Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:13, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние продуктивных умений на взаимоотношения детей в группе детского сада.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме;
исследовать уровни умений в продуктивной деятельности, социометрический статус ребенка;
разработать программу занятий, рекомендации для педагогов пои коррекции низкого социометрического статуса ребенка в группе.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Проблема влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ……… 7
1.1 Общее понятие о деятельности ………………………………………….. 7
1.2 Особенности продуктивной деятельности детей в дошкольном возрасте …………10
1.3 Особенности межличностных отношений детей в дошкольном возрасте ………………...… 15
1.4 Влияние умений в продуктивной деятельности на отношение к ребенку сверстников…………… 17
Глава 2. Исследование влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ……. 21
2.1 Исследование умений детей в различных видах продуктивной деятельности ……………………………………………………………...…. 21
2.2 Определение социометрического статуса ребенка в группе детского сада путем выработки у детей умений в продуктивной деятельности ….. 23
2.3 Разработка рекомендаций и памяток для педагогов и родителей ….... 32
Заключение …………………………………………………………………….. 39
Библиографический список ………………………………………………...… 42
Приложение ……………………………………………………………………. 45
ТЕМА: «Влияние умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Проблема влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ………………………………………………. 7
1.1 Общее понятие о деятельности ………………………………………….. 7
1.2 Особенности продуктивной деятельности детей
в дошкольном возрасте ……………………………………………………... 10
1.3 Особенности межличностных отношений детей
в дошкольном возрасте …………………………………………………...… 15
1.4 Влияние умений в продуктивной деятельности
на отношение к ребенку сверстников ……………………………………… 17
Глава 2. Исследование влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ………………………………………….. 21
2.1 Исследование умений детей в различных видах продуктивной деятельности ……………………………………………………………...…. 21
2.2 Определение социометрического статуса ребенка в группе детского сада путем выработки у детей умений в продуктивной деятельности ….. 23
2.3 Разработка рекомендаций и памяток для педагогов и родителей ….... 32
Заключение …………………………………………………………………….. 39
Библиографический список ………………………………………………...… 42
Приложение ……………………………………………………………………. 45
ВВЕДЕНИЕ
Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание педагогов и психологов. Ее значение особенно возросло в условиях, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности дошкольника на различных этапах его жизни, и в частности в старшем дошкольном возрасте — наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений.
Согласно стратометрической концепции деятельностного опосредствования, разработанной А. В. Петровским, главный, определяющий фактор межличностных отношений людей — это опосредствованность их содержанием групповой деятельности, ее мотивацией. Только в социально полезной деятельности, где происходит преобразование межличностных отношений, группа становится коллективом [24].
Божович Л.И. утверждает, что в процессе деятельности реализуются, с одной стороны, отношения индивида к объекту деятельности, а с другой — отношения участников деятельности по поводу различных сторон их совместной деятельности. Вместе с тем характер деятельности накладывает определенный отпечаток на их эмоциональные отношения друг к другу. Важный момент при этом — привлекательность деятельности, ее общественная полезность, общегрупповая и личная значимость для каждого участника [3].
По мнению Е.Е. Кравцовой в общении с ровесниками у ребенка развиваются важнейшие черты личности - он становится более уверенным в своих силах, приобретает навыки самостоятельной деятельности, учится сознательно управлять своими поступками и поведением и т.д. Ребенок учится у сверстника совершенно иначе, чем у взрослого. Если взрослый для дошкольника является, прежде всего, эталоном, которому он стремится во всем подражать, то сверстника можно поправить, дополнить и т.д. В своем исследовании. Е.Е Кравцова отмечает, что возникновение кооперативно-соревновательного вида общения дошкольников со сверстниками помогает им овладеть общими способами действия в ситуации учебной задачи, а новый тип самосознания и отношения к самому себе связан с формированием у детей действий контроля и оценки [14].
В ряде подходов, направленных на нравственное развитие и освоение морального поведения ребенка дошкольного возраста группе сверстников придается особое значение. По мнению многих авторов (Абраменкова В.В., Буре Р.С., Нечаева В.Г., Маркова Т.А. и др.) на нравственное развитие существенно влияет совместная деятельность детей. «Значение совместной деятельности состоит в том, что дети в ее процессе сами вступают в нравственные отношения друг с другом и начинают осознавать их как особую действительность. Моральные правила, которые сообщает взрослый, служат средством разрешения возникающих конфликтов, получая практическое применение», - пишет Буре Р.С. [2, С. 67].
