Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:13, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние продуктивных умений на взаимоотношения детей в группе детского сада.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме;
исследовать уровни умений в продуктивной деятельности, социометрический статус ребенка;
разработать программу занятий, рекомендации для педагогов пои коррекции низкого социометрического статуса ребенка в группе.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Проблема влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ……… 7
1.1 Общее понятие о деятельности ………………………………………….. 7
1.2 Особенности продуктивной деятельности детей в дошкольном возрасте …………10
1.3 Особенности межличностных отношений детей в дошкольном возрасте ………………...… 15
1.4 Влияние умений в продуктивной деятельности на отношение к ребенку сверстников…………… 17
Глава 2. Исследование влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ……. 21
2.1 Исследование умений детей в различных видах продуктивной деятельности ……………………………………………………………...…. 21
2.2 Определение социометрического статуса ребенка в группе детского сада путем выработки у детей умений в продуктивной деятельности ….. 23
2.3 Разработка рекомендаций и памяток для педагогов и родителей ….... 32
Заключение …………………………………………………………………….. 39
Библиографический список ………………………………………………...… 42
Приложение ……………………………………………………………………. 45
По мнению Я.Л. Коломинского, к продуктивной деятельности в дошкольном возрасте обычно относят деятельность, которая имеет материально выраженный результат:
Рисование
Из всех видов продуктивной деятельности этот, пожалуй, наиболее популярен среди детей шестилетнего возраста.
Рисунок дошкольника имеет целый ряд особенностей. Одна из наиболее характерных – схематизм детского рисунка. Так, изображая человека, дети часто рисуют «головонога» (голову, руки, ноги); схематически изображаются ими и другие предметы.
К числу специфических особенностей стиля детского рисунка относят также «прозрачность», «незаслоняемость» предмета (рисуя дом, ребенок изображает его нередко одновременно как бы с нескольких точек зрения – стены, крышу, забор и людей, мебель через как бы «прозрачные» стены).
Затруднение вызывает у ребенка передача динамики предметов. Нередко дети используют для этого звукоподражания, жесты. От динамики моторного плана (нередко непроизвольной) ребенок постепенно переходит к динамике зрительной, изображаемой.
Трудность представляет для ребенка и передача им перспективных сокращений, пропорциональности отдельных частей предмета и т. п.
В своем рисунке шестилетний ребенок не только проявляет познание мира, но и выражает эмоциональное отношение к нему. Содержание рисунков свидетельствует о предпочтениях ребенка, о том, что его особенно интересует, привлекает.
В исследованиях показано, что чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности шестилетних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. Мальчики, например, любят рисовать солдат, лошадей, транспортные средства (корабли, поезда, самолеты), мчащихся всадников; девочки предпочитают изображать дома, природу. У мальчиков обнаруживается большее тяготение к динамическим построениям, у девочек же к статическим изображениям, они чаще в своем рисунке используют орнаментальное и декоративное оформление, украшение.
Основными средствами для выражения отношения к изображенному для ребенка служат линия и цвет. При этом цвет используется в этот период чаще линии. Кроме того, в качестве специальных выразительных средств ребенок использует орнамент и симметричные построения, гиперболизацию или преуменьшение отдельных предметов, композицию.
Конструирование
Это широко распространенный среди детей дошкольного возраста продуктивный вид деятельности.
Оно имеет некоторые особенности.
Конструирование предполагает специфические
приемы обследования (умение вычленить
основные части, опорные детали, их
расположение и т. д.), определенные
способы действия и построения конструкций.
Различают несколько видов
Современные дети создают различные модели и конструкции из строительного материала, деталей конструкторов (дупло, лего), изготавливают поделки из бумаги, различного природного и даже бросового материала (ветки, шишки, желуди, солома, катушки, коробки и т.п.), в последнее время появилось компьютерное конструирование.
Лепка
Она позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т. п. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов (глина, пластилин) позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности.
Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке (так же как, впрочем, и в других видах продуктивной деятельности) необходимо уделить особое внимание в работе с детьми шестилетнего возраста. Важно, чтобы ребенок этого возраста умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки – Буратино и Мальвину, Мальчиша-Кибальчиша, Незнайку, Дюймовочку, Айболита, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных («Хоккей», «Мы играем в снежки», «Лыжники», «Гимнасты», «Танцуем на празднике» и т. п.). Дошкольник должен уметь лепить небольшие скульптурные группы из 2-3 фигур, отражая характер образов и динамику действий, пропорциональные соотношения фигур и взаимоотношения между ними («Дед Мазай и зайцы», «Три медведя», «Колобок», «Парад» и т. д.).
