Влияние умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние продуктивных умений на взаимоотношения детей в группе детского сада.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме;
исследовать уровни умений в продуктивной деятельности, социометрический статус ребенка;
разработать программу занятий, рекомендации для педагогов пои коррекции низкого социометрического статуса ребенка в группе.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Проблема влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ……… 7
1.1 Общее понятие о деятельности ………………………………………….. 7
1.2 Особенности продуктивной деятельности детей в дошкольном возрасте …………10
1.3 Особенности межличностных отношений детей в дошкольном возрасте ………………...… 15
1.4 Влияние умений в продуктивной деятельности на отношение к ребенку сверстников…………… 17
Глава 2. Исследование влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ……. 21
2.1 Исследование умений детей в различных видах продуктивной деятельности ……………………………………………………………...…. 21
2.2 Определение социометрического статуса ребенка в группе детского сада путем выработки у детей умений в продуктивной деятельности ….. 23
2.3 Разработка рекомендаций и памяток для педагогов и родителей ….... 32
Заключение …………………………………………………………………….. 39
Библиографический список ………………………………………………...… 42
Приложение ……………………………………………………………………. 45

Файлы: 1 файл

курс Влияние продуктивной деятельности на положение среди дошкольников.docx

— 499.12 Кб (Скачать файл)

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика Я.Л. Коломинского «У кого больше?»

На каждого испытуемого заготовляется по три предмета, например по 3 картинки. До начала опыта дети не знают, в чем он будет заключаться. Им говорят только: «Сейчас мы поиграем в одну интересную игру. Чтобы играть в нее, надо хорошо запомнить, где кто сидит за партой». Дети запоминают, где кто сидит, после чего помощник педагога-экспериментатора (чаще всего воспитатель) выводит детей из классной комнаты. В дальнейшем те, кто участвовал в эксперименте, и те, кому это предстоит, не общаются между собой.

Эксперимент продолжается следующим образом.

Экспериментатор обращается к ребенку, который вошел в классную комнату: «Мы играем в игру «У кого больше?». Вот тебе три картинки. Можешь положить их по одной трем детям группы (себе класть нельзя). Выиграет тот, у кого окажется больше всего картинок. Никто не будет знать, кому ты положишь картинки. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь».

Ребенок берет картинки и вкладывает их по одной в конверты, лежащие на партах.

Экспериментатор фиксирует по репликам детей, кому кто положил картинки (они почти всегда вслух говорят, кому кладут картинку). Кроме того, это можно установить после окончания эксперимента: на каждой картинке ставится порядковый номер, под которым каждый ребенок фигурирует в списке.

После того как все члены группы осуществили выбор, экспериментатор фиксирует сделанные выборы и приглашает детей ознакомиться с результатами. (В запасе всегда следует иметь несколько лишних картинок, чтобы положить по 1-2 картинки тем детям, которые не получили их от сверстников. Разумеется, это делается втайне от детей, до их прихода в класс.)

Данные, полученные в проведенных экспериментах, представляются на особой таблице, из которой видно:

1) кто кого выбрал,

2) взаимный ли это выбор,

3) сколько выборов получил каждый ребенок (это число служит показателем его положения в группе),

4) при проведении экспериментов через определенные промежутки времени таблица показывает изменение отношений в группе.

Прежде чем составить таблицу результатов, следует расположить фамилии всех детей по алфавиту, сначала фамилии мальчиков, потом фамилии девочек (можно, конечно, и наоборот), и присвоить каждому порядковый номер. Этот номер должен оставаться постоянным во всех экспериментах, проводимых в данной группе.

Далее, фамилии располагаются на разлинованном в клетку листе бумаги по вертикали. Для удобства можно заштриховать клетки на пересечении одинаковых номеров. Таким образом, получается таблица, похожая на таблицу спортивных соревнований.

После нанесения всех отданных выборов на вертикальных столбцах, над которыми стоят номера испытуемых, обозначатся вое выборы, полученные каждым учеником класса.

Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Эта взаимность на таблице выделяется другим цветом, в который заключают соответствующее обозначение. В суммирующих нижних графах таблицы подводятся общие итоги экспериментов для каждого члена группы.

Обработка данных и интерпретация результатов

На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Матрица социометрических положительных выборов

Имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

                           

2

                           

3

                           

4

                           

5

                           

6

                           

7

                           

8

                           

9

                           

10

                           

11

                           

12

                           

13

                           

Кол-во выборов

                         

Кол-во взаимных выборов

                         

 

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие ячейки закрашиваются другим цветом (у нас в таблице они выделены серым цветом). Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Музыкально-литературная гостиная «Времена года» (с элементами продуктивной деятельности)

Продолжительность: 9 месяцев.

Цель: формировать у детей положительное отношение к искусству (изобразительное искусство, литература, музыка, театр, танец). Развивать художественное восприятие, мышление, память, речь, воображение, продуктивные виды деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать эмоциональному отношению к литературным и музыкальным произведениям, с помощью различных приёмов и методов.
  2. Развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной, современной музыкой.
  3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворений.
  4. Привлекать детей и родителей к активному участию в совместной художественно-продуктивной деятельности.
  5. Способствовать активизации родителей при организации выставок. Самостоятельно подбирать тематические стихотворения и заучивать их с детьми.

Выполнение проекта.

 

 

 

 

 

 

 

«Осень»

Раздел программы.

Формы и методы работы.

Знакомство с художественной литературой.