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, «проблемой века», является для психологии ключевой проблемой. Большое значение приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками, дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения. Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает позже, чем его потребность в общении с взрослыми. Но именно в дошкольном возрасте она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в школе. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе. Воспитателю открываются дополнительные возможности активно использовать эти отношения в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребенка через публичное одобрение и присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка.
При анализе социометрического статуса как в определенной степени условной характеристики следует учитывать и другие показатели социальных интеракций, в частности, такие как значимость конкретной группы (статус в которой оценивается) для индивида, удовлетворенность коммуникативной потребности личности (взаимность социометрических выборов) и влияние статуса на развитие личности. Комплексная оценка этих показателей позволяет составить представление о реальном положении ребенка в группе и структуре его коммуникативных связей.
Некоторые исследователи отмечают, что дети с высокими творческими, интеллектуальными способностями часто проявляют лидерскую направленность, контактны, общительны, пользуются уважением и признанием сверстников. По мнению других ученых, неравномерность развития неординарных детей, проявляющаяся в опережающем развитии творческой и интеллектуальной сфер по сравнению с эмоциональной и социальной сторонами развития, обусловливают трудности взаимодействия с ровесниками.
Объект исследования: социометрический статус ребенка в группе.
Предмет исследований: влияние продуктивных умений на положение ребенка в группе сверстников.
Цель исследования: изучить влияние продуктивных умений на взаимоотношения детей в группе детского сада.
Задачи исследования:
Гипотеза: социометрический статус ребенка в группе можно поднять путем проведения специальной работы по формированию умений в продуктивных видах деятельности.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, социометрический метод, педагогическое исследование умений и навыков.
I. ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ УМЕНИЙ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ.
1.1 Общее понятие о деятельности
Деятельностью называется особенная форма социальной активности человека, возникшая у него в исторический период существования и обеспечивающая его нормальное существование и развитие как современного, культурного, цивилизованного человека. Деятельность человека вне общества не существует, как нет ее у младенца, у любого ребенка, не достигшего определенного уровня психологического развития. Деятельность не является и не может быть врожденной формой активности, она приобретается людьми в филогенезе и осваивается отдельно взятым человеком в процессе его индивидуального развития в обществе, среди людей.
Деятельность — это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.
Более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие «отношения» (В. Н. Мясищев). Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром, включает рационалистические, эмоциональные, межличностные и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия «отношения», позволяя преодолеть рационалистические традиции в трактовке деятельности, одновременно создает основу для охвата всех реальных разновидностей деятельности, разных их типов и даже классов [20].
Существует два основных признака деятельности.
Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата. Он может быть представлен не только в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности — не только собственно трудовой, но также и игровой, и учебной.
Во-вторых, деятельность — это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальный образ будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется именно целью (изготовление какого-либо продукта, получение каких-либо знаний).
Итак, деятельность — это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. Наряду с этими аспектами существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности (Рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Общепсихологические свойства деятельности
Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь, будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на определенный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.
Субъектность деятельности. Деятельность всегда социально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в понятиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.
Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.
Системность деятельности. Деятельность предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, — так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем [33].
Понятие «продуктивная деятельность» введено И. Кантом. Дальнейшее развитие получило в работах Фихте И.Г., который описывал продуктивный процесс как перевод некоторой неопределенности в определенность, а полученный результат – продукт является рефлексией созданного образа [4]. В современной литературе ориентация на освоение продуктивных (творческих) способов деятельности, отражена в работах В.В. Давыдова [7], В.П. Зинченко [9], В.Т. Кудрявцева, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Г.П. Щедровицкого и др.
1.2 Особенности продуктивной деятельности детей в дошкольном возрасте.
В словарной статье Б.Г. Мещеряков [4, С.139] определил понятие детской продуктивной деятельности как деятельности ребенка с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков. Развитие продуктивной деятельности определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла.
В.П. Зинченко отмечает важную роль продуктивной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста, т.к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов. Созданный им продукт в значительной мере отражает его представления об окружающем и эмоциональное отношение к миру [9].
К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности, каждый из которых может быть представлен исследовательской или изобретательской проблемой. Результатом – продуктом этой деятельности является промежуточный или конечный результат – решение, исследование, идея, идеализация, ресурс, противоречие, постановка задачи, модель, образ, разрешение противоречия, метафора и др., осознаваемые когнитивные и личностные изменения. Кудрявцев Т.В. считает, что в фундаменте развивающейся системы творческих способностей человека лежит его способность к продуктивному воображению [16].