Аппликация
Занимаясь аппликацией дети учатся вырезать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Наряду с индивидуальными работами шестилетки с удовольствием выполняют и коллективные композиции («Букет цветов», «Полянка», «Осенний сад», «Улица нашего города», «Беловежская пуща» и т. д.). Им под силу и крупноформатные аппликации, которые могут быть использованы для украшения зала, класса, лестничной площадки. Они создаются обычно при участии педагога, согласовывающего действия детей с помощью определенного ориентира (эскиз и т. д.).
Для воплощения определенного образа необходимы конкретные умения. Так, шестилетки осваивают основные приемы вырезания: от разрезания по прямой до округлых форм. Педагог подводит детей к обобщенному пониманию способа вырезания любых предметов. Овладевают они с помощью взрослого и силуэтным вырезанием [13].
Итак, продуктивная деятельность в дошкольном возрасте, как любой вид деятельности предполагает целенаправленность и может считаться полным, законченным лишь в том случае, если продуктивен, то есть, это такая деятельность, в процессе которой получен продукт.
Продуктивная деятельность тесно
связана с решением задач нравственного
воспитания. Эта связь осуществляется
через содержание детских работ,
закрепляющих определенное отношение
к окружающей действительности, и
воспитание у детей наблюдательности,
активности, самостоятельности, умения
выслушивать и выполнять
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
Продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.
Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.
1.3 Особенности межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.
В многочисленных исследованиях (Я.Л. Коломинский [12], Т.А. Репина [26], А.В. Кривчук, B.C. Мухина [19] и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.
Исследования, выполненные под руководством М.И. Лисиной, показали, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. В то же время отмечается нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными [17].
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов.
На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей.
На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника.
На третьем этапе (в 6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности – содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.
Результаты исследования Е.О. Смирновой свидетельствуют о том, что в основе популярности дошкольников лежит не развитие социального интеллекта и не организаторские способности, а прежде всего эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается как в различных эмоциональных проявлениях, так и в отдельных поведенческих актах. Нравственно-ценностные поведенческие проявления популярных детей имеют в своем основании, по мнению Е.О. Смирновой, особое, субъектное отношение к сверстнику. У этих детей предметное, объектное начало в отношениях со сверстниками, сравнение себя с другими не является главным и основным. Оно не закрывает другого ребенка и не делает защиту, утверждение и признание своего Я главной жизненной задачей. Именно это, по утверждению Е.О. Смирновой, обеспечивает признание других и утверждение ребенка в группе сверстников [31].
Таким образом, к пяти-семи годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка. Старший дошкольник проявляет острый интерес к товарищам, который проявляется в форме активного подражания, стремления к соперничеству. По мнению М.И. Лисиной, общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно - образа самого себя.
1.4 Влияние умений в продуктивной деятельности на отношение к ребенку сверстников
В общении со сверстниками у ребенка
закладываются не только основы морали
и нравственного поведения, но и
возникают избирательные
Большая группа исследователей в основе популярности дошкольников рассматривает их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности. Согласно данному подходу, дети предпочитают успешных, удачливых, активных сверстников, заслуживших положительные оценки взрослых и стремящихся к признанию.
В исследовании Т.А. Репиной было показано,
что повышение успешности ребенка
с низким социальным статусом в конструктивной
деятельности (после специального экспериментального
обучения) увеличивает число
В работе Т.В. Сенько показана взаимосвязь
между успешностью дошкольников
в познавательной и трудовой деятельности
и положением ребенка в группе
сверстников. Как показывают результаты
этого исследования, у популярных
детей наблюдается высокая
В исследовании А.А. Рояк было показано, что наличие способностей к игре и продуктивной деятельности у детей обеспечивает популярность их в группе сверстников. К этим способностям относятся операционные навыки и умения, интеллектуальные качества ребенка, проявляющиеся в богатстве фантазии, запасе конкретных знаний, развитой речи и пр. [28].
В отдельных экспериментальных психолого-педагогических исследованиях разрабатывался вопрос влиянии умений в продуктивной деятельности на взаимоотношения дошкольников. В них было показано, что специфика складывающихся в совместной деятельности отношений между детьми в значительной мере обусловлена операциональными компонентами ее структуры, диктующей определенные способы совместной деятельности. Рудовская, И.А. замечает, что эти отношения детей в зависимости от способа выполнения совместного задания могут приобретать либо сугубо деловую окраску, либо личностную, когда ребенок начинает замечать состояния окружающих его участников совместной деятельности и проявлять определенную активность по отношению к ним: оказывать помощь, давать советы и т. п. [29].