Проза: “Лисичкин хлеб” М. Пришвин, “Опёнки” Н.Павлова

Поэзия: “Осенью” М.Волошин, “Первый снег” Г.Городецкий

Развитие речи.

Индивидуально подобранные родителями стихотворения, отражающие соответствующее время года.

Музыка.

“Осенью” муз. и сл. А.Вивальди. 
“Осень” танец с листьями муз. Делиба. 
Игра “Плетень” (рус. нар. игра).

Продуктивная деятельность.

Изготовление поделок из овощей (родители совместно с детьми).

Физическое развитие.

Подвижная игра: “Перелет птиц”.

Аппликация.

“Дары осени” из осенних листьев.

Работа с родителями.

Беседа о важности проекта. 
Подбор стихотворений родителями для заучивания с детьми. 
Изготовление поделок.

Презентация проекта.

Выставка семейных работ. 
Концерт-выступление посезонно. 
Вручение благодарственных писем участникам. 
Газета или альбом с фотографиями из гостиной.


 

 

 

 

«Зима»

Раздел программы.

Формы и методы работы.

Знакомство с художественной литературой.

Проза: “Проказы старухи зимы” К.Ушинский, 
“На лесной опушке” Г. Скребицкий, 
Поэзия: “Зима” И.Суриков, 
“Зима, крестьянин торжествуя…” А.С.Пушкин.

Развитие речи.

Индивидуально подобранные родителями стихотворения, отражающие соответствующее время года.

Музыка.

“Зима” муз. и сл. Е.Олифировой танец с кисточками(вальс из к/ф “Анна Павлова”), 
“Метель” муз. Свиридова,  
игра “Воевода” (рус. нар. игра).

Продуктивная деятельность.

Конкурс самодельных новогодних игрушек, кормушек.

Физическое развитие.

Подвижная игра “Два Мороза”.

Аппликация.

“В лесу родилась ёлочка”, “Трусишка зайка серенький”.

Работа с родителями.

Беседа о важности проекта. 
Подбор стихотворений родителями для заучивания с детьми. 
Изготовление поделок.

Презентация проекта.

Выставка семейных работ. 
Концерт-выступление посезонно. 
Вручение благодарственных писем участникам. 
Газета или альбом с фотографиями из гостиной.


 

 

 

 

«Весна»

Раздел программы.

Формы и методы работы.

Знакомство с художественной литературой.

Проза: “На лесной полянке” Г. Скребицкий, 
“Наш скворечник” А. Крыков, 
Поэзия: “Весенние воды” Ф.Тютчев, 
“Жаворонок” В.Жуковский

Развитие речи.

Индивидуально подобранные родителями стихотворения, отражающие соответствующее время года.

Музыка.

“Весенние приметы” муз. и сл. В. Прописновой, 
“Как весна с зимою повстречались” хоровод (рус. нар. м.), 
“Весна” А. Вивальди, 
“Ручеёк” (рус. нар. игра).

Продуктивная деятельность.

Изготовление скворечников, посадка рябиновой аллеи.

Физическое развитие.

Подвижная игра “Гори, гори ясно”.

Аппликация.

“Весна пришла…”, “Цветок”.

Работа с родителями.

Беседа о важности проекта. 
Подбор стихотворений родителями для заучивания с детьми. 
Изготовление поделок.

Работа с родителями.

Выставка семейных работ. 
Концерт-выступление посезонно. 
Вручение благодарственных писем участникам. 
Газета или альбом с фотографиями из гостиной.


 

 

 

 

«Лето»

Раздел программы.

Формы и методы работы.

Знакомство с художественной литературой.

Проза: “Золотой луг” М. Пришвин, 
“Купание медвежат” В. Бианки, 
Поэзия: “Лето” Е.Трутнева, 
“Июнь” С. Маршак

Развитие речи.

Индивидуально подобранные родителями стихотворения, отражающие соответствующее время года.

Музыка.

“Какого цвета лето”, “Лето” сл. и муз. Глазунов. 
“Кримена” (бол.н.м.). 
“Охотники и зайцы” муз. В. Тиличеевой.

Продуктивная деятельность.

Выращивание рассады для цветников.

Физическое развитие.

Подвижная игра “Дорожка препятствий”.

Аппликация.

“Бабочки на лугу”.

Работа с родителями.

Беседа о важности проекта. 
Подбор стихотворений родителями для заучивания с детьми. 
Изготовление поделок.

Работа с родителями.

Выставка семейных работ. 
Концерт-выступление посезонно. 
Вручение благодарственных писем участникам. 
Газета или альбом с фотографиями из гостиной.


 

Ожидаемые результаты:

  1. Совместная работа воспитателей и родителей с детьми способствует установлению эмоциональных контактов между ними.
  2. Участники проекта получают навыки выразительного чтения. Будут развиты личностные качества ребенка: воля, интеллект, воображение, самореализация, самовыражение.
  3. Раз в квартал состоится «Творческая гостиная»:
    • «Осенние размышления» (осень)
    • «Зимушка хрустальная» (зима)
    • «Весенняя дискотека» (весна)
  1. Раз в квартал выставка поделок:
    • Выставка осенних поделок из овощей и природного материала.
    • Конкурс новогодних поделок сделанных своими руками.
  1. Проведение экологической акции «Покорми птиц зимой».
  1. Проведение экологической акции «Аленький цветок».
  2. Выпуск альбома по результатам проведённых мероприятий.

Информация о работе Влияние умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников