себя игры, основная цель которых состоит в снятии напряжения, повышении активности, самооценки, расслаблении мышц (игры на снятие напряжения различных групп мышц входят, как обязательные в каждый цикл программы). Данный цикл состоит из 3 занятий.
Второй цикл - включает в
себя игры на снижение тревожности
в процессе межличностных взаимодействий
через овладение способами
Третий цикл - включает в себя игры, основная цель которых - помочь ребенку определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение. Данный цикл состоит из 4 занятий.
Вывод: Данная программа помогает снижению уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения, также может использоваться для коррекции страхов.
2.2 Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста
Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста основывалось на предположении о ее определенном психотерапевтическом воздействии.
В констатирующем эксперименте мы использовали:
Опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко.
. Тест тревожности «Выбери
нужное лицо» Р. Тэммпла, В.
С помощью проективного теста
Р. Тэммпла, В.Амена, М. Дорки «Выбери
нужное лицо» у всех детей, участвующих
в эксперименте, был выявлен уровень
тревожности. В таблицах 1 и 2 мы представили
количественное распределение дошкольников
в соответствии с их уровнем тревожности
в контрольной и
Таблица 1 - Уровень тревожности дошкольников (экспериментальная группа)
ИспытуемыйУРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ№Код Ф. И.высокийсреднийнизкий1Н.А.64 %2С.О..78 %3И.Ж.43 %4Ц. М.57 %5О.П85 %6М.А64 %7Ш.Д71 %8С.Л.78 %9С.Н.14 %10П.С.28 %11П.А.85 %12К.Н.64 %13К.П.71 %14Т.Э.57 %15С.П.57 %16Г.В50 %17Н.Н.85 %18Д.А.85 %Средний результат77, 7 %16, 7 %5, 6 %
Таблица 2 - Уровень тревожности дошкольников (контрольная группа)
ИспытуемыйУРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ№Код Ф. И.высокийсреднийнизкий1Г. С.85 %2П. С.57 %3О.Л.57 %4Г.Н.28 %5О. В.64 %6К. Г.71 %7Е. Е.85 %8Г. Т.78 %9Т. И.14 %10С. Л.64 %11С. Н.57 %12Б. Е.64 %13Я. Б.71 %14Ю. Э.85 %15З.Ж21 %16Л.В.78 %17К.Л71 %18Н.М14 %19Н.Н.64 %20К.Р.43 %Средний результат75 %15 %10 %
Как видно из данных таблиц низкий уровень тревожности в контрольной группе составил 10 % от общего количества дошкольников, а в экспериментальной группе - всего 5, 6 % от общего количества дошкольников. Результаты по среднему уровню тревожности следующие: контрольная группа - 15 %; экспериментальная группа - 16, 7 %; Оставшиеся 75 % в контрольной группе и 77, 7 % в экспериментальной группе соответствуют высокому уровню тревожности.
Эти данные свидетельствуют
о достаточно большом количестве
высокотревожных детей в
Кроме этого мы провели качественный анализ тестирования. Дети во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони, появлялись покраснения кожных покровов в области лица и шеи.
В ходе диагностики высокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Из-за того, что мама любит сестру, а не ее», «Потому что его все бросили и он один», «Потому что он плохой».
Такие ответы детей свидетельствуют о нарушении их эмоционального состояния, о наличии тревожности. Одной из причин тревожности является проблема взаимоотношений с взрослыми. Часто родители, воспитатели предъявляют к ребенку неадекватные требования и, причем сами этого не замечают. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. А это мешает его общению не только с взрослыми, но и с детьми. Фактически у каждого ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической коррекции.
Дополнительно к методике «Выбери нужное лицо», для выявления количества тревожных детей, мы использовали опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьева и Т.И. Титаренко. С помощью специальных бланков на родительских собраниях мы провели опрос родителей. Затем бланки были обработаны и мы получили следующие результаты.
В экспериментальной группе количество родителей, которые набрали от 15 до 20 баллов (высокий уровень тревожности) составило 12 человек; от 7 до 14 баллов (средний уровень тревожности) - 5 человек; от 1 до 6 баллов (низкий уровень тревожности) - 1 человек; В контрольной группе - от 15 до 20 баллов - 14 человек (высокий уровень тревожности); от 7 до 14 баллов - 5 человек (средний уровень тревожности); от 1 до 6 баллов - 1 человек (низкий уровень тревожности);
В процентном соотношении это представлено в таблице 3.
Таблица 3 - Уровень тревожности
дошкольников по данным опроса родителей
(экспериментальная и
Уровень тревожностиГруппы
испытуемыхЭкспериментальнаяКон
Информация о работе Влияние тревожности на познавательную активность