Влияние тревожности на познавательную активность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:43, дипломная работа

Описание работы

Цель нашей работы выявить влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Для достижения цели решались следующие задачи:
Провести теоретический анализ психологической природы тревожности.
Экспериментально выявить уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Показать влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Выявление уровня сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
.2 Использование предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
.3 Исследование эффективности системы организации предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 106.66 Кб (Скачать файл)

Возможности такого использования  игры связаны с двумя ее характеристиками:

Игра ребенка, по мнению М. Кляйн, представляет собой символическую  деятельность, в которой находят  свободное выражение подавленные  и ограниченные социальным контролем  бессознательные импульсы и влечения. В ролях, принимаемых на себе ребенком, в игровых действиях с игрушками  кроется определенный символический  смысл.

Игра является единственным видом деятельности, где ребенок  оказывается свободным от принуждения  и давления со стороны враждебной к нему среды.

Она считала, что практически  любое игровое действие ребенка  имеет определенный символический  смысл, выражает конфликты и подавленные  влечения ребенка.

В 1919 году М. Кляйн стала  использовать игровую технику как  средство анализа при работе с  детьми младше 6 лет. Она считала, что  детская игра и основанная на ней  игротерапия позволяют непосредственно  проникнуть в детское бессознательное. Термин «игровая терапия» был предложен  именно Мелани Кляйн.

В ее работах также впервые  выделен необходимый игровой  материал в состав, которого входили  простые игрушки: маленькие деревянные мужчины и женщины, машины, тележки  на колесах, качели, поезда, самолеты, животные, деревья, кубики, дом, бумага, ножницы, карандаши, мелки, краски, клей, мячи, наборы шаров, пластилин и веревка. Небольшой  размер таких игрушек, их значительное количество и разнообразие позволяет  ребенку выразить широкий спектр его фантазий и опыта. Важно, что  ребенок может с помощью этих игрушек воссоздать ситуации из своего опыта.

Работа в игровой ситуации, где ребенку предлагается несколько  специально отобранных игрушек, и терапевт участвует в проигрывании ребенком определенных травматических эпизодов, была названа активной игротерапией. В активной терапии была с успехом  воспринята выдвинутая М. Кляйн цель быстрого снижения уровня тревожности  у детей. Предполагалось, что ни один другой метод не может столь быстро привести к подобным результатам.

В то же самое время стала  использовать игру для установления контакта с ребенком А. Фрейд. Она  обнаружила, что игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем  средством, которое делает самовыражение  ребенка свободным.

Наряду с активным параллельно  развивался пассивный тип игротерапии, когда терапевт не ограничивает детскую  игру, а вместо этого просто присутствует при ней, находясь в одной комнате  с ребенком.

По мере того как ребенок  в процессе разнообразной активной деятельности выясняет, что ему позволено  делать, терапевт постепенно включается в детскую игру. В пассивной  игротерапии принято считать, что  важное значение в преодолении эмоциональных  нарушений имеет принятие способов самовыражения ребенка. Ребенок  получает возможность проработать  свою тревогу, враждебность в игровой  форме и в своем собственном  темпе (32, с.130-132).

. Игротерапия центрированная  на клиенте.

Цель такой терапии  не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким - то специальным  поведенческим навыкам, а дать ему  возможность быть самим собой.

Развитие идей терапевтов в этом направлении изучено и  расширено К. Роджерсом и В. Экслайн.

В основе игротерапии, центрированной на ребенке, лежит представление  о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними  источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста.

Основная задача коррекции  состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации  личностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная  от принуждения, подчинения, страха и  зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой, по мнению сторонников  недирективной терапии, единственное место, где ребенок получает возможность  свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных  чувств и переживаний (32, с.133 - 134).

Исследования В. Экслайн  дали начало крупному направлению в  игротерапии. Она успешно применила  принципы недирективной терапии, например естественность, стремление индивида к развитию, способность индивида к управлению собственным развитием  в игровой коррекционной работе с детьми. Вместе с тем процесс  личностной реализации, саморазвития может быть нарушен или ограничен  вследствие либо неблагоприятных условий  среды, либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими, и в первую очередь с родителями и близкими взрослыми. Отношения, связь  с другим человеком составляют необходимое  условие личностного развития.

Многообразие возможных  процедур, происходящих в игровой  комнате, поставили В. Экслайн перед  необходимостью сформулировать ряд  требований психолог должен:

Искренне уважать ребенка  и быть заинтересованным в нем  как в целостной личности.

Относится с терпением  и пониманием к сложностям внутреннего  мира ребенка.

Достаточно хорошо знать  самого себя, чтобы быть в состоянии  сохранить эмоциональную устойчивость и служить интересам ребенка.

Иметь достаточно объективности  и интеллектуальной свободы выдвигать  и экспериментально проверять гипотезы и быть в состоянии гибко приспосабливать  свое мышление и реагирование к более  глубокому познанию ребенком самого себя.

Обладать сенситивностью, эмпатией, чувством юмора и легкостью  в общении.

В. Экслайн впервые отметила значение ограничений для чувства  безопасности и стабильности терапевтических  отношений у ребенка, а также  для повышения чувства ответственности  у ребенка за собственные поступки. Она определила перечень ограничений  и требования к ним (17, с 44 - 45).

. Игротерапия детско-родительских  отношений.

В 1960-е годы усилиями Л. Герни  и Б.Герни как особое направление  сформировалась игротерапия детско-родительских отношений, которая была ориентирована  на решение социальных, эмоциональных  и поведенческих проблем детей. Л. Герни отмечала, что данное направление  объединяет две стратегии: 1) игротерапию  с детьми и 2) обучение родителей  посредством прямого вовлечения их в процесс происходящих изменений. Терапевт детско-родительских отношений  обучает родителей психологически компетентному поведению с детьми и проведение игровых секций, осуществляя  при этом супервизорскую поддержку  и помогая использовать приобретенный  родителями опыт проведения игровых  занятий с детьми в домашних условиях. Обычно терапия детско-родительских отношений используется в работе с детьми от 3 до 12 лет, однако заполнение игровыми занятиями времени, уделяемого ребенку родителями, может распространяться и на общение с подростками.

Принципиальными основаниями  для детско-родительских отношений  является признание важного значения игры в развитии ребенка и в  терапевтических отношениях с ним. Признание способности родителей  к овладению умением проводить  игровые сессии со своими детьми и, наконец, предпочтение обучающей модели во взаимоотношениях с родителями и  детьми, так как, признавая наличие  биологически обусловленных проблем, специалисты в области терапии  детско-родительских отношений «рассматривают социальные, эмоциональные и поведенческие  трудности детей, как социально  обусловленные проблемы, возникающие  преимущественно из - за недостатка знаний и умений» (17, с.45 - 46).

Мы видим, что во всех направлениях так или иначе по функциям взрослого  в игре различают недирективную  игротерапию и директивную игротерапию.

Недирективная игротерапия - это целенаправленная терапевтическая  система, центром которой является ребенок как самостоятельная  личность, способная к саморазвитию.

Цель недирективной игротерапии  в общем смысле согласуется с  внутренним стремлением ребенка  к самоактуализации.

Ребенку необходимо помочь: 1) стать более ответственным в  своих действиях и поступках; 2) развить более позитивную Я - концепцию; 3) стать более самоуправляемым; 4) выработать большую способность  к самопринятию; 5) овладеть чувством контроля; 6) развить синситивность  к процессу преодоления трудностей; 7) развить внутренний источник оценки; 8) обрести веру в себя;

Директивная игротерапия - это  форма, в которой психотерапевт  выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с  принятием на себя ответственности  за достижение целей психотерапии.

Директивная игротерапия  предполагает выполнение игротерапевтом функций интерпретаций и трансляции ребенку символического значения детской  игры, активное участие взрослого  в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме  бессознательных подавленных тенденций  и их проигрывание в направлении  социально приемлемых стандартов и  норм.

В директивной игротерапии  взрослый берет на себя функции организатора игры, интерпретации ее символического значения.

К преимуществам директивной  игротерапии следует отнести  то, что психотерапевт может с  высокой вероятностью прогнозировать время и качество терапевтических  изменений у ребенка, более структурировано  и планомерно реализовывать и  контролировать их, а также работать с ребенком в более интенсивном  и краткосрочном режиме (17, с.81 - 82).

На основе этих двух основных видов игротерапии был создан метод смешанной игровой терапии.

Использование смешанной  игротерапии для коррекции личностной сферы у дошкольников становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так  называемых подвижек в поведении  ребенка. Умение психолога своевременно отреагировать на эти изменения  своевременно отреагировать на эти  изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации различных методов  игротерапии, что повышает эффективность  психотерапевтического процесса и  значительно упрощает его использование (17, с.19).

Итак, мы рассмотрели различные  подходы к игротерапии, а также  ее виды. Многообразие подходов еще  раз подтверждает актуальность использования  этого метода.

А.А. Осипова отмечает, игра оказывает значительное влияние  на развитие личности, а также снимает  напряженность, страх перед окружающими  и тревогу (32, с.126).

Г.А. Урунтаева определяет игру, как особый вид деятельности человека. Игра, по ее мнению, влияет на все стороны психического развития.

А.В. Запорожец писал: «Особое  значение имеют психические изменения, происходящие в игре. Они заключаются  в формировании у ребенка на основе внешней игровой деятельности умственного  плана, в развитии способности создавать  системы обобщенных, типичных образов, окружающих предметов и явлений. И затем совершать различные  их мысленные преобразования, подобные тем, которые совершались реально  с материальными объектами».

Игра для ребенка - это  радость и удовольствие. Игрушка  неизменный спутник ребенка с  первых дней рождения и важнейшее  средство психического развития дошкольника.

Ее специально создает  взрослый в воспитательных целях, чтобы  подготовить малыша к вхождению  в общественные отношения (45, с.64).

Н.М. Никольская и Р.М. Грановская считают, что с помощью игры дети развивают самые разные качества (30, с.249).

Поэтому многие методы психологической  коррекции и психотерапии в детском  возрасте основаны на игре как универсальном  способе воздействия на личность ребенка. Одним из таких методов  является игротерапия.

В настоящее время игровые  техники работы с тревожными детьми очень разнообразны. Они берут  свое происхождение не только от теории психоанализа, но и разрабатываются  современными игротерапевтами.

Итак, в первой главе нашей  работы мы рассмотрели основные аспекты  проблемы тревожности. Анализ литературных источников показал, что проблема тревожности  уходит своими корнями в античность и остается актуальной в настоящее  время. Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Существуют разнообразные методы коррекции уровня тревожности (арттерапия, сказкотерапия, сочинение историй и др.) одним из них является метод игротерапии. Это метод, в основе которого лежит игра. Игротерапия появившись, в первой половине 20 века постепенно, распространилась по широкому спектру направлений. Мы считаем, этот метод наиболее оптимальным для работы с тревожными детьми дошкольного возраста, так как ведущей деятельностью этого возраста является игра.

Глава 2. Экспериментальное  исследование влияния игротерапии  на уровень тревожности детей  дошкольного возраста

 

.1 Организация  и методы экспериментального  исследования

 

Жизненный опыт ребенка, накопленный  им до поступления в школу, может  помочь ему включиться в новые  социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям. Каждый ребенок целостен, он рождается  индивидуальностью, членом общества, создателем межличностных отношений. Дети максимально  активны в освоении окружающего  мира, себя самого. Поскольку организм ребенка более хаотичен и пластичен, он обладает наивысшим уровнем способности  к изменению, т. е. он наиболее динамичен. Поведение, личностные характеристики и даже физический облик и здоровье ребенка оказываются, зависимы не только и не столько от особенностей его  внутреннего, врожденного потенциала, сколько от внешних условий: от признания  взрослых; от благоприятного положения  в системе отношений со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок наиболее сензитивен к внешним воздействиям.

Но недостаточность жизненного опыта или неспособность владеть  собой могут привести к негативным последствиям, что существенно для  эмоционально - личностного опыта  ребенка. Отрицательный эмоциональный  опыт может породить высокую тревожность  детей.

Информация о работе Влияние тревожности на познавательную активность